Анилиновые приключения (часть третья)

Mar 15, 2015 13:09




Среди людей, попавших на "анилиновый триптих", объектом повышенного интереса для меня стал вот этот актёр - Накамура Содзю:ро:. Я с ним ранее не сталкивался, и по сему видеть его на листах в компании привычных звёзд первой величины было довольно необычно. Само собой, не потому что его там не должно быть, а потому что я не вполне себе представлял, кто это.


Как оказалось, на эдосских (точнее, уже токийских по времени, но по духу во многом еще эдосских) листах 1870-1880-х г.г. Накамура Содзю:ро: встречается довольно часто, при чем на листах, отображающих актёрские рейтинги (а это будет случай нашего анилина), он нередко находится в самых звёздных компаниях, или же оказывается задействован на главных ролях в представлениях с участием самого звёздного состава, что свидетельствует о его собственной популярности. Это не является открытием с точки зрения объективной, так как то, о чем я пишу очень хорошо известно, но является таковым с точки зрения субъективной, поскольку ранее в известной мне картине мэйдзийской сцены Накамура Содзю:ро: отсутствовал.
Строго говоря, наш Накамура Содзю:ро: является вторым (и последним на сегодня) носителем этого имени и по идее за его именем должен следовать числительный индекс, т.е. Накамура Содзю:ро: II, однако так никто не делает, потому что между собой наш Содзю:ро: и предыдущий никак не связаны. Предыдущий Содзю:ро играл на осакской сцене в 1720-1740-х годах и его имя вообще никакого отношения к нашему Содзю:ро: не имеет. Там ни о какой передачи имени от предшественника быть не может, так что, если угодно, это просто полные тёзки, и далее в этом посте про Содзю:ро: XVIII века можно просто забыть.


Накамура Содзю:ро: был актёром из Камигата - он принадлежит к числу актёров осакской сцены. В ранг популярных он попал, если можно так выразиться, "с чёрного хода" - он родом из деревни в провинции Овари, которая сейчас входит в состав современной префектуры Аити. При чём он родом из семейства, никакого отношения к Кабуки не имеющего. Изначально он был учеником провинциального актёра Араси Камэтаро:, имя которого до наших дней не сохранилось бы (как это произошло с тысячами имён других актёров из мира провинциального Кабуки), если бы не имело связи с нашей будущей знаменитостью. Вместе с провинциальной труппой, к которой принадлежал его учитель, будущий Накамура Содзю:ро: гастролировал по провинции.
При чём в провинции это должна была быть достаточно известная труппа, потому что на глаза актёру Накамуре Гандзяку II, звезде из торговой столицы Японии (т.е. из Осаки), наш герой попался в Нагое, а это был большой замковый город с третьей по значимости (после Эдо и Камигата) театральной сценой. Кабуки был штукой многоуровневой, если что. В самом низу находился деревенский Кабуки (небольшие труппы бродячих актёров, показывавших простенькие представления в сельской местности), следующим уровнем был провинциальный Кабуки (его актёры тоже зарабатывали на жизнь гастролями, но уровень организации и реквизит у них были лучше, а актёрское мастерство выше), и венчал японскую театральную пирамиду "Кабуки трёх столиц" - Эдо, Осака, Киото. Среди всех возможных попаданий в число звёзд Кабуки первой величины путь попадания туда путём прохода через эти три уровня является самым невозможным. Чтобы так получилось, нужно было иметь неимоверный актёрский талант, дипломатический дар и огромную работоспособность. Накамура Содзю:ро: попал в знаменитости "Кабуки трёх столиц" именно таким способом.
В 1860 году, уже зарекомендовавший себя в Осаке и Киото в качестве многообещающего таланта актёр с провинциальным именем Араси Камэдзо: официально входит в театральный мир трёх столиц, женившись на дочери очень влиятельного осакского актёра Мимасу Дайгоро: IV. Став членом семьи актёра, входящего в систему сцены "Кабуки трёх столиц", Камэдзо: становится техническим учеником своего тестя и принимает новое актерское имя - теперь его зовут Мимасу Гэнносукэ III, а спустя пять лет, в 1865 году, он становится учеником осакской звезды первой величины, второго Накамуры Дзякуэмона и принимает то имя, под которым оказался на нашем "анилиновом триптихе" - Накамура Содзю:ро:.


Спустя девять лет, в 1874 году, он становится дзагасира (художественным руководителем) осакского театра "Накадза", благодаря чему занимает положение одной из самых влиятельных фигур в мире Кабуки из Камигата. В Эдо, вернее уже в Токио, Содзю:ро: приезжает гастролировать только в 1877 году, так что его появление на раскрашенных анилином листах Кунитики 1874 года - явление в высшей степени любопытное. Однако прежде чем понять, зачем в Токио могло понадобиться делать картинки с актёром, который в Токио еще не бывал, давайте закончим с краткой биографией Содзю:ро:.
В Эдо Токио он появлялся на сцене целых пять сезонов (с 1877 по 1882 г.г.), при чём там его талант ценили настолько, что многие современники ставили его выше великих Дандзю:ро: IX и Кикугоро: V, вместе с которыми Содзю:ро: на сцене и блистал. В Кабуки царило время перемен, но Содзю:ро: был чуть ли не театральным реакционером, и находился в крайней оппозиции по отношению к неизбежным реформам. В этой плоскости он был оппонентом двум упомянутым выше главным токийским звездам Кабуки, в особенности по отношению к девятому главе дома Итикава, при чем оппонентом страстным и непримиримым. В одном из эпизодов своей борьбы с неизбежными переменами Содзю:ро: даже прекратил сценическую деятельность и открыл продуктовую лавку в Осаке, анонсировав свой уход из театра в торговлю. Надолго уйти у него, правда, не получилось - осакские театралы осадили дом Содзю:ро: посредством делегаций, подарков и прошений о возвращении актёра на сцену, чем в конечном итоге своего добились. В реформаторских баталиях, правда, он больше не участвовал и от выступлений на токийской сцене воздерживался, но до самой своей смерти в октябре 1889 года Содзю:ро: радовать публику в Осаке и Киото своим мастерством продолжал.

На этом пока что всё, но четвертая (из запланированных двух) серия "Анилиновых приключений" вскоре тоже появится. つづく。

японская история, Тоёкуни III, искусствоведческий флуд, Камигата, Кунитика, Мэйдзи, Кабуки, Эдо, якуся-э

Previous post Next post
Up