From high to low and in different direction

Jan 21, 2014 16:16



В длинном поименном списке участниц идол-конгломерата, прозванного мной Семейство48, есть девушка по имени Мацуи Сакико. Идол, как идол - регалий особых не имеет, в системе игрушечных выборов путешествует в районе 40-60-х мест, при этом чем выше конкуренция за высокие места внутри Семейства48, тем меньше у нее шансов оказаться в числе первых. Короче говоря, она не звезда, а рабочая лошадка. Как очень удачно выразился мой недавно обновивший список своих идол-предпочтений приятель: "Все как в жизни: пара десятков миллионеров и все остальные".



У нее, конечно, бывают и свои пять минут стандартной идол-славы, но основное поле ее деятельности находится в третьем - четвертом ряду выступающих в АКБ-театре, и заключается оно в общем танце и участии в хоровых вокализах. Гурабиа и прочие бонусы возможны только потому что она участница Системы48, которая в наши дни имеет весьма едва ли не самый тяжелый вес в современной японской поп-культуре. Это внутри Системы48 ее место в иерархии можно сравнить с местом, которое некогда в театральной иерархии занимали актеры Кабуки второго плана, но за ее пределами для "пяти минут славы" вполне достаточно перед своим именем иметь приставку AKB48の, указывающую на принадлежность к выступающим в составе этого театра.


Я все это к тому, что у Сакико (さきこ - Сакико - это не только имя собственное, но еще и записываемое хираганой прозвище, когда оно имя - оно записывается, как и положено, знаками китайской грамоты - 咲子), если она пойдет по стандартному танцевально-певческому пути, будет немного возможностей для того, чтобы выделиться. Танцует и поет она не хуже, но и не лучше всех остальных, страшилой не считается, но и особо красивой барышней тоже. Этакое ходячее воплощение среднестатистического японского идола нашего времени. У нее были бы неплохие шансы выйти на первый план, если бы она была представителем уходящего из идол-рядов поколения "старой гвардии" - девушек, которые попали в театр в первый год его существования. К слову, если бы моя осимэн попала в этот театр в числе того же поколения, что и Мацуи Сакико, то у нее шансов очутиться в первых рядах было бы даже поменьше, нежели у главной героини этого поста. Осимэн в силу своего стажа и принадлежности к "отцам-основателям" имеет серьезный сэмпайский бонус, который способствует самым разным положительным процессам в ее идол-карьере, в том числе и успешной реабилитации после облысения.
Короче говоря, тягаться на стандартном идол-поле с более популярными коллегами для Сакико занятие бессмысленное, даже с учетом того обстоятельства, что выступающий состав идол-театра обновляется постоянно, и это все прекрасно понимают. "Все", в данном случае, не только она и ее коллеги, но и ее персональные менеджеры из агенства с истинно японским названием SOMEDAY, менеджмент Системы48 и весь остальной коллективный разум, остающийся за кадром, но работающий ради успеха Семейства48. Однако совсем без продвижения таких "среднестатистических величин" обойтись нельзя. Отчасти потому что внутри театра должна быть не только иерархия, но и конкуренция, отчасти в качестве поощрения за значительный срок безупречной службы и отчасти, чтобы поддерживать веру общественности в равенство идолов внутри своего сообщества. И еще отчасти потому что иногда эти экспериментально-поощрительные проекты появляются в нужное время и в нужном месте, и тогда из них получается нечто большее, нежели эксперимент.

image Click to view


Шанс для Сакико продемонстрировать миру то самое равенство (которое иногда хочется сформулировать в оруэловском ключе "все идолы равны, но некоторые идолы равнее других") выпал в 2012 году, благодаря тому обстоятельству, что она учится играть на фортепиано в Токийском музыкальном колледже.
Используя это не самое типичное для идола умение, всемогущий (в пределах Системы48) Акимото Ясуси подтянул к работе на дебютным сольным альбомом Мацуи Сакико весьма известного и уважаемого композитора и аранжировщика Хаттори Такаюки и... в итоге получился довольно необычный альбом 呼吸するピアノ - Кокю:суру пиано - название можно перевести двояко: "Ожившее пианино", или "Умелая игра на пианино". В коммерческом смысле альбом получился довольно скромным - в продажах заявлено 10263 экземпляра, что для идол-альбома почти синоним слова "ничего". В этом "ничего" нет ничего удивительного, ибо в музыкальном смысле от идолов японскому слушателю an masse ничего, кроме хорового исполнения под звуки волшебной самоиграйки не надо. Та же каноническая "Айткатта" является уникальным образцом современной идол-культуры не своей содержательной ценностью (которой там попросту нет), но идеальной формой соответствия японскому идол-жанру.
Для "низких" искусств внешняя форма стоит на первом месте, в отличие от искусств "высоких", в которых первенство за сокрытым внутренним смыслом. В том же Кабуки (искусстве "низком" дважды, ибо мало того, что его придумала женщина, так еще и простонародном) эстетические приоритеты очень похоже расставлены: на первом месте стоит внешний облик актера, далее идет его стиль игры, а содержание представления будет где-то в числе последних наименований. Когда Дандзю:ро: VII работал над эстетической составляющей "Кандзинтё:" перед ним стояла задача привнесения "высокого" содержания пьесы театра Но: в "низкое" по умолчанию исполнительское искусство Кабуки. В случае с версиями АКБ-хитов на альбоме Мацуи Сакико у нас будет обратный случай. Это попытка наполнить "низкую" форму канонических идол-хитов "высоким" содержанием классической фортепианной музыки. Удачной ли она была, или нет - на мой вкус не так уж и важно. Главное, что интересно звучит:

image Click to view


японская история, музыкальная пауза, искусствоведческий флуд, полюбился как родной, пост48, Хэйсэй, Эдо

Previous post Next post
Up