Про Накамуру Содзю:ро: с "анилинового триптиха" речь уже заходила
в третьей части. Теперь мы знаем, кто это такой, но было не очень понятно, почему он там оказался. Актёры из Камигата на театральных листах из Эдо довольно частые гости, но как правило они туда попадали в качестве приезжих знаменитостей, которые на момент появления на свет листов либо находились с гастролями в административной столице Японии, либо в связи с их отъездом домой после таких гастролей. Но вот так, чтобы актёр из Камигата объявлялся на токийских театральных листах задолго до своего появления в этом городе - такое на театральных листах не так часто можно увидеть. Объяснить факт его присутствия можно попытаться возросшим интересом токийских театралов к событиям театральной жизни за пределами японской столицы.
В жизни Содзю:ро: 1874 год стал не менее знаменательным, нежели в жизни девятого Дандзю:ро:, про которого речь шла в
предыдущей серии "анилиновых приключений" и на лист с которым осакский актёр и был помещен Кунитикой. В 1874 году Содзю:ро: стал дзагасира главного осакского театра Кабуки "Нака", заняв, таким образом, место самой влиятельной звезды в мире Кабуки из Камигата. При чём глава токийского Кабуки выше и выглядит внушительнее осакского главы, в чём не возбраняется усматривать отображение того, как масштабность этих двух ветвей обсуждаемого театрального искусства виделась из Токио.
Очень может быть, что это просто случайность, но случайность довольно точно попадающая в положение вещей, актуальное для театрального мира Токио образца 1874 года, при чём не только в смысле размещения на листа пары с левого листа триптиха. Пятый Кикугоро:, например, почти такого же роста, как Дандзю:ро:, но будет чуть пониже, что в смысле иерархического положения очень похоже на правду. Третьим по высоте изображен Накамура Сикан IV, и в самом деле бывший третьим по популярности актером токийской сцены. Четвертый Сикан поддерживал хорошие отношения как с Дандзю:ро:, так и с Кикугоро: и появлялся на сцене в постановках с участием обоих, поддерживая нейтралитет в противостоянии Дан-Кику. Итикава Садандзи I, помещенный Кунитикой на лист с Кикугоро:, уступал упомянутой выше троице в известности, но применительно к реалиям 1874 года вполне может считаться четвертым по известности актёром токийского Кабуки. Кроме того, он родом из Камигата, где и начинал свою актерскую карьеру, перебравшись в Эдо уже будучи состоявшимся молодым талантом.
Если представить, что у нас на картинке вместо актёров изображены таблички с их именами, то получается что-то вроде бандзукэ (в данном случае что-то вроде синонима слова "хит-парад") на тему "Кто самый влиятельный в театральном мире среди звезд первой величины?". О том, что все нарисованные актеры являются одинаково звездными актёрами, нам может говорить та деталь, что картуши с именами актеров-персонажей Кунитика разместил на одном уровне. На подведение годовых итогов нам указывает месяц допущения к печати триптиха - 11-й (ноябрь), т.е. в продаже листы должны были оказаться где-то в 12-м месяце (декабре), т.е. в конце года, потому что в 1874 году новый год уже наступал по григорианскому календарю.