Мысли о реальности. Майя.

Apr 28, 2007 10:02

++ Ссылки на тексты с цитатами вставлю в текст уже по приезде, сейчас нет возможности ++

Что мы делаем, когда наш жизненный опыт сталкивает нас с неизвестным? Мы неосознаем его и переводим выходящий за рамки нашего понимания, опыт, на язык нам понятный и безопасный. Чем, кстати, была и остается психотерапевтическая традиция, которая впервые в истории европейской науки стала рассматривать сны и галлюцинаторные состояния как нечто заслуживающее рассмотрения? Психотерапия делает попытку видеть во снах и галлюцинациях, проекцию человеческой личности. Проекцию необычную, искаженную и нуждающуюся в дополнительной интерпретации. Поэтому традиция психоанализа, это попытка создания инструментов для перевода с языка "ненормального" на язык "нормального". И глубоко в своих предпосылках психоанализ содержит представления о том, что есть норма, а есть "не норма". Дальнейшее развитие этой традиции, во многом благодаря Карлу Густаву Юнгу стало отходить от четких представлений о норме. И скорее стали обращать внимание на общую гармонию переживаний субъекта, на качество интегрированности переживаний, нежели судить об отклонении от нормы. Психоаналитический подход к реальности, в силу его наглядности, получил широкое распространение в народных массах.


Но оставим этот экскурс в историю психоанализа, вернемся к реальности. :) Какова реакция современного цивилизованного человека, на текст опубликованный в предыдущем постинге? Какова вообще реакция на описание чего-то, что выходит за рамки обыденного? В ответ следуют попытки проинтерпретировать, воспринять символически и осуществить перевод на понятный всем язык коллективного опыта. Подобным переводом можно считать восприятие этого как шутки, метафоры или же галлюцинации. Все эти вещи включены в картину коллективной реальности, которую все мы наследуем, разделяем друг с другом, а так же тщательно следим за поддержанием целостности этого коллективного договора. Наш механизм восприятия, глубоко в своих корнях содержит представление о том, что существует реальность, и так же не-реальность. Признаком нормальности считается ситуация, когда поведение человека соответствует коллективно разделяемому представлению о реальности.

Это обычное человеческое свойство привело к тому, что сны, а так же трансперсональный опыт стали трактоваться как символы, нуждающиеся в дешифровке и объяснениях. Ибо все эти явления с точки зрения обыденности не реальны, но по видимому должны иметь связь с реальностью. Когда обладатель такого мировосприятия узнает о йоге, о концепции иллюзорности (майи), и о высшей реальности, он с легкостью может принять ее. Ведь эта философия по сути, соответствует уже устоявшейся традиции разделять мир на реальное и иллюзорное. С тем лишь отличием, что в традиции йоги все кажется перевернутым - Высшая реальность остается за пределами досягаемости, а этот Мир по видимому не реален.

Действительно, многие поздние течения йогической мысли придерживаются этого мировоззрения, которое по сути своей ничем ровным счетом не отличается от обычного человеческого. Точка отсчета взята другая, а логические диспозиции неизменны. В принципе, даже такое простое перевертывание мировоззрения дает нам очень многое. И подобно детям, висящим вниз головой на дереве, мы можем увидеть этот мир несколько иным. К примеру, мы можем уподобиться психоаналитикам, и начать видеть в происходящем символические связи с Реальностью. Иными словами, мы можем попытаться сделать анализ произошедшего в "реальности" как сновидения. И через трактовку символов, посредством интерпретации, выйти на понимание чего-то по ту сторону нашего опыта. Или более того, начать оперировать нашим миром, при помощи символических взаимосвязей. Таков путь практической магии и это мировосприятие можно назвать магическим.

В традиции йоги, выделяют три основных мира, или уровня существования, которые естественным образом проистекают из трех основных состояний доступных сознанию человека. Уровень бодрствования, уровень сна со сновидениями, уровень глубокого сна без сновидений.
А так же в ведических текстах (к примеру в Мандукья упанишад, Йогачудамани упанишад - не уверен в точности) описывается и наличие 4 состояния, которое выходит за пределы этих трех, и по сути состоянием не является.

А к чему это я? А к тому, что если приглядеться внимательно, то мы незамедлительно обнаружим, что ни одно из этих состояний не имеет статуса единственной реальности, в том смысле, что остальные автоматически переходят в ранг галлюцинаций. Реальностью скорее зовется уровень сознания, который стоит выше всего по иерархии, и является корнем, основой для существования остальных. Таким образом, для традиции характерно интегральное, целостное понимание мира. Все опыты, возникающие в трех описанных состояниях не имеют сравнительных степеней - "более рнально", "менее реально". Все они рассматриваются как побеги растущие из одного корня. И коренное состояние существует имплицитно в каждом из состояний ниже по иерархии. Иными словами, реальность это весь диапазон представленных в сознании переживаний. Весь без исключения.

