Всё идет к тому, что в 2015 году мы с вами будем больше времени проводить в периоде, который принято именовать "послевоенным", имея в виду Вторую мировую войну. Частично, конечно же, это будет происходить из-за моего любимого
Ф.Б., но не только из-за него. В XX веке героев, достойных эпоса, было не меньше, нежели в более стародавние времена. Ежели бы мне довелось составлять этакие ориенталистические святцы за XX век, то имя Фредерика Джосса, несомненно, в них оказалось на месте не менее почетном, нежели место, отведенное для Ф.Б.
Ловлю себя на мысли, что рискую скатиться к обобщению этих двух замечательных людей, или (что еще хуже) к противопоставлению, но не имею никакого желания так поступать, хотя бы потому что это по-разному одинаково прекрасные люди. Искать (и находить) в них общее глупо, потому что у людей верящих в универсальные общечеловеческие ценности (к слову, у нас в провинции, это чуть ли не ругательство) можно найти немало общего, а противопоставлять глупо, потому что разные люди приходят к этим ценностям разными путями. Гм, если услышите, что где-то проводится конкурс на лучшее декларирование очевидных вещей с глубокомысленным видом, то дайте знать, пожалуйста :))))
Ф.Б. пришел к своим азиатским интересам через
музыкальный ориентализм русского композитора Александра Скрябина, побудивший молодого и перспективного американского пианиста бросить всё, сорваться с места и отправиться на остров Ява, чтобы изучать там
мистически звучащий индонезийский традиционный оркестр
гамелан. В Японии, как известно, не входившей в сферу интересов источника вдохновения Ф.Б., он оказался только потому что эти острова были перевалочным пунктом на пути из Америки в
Голландскую Ост-Индию. Стоянка почтового парохода занимала две недели, которые Ф.Б. решил использовать для более близкого знакомства с оказавшей на пути экзотической страной и уехал в Токио. Вероятно, поход в театр Кабуки был одним из первых пунктов в программе знакомства, потому что Ф.Б. приехал в Японию в конце марта 1940 года, а его первым представление Кабуки была "Тю:сингура" с пятнадцатым Удзаэмоном в главной роли (вот почему первый вопрос, который Ф.Б. задал японцам после Второй мировой, был про него), т.е. представление, которое показывали в "Кабукидза" с 1 по 26 марта 1940 года.
"Будучи случайным иностранцем, я почувствовал, что нашел средство, при помощи которого смогу проникнуть в историческую и современную культурную сущность японцев. Чувство человечности и понимания чувств и культуры другой нации, как мне подумалось, неизбежно разовьется в жизненно важное чувство единства всех людей", - так позднее Ф.Б. в
"Японском театре" передал чувства, которые вызвал у него первый просмотр Кабуки.
Как следствие, он сдал свой билет до Явы и остался в Японии, чтобы продолжить свое знакомство с Кабуки, Он прожил там целый год - вплоть до момента, пока из-за начавшейся моды на неприязнь к иностранцам, этим подозрительным гайдзином, много времени проводящем в театрах Кабуки, не начала активно интересоваться тайная полиция. Свой второй визит в страну Ва Ф.Б. нанёс спустя почти пять лет, уже
в ином качестве.
Путь Фредерика Джосса в Азию (и по Азии) мало похож на путь Ф.Б. - его Азия более личная и менее театральная. Их Азии имеет сходство примерно такое же, какое имеют реалии азиатского прошлого к своему театральному отображению. Ф.Б. привела на Восток страсть к музыке, что привело туда Фредерика Джосса я пока не очень хорошо понимаю, потому что на поверхности информации об этом человеке крайне мало. Я бы вряд ли вообще что-либо знал про факт его существования, если бы не случайное знакомство с единственной написанной им книгой, имеющий, как может показаться, весьма претенциозный заголовок
"Среди гейш и гангстеров" и авторскими необыкновенно притягательными иллюстрациями.
С информацией, которой можно воспользоваться с целью первичного знакомства с этим человеком мне повезло - прямо сейчас в Индии в городе Бангалор в Индийской галерее карикатуры
проходит выставка работ Фредерика Джосса, благодаря чему сведений о Джоссе стало немного больше, чем было до этой выставки. В Сети появилось несколько публикаций, и одну из них мне хотелось бы предложить в качестве отправной точки для более близкого знакомства с Фредериком Джоссом и его творчеством, комментарии в квадратных скобках, как обычно, мои.
Сказать многое немногим
(
Джаянти Мадукар, газета «Бангалор Миррор», 6 октября, 2014 года)
Индийская галерея карикатуры, благодаря счастливой случайности стала гордой обладательницей работ Фредерика Джосса (1907-1967 г.г.). Мы расскажем вам кое-что про Джосса и наследие его минималистического стиля.
В.Г. Нарендра является главой единственной в Индии галереи карикатуры, располагающейся в подвале Мидфорд-хауса, что находится в стороне от
Махатма Ганди-роуд. Будучи и сам художником-карикатуристом Нарендра говорит, что он всегда находится в поиске коллег и пополнении архива галереи.
«Посмотрите на этот портрет Ганеши работы
Р.К. Лаксмана», - с гордостью показывает он галерею тем, кто впервые посещает ее. В галерейном собрании есть работы знаменитых карикатуристов, которые он старается показывать публике.
«Моя цель - всегда показывать лучшие работы нашим посетителям».
Приятной неожиданностью стал момент, когда он получил электронное письмо от мужа второй дочери карикатуриста Фредерика Джосса в момент, когда он планировал проведение 100-й выставки в галерее. В письме Васант Шэнгдэ предлагал передать в дар галерее книги и «достойные выставок» репродукции карикатур из собрания своего тестя.
