Среди людей, попавших на
"анилиновый триптих", объектом повышенного интереса для меня стал вот этот актёр - Накамура Содзю:ро:. Я с ним ранее не сталкивался, и по сему видеть его на листах в компании привычных звёзд первой величины было довольно необычно. Само собой, не потому что его там не должно быть, а потому что я не вполне себе представлял, кто это.
Как оказалось, на эдосских (точнее, уже токийских по времени, но по духу во многом еще эдосских) листах 1870-1880-х г.г. Накамура Содзю:ро: встречается довольно часто, при чем на листах, отображающих актёрские рейтинги (а это будет случай нашего анилина), он нередко находится в самых звёздных компаниях, или же оказывается задействован на главных ролях в представлениях с участием самого звёздного состава, что свидетельствует о его собственной популярности. Это не является открытием с точки зрения объективной, так как то, о чем я пишу очень хорошо известно, но является таковым с точки зрения субъективной, поскольку ранее в известной мне картине мэйдзийской сцены Накамура Содзю:ро: отсутствовал.
Строго говоря, наш Накамура Содзю:ро: является вторым (и последним на сегодня) носителем этого имени и по идее за его именем должен следовать числительный индекс, т.е. Накамура Содзю:ро: II, однако так никто не делает, потому что между собой наш Содзю:ро: и предыдущий никак не связаны. Предыдущий Содзю:ро играл на осакской сцене в 1720-1740-х годах и его имя вообще никакого отношения к нашему Содзю:ро: не имеет. Там ни о какой передачи имени от предшественника быть не может, так что, если угодно, это просто полные тёзки, и далее в этом посте про Содзю:ро: XVIII века можно просто забыть.
Накамура Содзю:ро: был актёром из
Камигата - он принадлежит к числу актёров осакской сцены. В ранг популярных он попал, если можно так выразиться, "с чёрного хода" - он родом из деревни в провинции Овари, которая сейчас входит в состав современной префектуры Аити. При чём он родом из семейства, никакого отношения к Кабуки не имеющего. Изначально он был учеником провинциального актёра Араси Камэтаро:, имя которого до наших дней не сохранилось бы (как это произошло с тысячами имён других актёров из мира провинциального Кабуки), если бы не имело связи с нашей будущей знаменитостью. Вместе с провинциальной труппой, к которой принадлежал его учитель, будущий Накамура Содзю:ро: гастролировал по провинции.
При чём в провинции это должна была быть достаточно известная труппа, потому что на глаза актёру Накамуре Гандзяку II, звезде из торговой столицы Японии (т.е. из Осаки), наш герой попался в Нагое, а это был большой замковый город с третьей по значимости (после Эдо и Камигата) театральной сценой. Кабуки был штукой многоуровневой, если что. В самом низу находился деревенский Кабуки (небольшие труппы бродячих актёров, показывавших простенькие представления в сельской местности), следующим уровнем был провинциальный Кабуки (его актёры тоже зарабатывали на жизнь гастролями, но уровень организации и реквизит у них были лучше, а актёрское мастерство выше), и венчал японскую театральную пирамиду "Кабуки трёх столиц" - Эдо, Осака, Киото. Среди всех возможных попаданий в число звёзд Кабуки первой величины путь попадания туда путём прохода через эти три уровня является самым невозможным. Чтобы так получилось, нужно было иметь неимоверный актёрский талант, дипломатический дар и огромную работоспособность. Накамура Содзю:ро: попал в знаменитости "Кабуки трёх столиц" именно таким способом.
В 1860 году, уже зарекомендовавший себя в Осаке и Киото в качестве многообещающего таланта актёр с провинциальным именем Араси Камэдзо: официально входит в театральный мир трёх столиц, женившись на дочери очень влиятельного осакского актёра Мимасу Дайгоро: IV. Став членом семьи актёра, входящего в систему сцены "Кабуки трёх столиц", Камэдзо: становится техническим учеником своего тестя и принимает новое актерское имя - теперь его зовут Мимасу Гэнносукэ III, а спустя пять лет, в 1865 году, он становится учеником осакской звезды первой величины, второго Накамуры Дзякуэмона и принимает то имя, под которым оказался на нашем "анилиновом триптихе" - Накамура Содзю:ро:.
Спустя девять лет, в 1874 году, он становится дзагасира (художественным руководителем) осакского театра "Накадза", благодаря чему занимает положение одной из самых влиятельных фигур в мире Кабуки из Камигата. В Эдо, вернее уже в Токио, Содзю:ро: приезжает гастролировать только в 1877 году, так что его появление на раскрашенных анилином листах Кунитики 1874 года - явление в высшей степени любопытное. Однако прежде чем понять, зачем в Токио могло понадобиться делать картинки с актёром, который в Токио еще не бывал, давайте закончим с краткой биографией Содзю:ро:.
В Эдо Токио он появлялся на сцене целых пять сезонов (с 1877 по 1882 г.г.), при чём там его талант ценили настолько, что многие современники ставили его выше великих Дандзю:ро: IX и Кикугоро: V, вместе с которыми Содзю:ро: на сцене и блистал. В Кабуки царило время перемен, но Содзю:ро: был чуть ли не театральным реакционером, и находился в крайней оппозиции по отношению к неизбежным реформам. В этой плоскости он был оппонентом двум упомянутым выше главным токийским звездам Кабуки, в особенности по отношению к девятому главе дома Итикава, при чем оппонентом страстным и непримиримым. В одном из эпизодов своей борьбы с неизбежными переменами Содзю:ро: даже прекратил сценическую деятельность и открыл продуктовую лавку в Осаке, анонсировав свой уход из театра в торговлю. Надолго уйти у него, правда, не получилось - осакские театралы осадили дом Содзю:ро: посредством делегаций, подарков и прошений о возвращении актёра на сцену, чем в конечном итоге своего добились. В реформаторских баталиях, правда, он больше не участвовал и от выступлений на токийской сцене воздерживался, но до самой своей смерти в октябре 1889 года Содзю:ро: радовать публику в Осаке и Киото своим мастерством продолжал.
На этом пока что всё, но четвертая (из запланированных двух) серия "Анилиновых приключений" вскоре тоже появится. つづく。