Но если так, то как же быть с концепцией майи, иллюзии? Если весь диапазон переживаний реален, то где же место для иллюзии, и что есть реальность?
Майя не означает нереальности. В текстах (ссылки на тексты позже, сейчас нет возможности), ее сравнивают с покрывалом, или золотым заслоном (Иша упанишад). Майя представляется перегородкой, заслоном, отделяющим Истинную реальность.

Для того чтобы понять этот концепт, давайте попробуем совместить выше сказанное, про уровни реальности, с идеей майи. Представим, что есть три жидкости различной плотности, налитых в один сосуд. К примеру растительное масло, густой сироп и соляной раствор. Они будут символизировать собой три состояния сознания (бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений). Четвертое же состояние - турийя - представлено в этой метафоре водой, которая в скрытой форме содержится во всех трех веществах, и является объединяющим эллементом.

Поскольку плотность жидкостей разная, они разделятся на фракции и расположаться слоями. Самое плотное вещество опустится вниз, над ним расположится чуть менее плотное, а вверх поднимется раствор, обладающий наименьшей плотностью. Это естественный закон природы, который применим так же и к сознанию. Вещества будут очевидно разделены между собой, но граница между ними будет лишь переходом с одного уровня плотности на другой, но никак не перегородкой. Иными словами в нашей модели, в текущем ее виде, майя отсутствует, и мы можем наблюдать естественнуюю расстановку природных сил.

Теперь представим, что внутри сосуда с жидкостями, чудесным образом возник стакан, или лучше рюмка. Рюмка мала, и плавает внутри одного слоя жидкости. Сознание рюмки, это сознание границ, ограниченного объема и формы. Это и есть майя. Сознание майи включает в себя только то, что находится внутри ее формы. И реальностью называется только то, что внутри рюмки, остальное же нереально. Основное свойство майи - разделять. Именно поэтому двйственное мышление, основанное на противоположностях, это главный оплот майи. Иногда, благодаря неведомым силам, рюмка способна перемещаться из слоя в слой, таким образом, что внутри нее оказывается другая жидкость. В таком случае, реальностью уже будет называться та жидкость, и тот ее объем, которые находятся внутри рюмки.

Таким образом, из состояния бодрствования сновидение кажется нереальным, а из состояния сновидения, нереальным кажется сознание бодрствования.
То есть майя, это принцип ограниченности сознания и восприятия, который заставляет считать реальным только то, что включено в это сознание, и в это восприятие. Этот ограниченный границами рюмки объем, и сами границы, рюмка считает своим и собой. Таким образом, майя порождает индивидуальное сознание. Хотя если мы посмотрем на эту картину внимательней, то обнаружим, что с одной своей стороны рюмка открыта, и именно поэтому она имеет возможность наполняться. Более того, в каком бы слое жидкости-сознания она не находилась, вода (объединяющий элемент, четвертое состояние) присутствует в каждом из них. Таким образом, связь с "конечной реальностью", с принципом единства есть в каждом из состояний. А майя отнюдь не означает того, что какое-либо из упомянутых состояний более реально, нежели другое. Разница между этими растворами-состояниями, количество воды, которое каждый из них содержит. При этом реален каждый из них.

Но если упорному ищущему необходима чистая реальность, то есть вода без примесей, то его сознанию придется уничтожить рюмку, а затем отождествить себя с водой, благодаря которой существование каждого из этих растворов возможно. Сознание отождествленное не с отдельным слоем раствора и не с рюмкой, а с водой, будет всепроникающим. Такое сознание не будет иметь границ, и одновременно будет присутствовать во всех этих фракциях, ровно так как это делает вода.

Кстати помимо этого, есть еще возможность остановиться на этапе разрушения рюмки. Тогда мы получим учение буддизма, основной идее которого (в современном его виде) является отсутствие самостоятельного существования индивидуальности. Что как мы можем видеть правда, но не конечная точка. Ибо за разрушением формы в полне может следовать качественное изменение сознания. Переход от индивидуального мышления к универсальному. Поскольку этот мир предоставляет нам полную свободу, разные учения делают акцент и остановку на различных этапах процесса. Они по разному отвечают на вопрос что делать после того, как рюмка исчезла. И я предполагаю, что возможностей несколько больше чем две :)

А теперь, как вы думаете, в свете все сказанного, насколько реально то, что я написал в своем посте про мир гарпий? Что такое воображение? Что вы делали прошлой ночью? :) Кто такие сумасшедшие? Что такое магия? Что такое мировоззрение? О чем рассказывают нам дети?

my way, хфилософия

Previous post Next post
Up