«Я немного знал про Фредерика Джосса, так как читал про путешествие Абу в Британию», - говорит Нарендра.
Он имеет в виду одного из своих знаменитых соотечественников, работавших за рубежом, художника-карикатуриста
Абу Абрахама,, начавшего собирать чемоданы для поездки в Британию после однострочного приглашения Джосса, гласившего «когда вы выезжаете?». Джосс, будучи регулярным гостем в Индии, очень высоко ценил талант Абрахама, и это было к большому недовольству
К. Шанакар Пиллай - редактора журнала «Шанкар'с уикли», в котором работал Абрахам.
«Вы украли у меня художника», - упрекал Пиллай Джосса.
Джосс был художником, способным передать характер человека небольшим количеством штрихов.
«Это признак хорошего карикатуриста», - поясняет Нарендра, который после получения письма изучал карикатуры, нарисованные Джоссом. Согласно Нарендре, три вещи отличают работы Джосса от других работ. Во-первых, умение узнаваемо нарисовать человека.
«Посмотрите на нарисованную им карикатуру Неру, и вы увидите, что тот получился как живой», - говорит Нарендра. Далее идет техника рисунка. Мазки кистью и штрихи карандаша исполнены очень умело. И третье, конечно же, тот факт, что карикатуры нарисованы минимальным количеством линий.
Фредерик Джосс - британский художник-карикатурист, эмигрировавший на Альбион из Австрии в 1933 году [в Австрии 25-летний Фриц Йозефович был редактором социалистической антифашистской газеты «Wiener Post», которую австрийские националисты смогли закрыть лишь самой последней. После ее закрытия Фриц Йозефович перебрался в Британию, где стал Фредериком Джоссом]. Он был известен как «Джосс из «The Star», рисовал карикатуры и картинки для этой газеты, и командировался для репортажей с европейских политических встреч и конференций, в особенности в Женеве. Его портреты мировых лидеров регулярно оказывались на первой полосе «The Star». Один из редакторов назвал его «черно-белым любимцем публики», так как Джосс умел хорошо передавать суть темы. После войны он рисовал почти на любые темы, включая театр и кино. Очень одаренный в смысле фиксации движений, Джосс умело рисовал популярных танцоров и иностранные танцевальные труппы, включая Les Ballet Negres - первое европейское танцевальное агентство для чернокожих, появившееся в Лондоне в 1946 году.
Вторая дочь Джосса Лиза Шэнгдэ так отзывается о свойственной ее отцу наблюдательности: «Он слушал, смотрел и понимал всё и что угодно. Я очень похожа на него в этом смысле - я всегда рада, когда мне удается узнать что-либо новое. Думаю, что он был таким же. Он был уверен, что карикатурист и иллюстратор должен знать, как нужно рисовать человека в обычном стиле, прежде чем начинать рисовать карикатуры».
Нарендра зачитывает некоторые названия из 24 книг, попавших в собрание галереи из библиотеки Джосса: «Золотой век индийского искусства» (1955), «Бхартия Касида, Махатма Ганди: наброски ручкой, карандашом и кисть»
Кану Десая (1932). Нарендра считает, что «он много учился, прежде чем начал рисовать карикатуры».
Джосс путешествовал по Индии в 1950-х годах. По возвращении он устроил выставку большого количества своих работ, которые были сделаны не прямо с натуры, но на основе его наблюдений за страной и людьми вокруг него.
Кришна Менон, один из дипломатов и государственных деятелей прошлого, называл его индийские зарисовки «этюдами для понимающих». Джосс рисовал разных индийский лидеров, включая в их число
Мораджи Десая,
Виджаю Лакшми Пандит и
Индиру Ганди, при чем делал это очень эффектно.
В 1955 году Джосс стал членом Королевского общества искусств и был награжден французским Орденом Почетного легиона. Признание дало ему возможность стать независимым. Недостатка в работе не было, но, как говорит Шэнгдэ, «Джосс рисовал много карикатур, но этим нужно было заниматься с регулярной частотой, так как они были его основным источником дохода». У него случился нервный срыв, и ему понадобилась психиатрическая помощь. Его жена умерла во время его госпитализации. Четыре года мир не знал, что с ним происходит. Но после серьезного заболевания и госпитализации Джосс уехал на Дальний Восток [об этом дальневосточном путешествии и Джосс и рассказывает в книге "Среди гейш и гангстеров"].
С обновленными жизненными силами, новой корейской женой, а потом и с дочерью, он вернулся в Лондон, где с большим успехом провел выставку своих работ. Он снова стал знаменитыми. Он даже написал книгу о том, что ему довелось пережить ради того, чтобы его жена и дочь могли присоединиться к нему. Однако в 1967 году он внезапно умер, выпав из окна одного из самых высоких этажей отеля «Хилтон» в Гонконге. Ему было 60. Часто говорят про самоубийство, но, так как он пытался разоблачить гонконгский наркотический рэкет, в журналистских кругах полагают, что его столкнули. Ко времени своей смерти он писал журналистские материалы, по меньшей мере, на шести языках, а его рисунки публиковались по всему миру.
Шэнгдэ, на вопрос о наследии своего отца, говорит, что не знает, какое оно. Она хранит в сердце его слова о том, что жить надо «с чувством долга, честью и по правде».
«Я пытаюсь следовать этим словам, как следовал им он», - говорит она.
Нарендра, в Британии с удовольствием принявший ценные дары в доме Лизы и Васанта Шэнгдэ, планирует провести выставку. Большинство экспонатов - печатные листы, которые можно разделить на категории: наброски, зарисовки и карикатуры.
[последний абзац, анонсирующий выставку работ
Уильяма Хогарта, попавших в Индийскую галерею карикатуры из собрания Фредерика Джосса, я переводить не стал]