Формально всей землей владел император, только делегировавший сёгуну право распоряжаться землей и вести все прочие дела страны. Сёгун, соответственно, по той же схеме мог раздавать землю в этакую субаренду от своего имени. Номинально получать землю в пользование от сёгуна могли только представители воинского сословия, аристократия получала её от имени императора. Но, так как купечеству не возбранялось брать землю в субаренду у самураев с придворными, в конечном итоге так получилось, что почти вся земля находилась в такой суб-суб-субаренде. В правительстве от такого положения вещей были не в восторге, но решить в желаемую сторону вопрос с земельной собственностью министры не могли, потому что с точки зрения буквы закона сёгунат распоряжался землей от имени императора, т.е. правительство тоже было субарендатором.
Купцы были субарендаторами самураев, при чем к интересующему меня периоду там уже была такая ситуация, что обнищавшие арендодатели находились в прямой зависимости от своих арендаторов. А уж когда торговое сословие додумалось до рисовой биржи, то тут и вовсе имущественные дела у плохо понимавших рыночные отношения самураев превратились в полную дрянь.
Ага! То есть по аналогии с платой государственным служащим, сумма аренды за участки была фиксированной, принятой черт знает когда - может при Нобунаге, и в рисе естественно, а так как цена риса постоянно падала, профит имели те же купцы, игроки на рисовой бирже. Крепко нижайшие обложили верхних. )) И кстати, может так было, что породнившись с обнищавшим самураем, купеческая семья приобретала для потомков не только гордое имя и право на два меча, но и некие более высокие права на уже арендуемую собственность. Интересно, а храмы и святилища были такими же субарендаторами именно императора, как и прочие?
Почти так и есть, последней всеобщей перед мэйдзийской была реестризация земли, которая проводилась при Хидэёси. Еще Цунаёси затевал аналогичную перепись, как раз с целью выяснения кто и чем владеет на самом деле, но уже к тому времени у правительства денег на организацию столь масштабной описи не было, так что проект хотя и начали, но вряд ли исполнили хотя бы на треть, а потом Цунаёси умер и правительство решило, что реестры будут составлять на местах, присылать по мере надобности в Эдо, где с их помощью будут вносить коррективы в тот самый замшелый реестр, что был составлен еще при Хидэёси. Японцы в целом до сих не любят, когда иностранцы начинают совать свой нос в земельно-имущественные вопросы старого времени, потому что с их точки зрения тот винегрет, что там творился, наносит удар имиджу японцев, как нации, любящей аккуратность и точность :)
Те купцы, которые умные, родниться с самураями не спешили, потому что самурай это не только два меча, но еще и повышенно строгие требования закона, сословные обременения и прочие этические радости. Естественно, где-то на уровне родовых вассалов сёгуна возникали ситуации, когда ради статуса можно было пойти на причинение себе таких неудобств, но в целом случаи перехода представителей торгового сословия в воинское редки не только потому что по закону это было возможно только в исключительных обстоятельствах, но и потому что в целом купцы не горели особым желанием в самурайское ярмо впрягаться.
С храмами ситуация несколько иного свойства, потому что номинально земля храма принадлежит не самому храму, но божеству или будде, которому храм посвящен. Т.е. номинально эти земли находятся в юрисдикции существ, которые равны по своему божественному статусу императору и храмовые территории - это государство в государстве.
Но, так как купечеству не возбранялось брать землю в субаренду у самураев с придворными, в конечном итоге так получилось, что почти вся земля находилась в такой суб-суб-субаренде. В правительстве от такого положения вещей были не в восторге, но решить в желаемую сторону вопрос с земельной собственностью министры не могли, потому что с точки зрения буквы закона сёгунат распоряжался землей от имени императора, т.е. правительство тоже было субарендатором.
Купцы были субарендаторами самураев, при чем к интересующему меня периоду там уже была такая ситуация, что обнищавшие арендодатели находились в прямой зависимости от своих арендаторов. А уж когда торговое сословие додумалось до рисовой биржи, то тут и вовсе имущественные дела у плохо понимавших рыночные отношения самураев превратились в полную дрянь.
Reply
И кстати, может так было, что породнившись с обнищавшим самураем, купеческая семья приобретала для потомков не только гордое имя и право на два меча, но и некие более высокие права на уже арендуемую собственность.
Интересно, а храмы и святилища были такими же субарендаторами именно императора, как и прочие?
Reply
Те купцы, которые умные, родниться с самураями не спешили, потому что самурай это не только два меча, но еще и повышенно строгие требования закона, сословные обременения и прочие этические радости. Естественно, где-то на уровне родовых вассалов сёгуна возникали ситуации, когда ради статуса можно было пойти на причинение себе таких неудобств, но в целом случаи перехода представителей торгового сословия в воинское редки не только потому что по закону это было возможно только в исключительных обстоятельствах, но и потому что в целом купцы не горели особым желанием в самурайское ярмо впрягаться.
С храмами ситуация несколько иного свойства, потому что номинально земля храма принадлежит не самому храму, но божеству или будде, которому храм посвящен. Т.е. номинально эти земли находятся в юрисдикции существ, которые равны по своему божественному статусу императору и храмовые территории - это государство в государстве.
Reply
Reply
Leave a comment