Про "самурайский дух", которого там сроду не было

Aug 20, 2015 17:20




Каваками Отодзиро: и его жена, одна из главных звезд японской женской театральной сцены периода Мэйдзи Садаякко, во время одного из представлений в Европе в 1906-1907 г.г.
В 1921 году (том самом, когда в журнале "Пасифик ревю" появилась статья Зои Кинкейд "Сокрытый гений Востока") Кабуки в очередной раз в своей истории оказался на перекрестке. В нашем представлении выражение "стоять на перекрестке" имеет не очень позитивный смысл. Оно ассоциируется с чем-то статичным, дескать, нет движения вперед и это очень плохо.
В ситуации с Кабуки периода Тайсё вряд ли можно говорить о чем-то плохом. Кабуки просто отдыхал, отдыхал после реформистских штормов и ураганов, проносившихся над этим театром в период Мэйдзи. Не то, чтобы в период Тайсё Кабуки оставался в неизменном состоянии, однако закончились очень энергичные, но не очень здоровые попытки радикальных театральных реформаторов "слепить" из понятного Кабуки и, на тот момент весьма превратно понимаемого западного театра, некое единое целое.



В наше время Каваками Отодзиро: это не только один из пионеров японского театра на западный манер, но и персонаж компьютерно-приставочной игры и аниме 明治東亰恋伽 - Мэйдзи То:кё: рэнка - "Любовная история в Токио периода Мэйдзи".
Настолько "весьма превратно", что даже любящий изящную словесность Ф.Б. в своем "Японском театре" одновременно с воздаванием должного роли, которую сыграла в истории японского театра самая первая "западная" постановка увиденная остальным миром, для характеристики ее автора и постановщика Каваками Отодзиро: не стесняется в выражениях, и величает организатора первой японской "западной" труппы "мошенником", а также одним из лиц, которые виновны в том, что serious appreciation of Japanese Theatre пришло на Запад с очень большим опозданием.
По мнению Ф.Б. тот факт, что на Западе "западный" японский театр увидели раньше традиционного, послужил основой для несерьезного восприятия всего японского театрального искусства в целом. Ф.Б., этот западный сфинкс-хранитель японского театра в XX веке, в своей оценке воздействия незрелого "западного" японского театра на западные умы, пожалуй, прав. Зарубежные гастрольные разъезды труппы Отодзиро: (руководившего из тени блистательного имени своей жены и главной звезды труппы Садаякко) надолго определили формат, в котором западный зритель был готов видеть японский театр. Этот формат, естественно, включал в себя и элементы традиционного для Японии театрального искусства, но величать его "настоящим японским театром", как это делал по коммерческим соображениям Каваками Отодзиро:, было слишком неосмотрительно. Не имеющая ровным счетом никакого представления о положении вещей в японском театральном мире публика восприняла труппу именно в качестве "настоящего театра Японии".
Те немногие интеллектуалы, кто о традиционной и новой ипостасях японского театрального искусства имели какое-то представление, за правилом хорошего тона считали интерес к наполненному символичнеским минимализмом театру Но: - Кабуки даже в их представлении должного интереса не находил. Отчасти так получилось, потому что во времена первых ориенталистов-японофилов (таких, как сэр Эдвин Арнольд) Кабуки был актуальным массовым искусством, в то время как Но : уже был старинной театральной классикой. В наше время, например, интерес к почти уже классическому театру "Такарадзука" вызовет больше академического понимания, нежели интерес к более актуальным современным идол-театрам. Я к тому, что примерно такова же ситуация с иностранным восприятием пары Но: - Кабуки была и в начале прошлого века.
Пока что мне не очень понятно, каким образом так сложилось, что к периоду американской оккупации в сознанании оккупантов Кабуки стал театром, воплощающим пресловутый "самурайский дух". Японцы, конечно, и сами приложили к тому руку, призвав в 1930-е Кабуки на службу государственной военной пропаганде, но ведь не может быть, чтобы пропагандистское влияние на внешние умы оказалось настолько эффективным. Должны быть, как говорится, "и иного рода вещи".

Ф.Б., Мэйдзи, японская история, искусствоведческий флуд, Зои Кинкейд, Кабуки, Тайсё

Previous post Next post
Up