Почти так и есть, последней всеобщей перед мэйдзийской была реестризация земли, которая проводилась при Хидэёси. Еще Цунаёси затевал аналогичную перепись, как раз с целью выяснения кто и чем владеет на самом деле, но уже к тому времени у правительства денег на организацию столь масштабной описи не было, так что проект хотя и начали, но вряд ли исполнили хотя бы на треть, а потом Цунаёси умер и правительство решило, что реестры будут составлять на местах, присылать по мере надобности в Эдо, где с их помощью будут вносить коррективы в тот самый замшелый реестр, что был составлен еще при Хидэёси. Японцы в целом до сих не любят, когда иностранцы начинают совать свой нос в земельно-имущественные вопросы старого времени, потому что с их точки зрения тот винегрет, что там творился, наносит удар имиджу японцев, как нации, любящей аккуратность и точность :)
Те купцы, которые умные, родниться с самураями не спешили, потому что самурай это не только два меча, но еще и повышенно строгие требования закона, сословные обременения и прочие этические радости. Естественно, где-то на уровне родовых вассалов сёгуна возникали ситуации, когда ради статуса можно было пойти на причинение себе таких неудобств, но в целом случаи перехода представителей торгового сословия в воинское редки не только потому что по закону это было возможно только в исключительных обстоятельствах, но и потому что в целом купцы не горели особым желанием в самурайское ярмо впрягаться.
С храмами ситуация несколько иного свойства, потому что номинально земля храма принадлежит не самому храму, но божеству или будде, которому храм посвящен. Т.е. номинально эти земли находятся в юрисдикции существ, которые равны по своему божественному статусу императору и храмовые территории - это государство в государстве.
Те купцы, которые умные, родниться с самураями не спешили, потому что самурай это не только два меча, но еще и повышенно строгие требования закона, сословные обременения и прочие этические радости. Естественно, где-то на уровне родовых вассалов сёгуна возникали ситуации, когда ради статуса можно было пойти на причинение себе таких неудобств, но в целом случаи перехода представителей торгового сословия в воинское редки не только потому что по закону это было возможно только в исключительных обстоятельствах, но и потому что в целом купцы не горели особым желанием в самурайское ярмо впрягаться.
С храмами ситуация несколько иного свойства, потому что номинально земля храма принадлежит не самому храму, но божеству или будде, которому храм посвящен. Т.е. номинально эти земли находятся в юрисдикции существ, которые равны по своему божественному статусу императору и храмовые территории - это государство в государстве.
Reply
Reply
Leave a comment