Если бы на протяжении своей истории иудаизм каждый раз не представал своим современникам актуальным и уместным учением, он не дожил бы до наших дней, оставшись одной из бесчисленных умерших религий и культов древности.
Все-таки прочитал. Начнем с того, что гиюр идумеев был отрицаем мудрецами того времени, и в конце концов ничего хорошего из этого не вышло. Потом - ты вообще не упоминаешь дати-леуми, а нас примерно столько же, сколько харедим. Притом, харедим нас, в отличие от реформистов, считают соблюдающими евреями. То есть совершенно не обязательно надевать штраймл, чтобы соответствовать стандартам иудаизма.
Подходим к главному. Рома, нет "течений иудаизма". Реформисты и консерваторы - такие же "иудеи", как самаритяне и караимы. По Рамбаму они "кофер бе-икар", разговор закончен. Сейчас, слава Б-гу, мы можем проследить еврейство через много поколений, поэтому нет опасности, что община рассеется и потеряется, как это произошло с караимами.
Я не против любого проявления служения Вс-сильному. Но давай не будем называть это иудаизмом. Потому что иудаизм без Торы и заповедей - не иудаизм.
Про дати-леуми упоминаю, но вскользь - там, где написано про рава Кука. Вполне возможно, что будущее за вами, я вам симпатизирую. Тем не менее, что же вы так боитесь реформистов и консерваторов? :) От них больше пользы, чем вреда, это раз. Это повод доказать лишний раз, кто лучше и "правдее", то есть бояться нечего, так как от этого выиграют все, это два. Они обращают внимание на этические вопросы, о которых сегодня забывают или которые игнорируют многие ортодоксы, три.
Реформисты, реконструктивисты, консерваторы руководствуются Торой и заповедями, и я считаю, что пытаться поставить их вне иудаизма это неправильно и оскорбительно для них. В свое время ессеи тоже считали все остальные течения иудаизма "неправильными", и саддукеи. Это нормально, это по-еврейски. :) Но как не крути, они такие же евреи, просто у них другая точка зрения.
Они руководствуются Торой и Заповедями в том же (или близко) объеме, что и христиане. Ведь Тора и у христиан есть, так?
Иудаизм - это башня, так повелось еще со времен Моше. Первая мишна в трактате Авот описывает передачу традиции: "Моше получил Тору на горе Синай и передал её Иеошуа, Иеошуа передал её старейшинам Израиля..." Если ты достаешь кирпичики из середины башни, объявляя мудрецов Гмары или Раши несовременными и не соответствующими духу времени, твоя башня рассыпается. Ее больше нет. Фундамент, может быть, и похож - а фактически это уже другая постройка.
Насчет "они такие же евреи" - да. В этом я им не отказываю. Но религию, которую они проповедуют, нельзя называть иудаизмом.
Нет, это стереотип, распространенный среди ортодоксальных евреев. :) У христиан не Тора, а Библия с Новым Заветом. У реформистов и консерваторов - Тора и все остальные священные еврейские тексты. Честно, они такие же евреи, и у них нет рогов и копыт. У них даже в конце гиюра у пиписьки кожу чуть обрезают, как и у остальных евреев.
Речь идет не о отказе от наследия тех или иных мудрецов, а о том, что они жили в свою эпоху с ее реалиями, а мы живем в другое время. Дважды в одну воду не войти. Они принимали смелые для своего времени и оправданные, как мы видим сегодня, решения. Это то, к чему я призываю. Чтобы мудрецы современности взяли на себя смелость принять факт существования еврейского государства при всех его недостатках и пошли исправить его так, как считают нужным. Чтобы приняв этот факт душой и сердцем, найти в Еврейской Галахе то, что в ней говорится о жизни евреев в своей стране. Чтобы эти факты адаптировать к современности и применить эти установки в жизни.
Да, да. Вопрос в том, что реформа должна идти изнутри, подчиняясь важным правилам, не выходя в каждый момент за очень жесткие рамки. Реформисты сначала сломали рамки - обрезание стало популярным совсем недавно - а потом занялись реформой. Так дела не делают.
Теперь более важный вопрос. Почему мы, религиозные евреи, не можем тебе, Роме, предложить адекватную версию иудаизма в рамках заповедей. Почему мы не можем донести смысл без отказа от основ... это хороший вопрос. Мы над ним работаем )))) Поверь, вся реформа уже есть внутри - и не надо играть на гитаре в Шаббат для того, чтобы почувствовать радость наступления Субботы. Есть другие способы.
Думаю, тут все сделали свои ошибки. И реформисты, в том числе.
Не надо отказываться от основ, чтобы донести смысл. Об этом и речь. Можно сделать все гармонично и красиво, и в соответствии с традицией. Если снять штреймл, земля не разверзнется под ногами, а РАШИ в гробу не перевернется.
Не, не стереотип. Видел в Штатах (и в РФ, и в других местах) кучу реформистов. И консерваторов видел. И знаком с доктриной... Если ты рассматриваешь священные тексты как исторический документ, и не более того, ты теряешь право на религиозное наследие.
Не случайно в Штатах большинство реформистских синагог называется темплями. Это не синагоги.
Пусть каждый выбирает то, что ему ближе. В Израиле это не страшно. Тут евреи - большинство, и они могут делать все, что захотят, это их страна. Если кому-то ближе реформисты, пусть идет туда, чем жениться в церкви. ИМХО. Пусть это будет крайний фланг иудаизма, но это все еще его фланг.
Потом - ты вообще не упоминаешь дати-леуми, а нас примерно столько же, сколько харедим. Притом, харедим нас, в отличие от реформистов, считают соблюдающими евреями. То есть совершенно не обязательно надевать штраймл, чтобы соответствовать стандартам иудаизма.
Подходим к главному. Рома, нет "течений иудаизма". Реформисты и консерваторы - такие же "иудеи", как самаритяне и караимы. По Рамбаму они "кофер бе-икар", разговор закончен.
Сейчас, слава Б-гу, мы можем проследить еврейство через много поколений, поэтому нет опасности, что община рассеется и потеряется, как это произошло с караимами.
Я не против любого проявления служения Вс-сильному. Но давай не будем называть это иудаизмом. Потому что иудаизм без Торы и заповедей - не иудаизм.
Reply
Реформисты, реконструктивисты, консерваторы руководствуются Торой и заповедями, и я считаю, что пытаться поставить их вне иудаизма это неправильно и оскорбительно для них. В свое время ессеи тоже считали все остальные течения иудаизма "неправильными", и саддукеи. Это нормально, это по-еврейски. :) Но как не крути, они такие же евреи, просто у них другая точка зрения.
Reply
Иудаизм - это башня, так повелось еще со времен Моше. Первая мишна в трактате Авот описывает передачу традиции:
"Моше получил Тору на горе Синай и передал её Иеошуа, Иеошуа передал её старейшинам Израиля..."
Если ты достаешь кирпичики из середины башни, объявляя мудрецов Гмары или Раши несовременными и не соответствующими духу времени, твоя башня рассыпается.
Ее больше нет. Фундамент, может быть, и похож - а фактически это уже другая постройка.
Насчет "они такие же евреи" - да. В этом я им не отказываю. Но религию, которую они проповедуют, нельзя называть иудаизмом.
Reply
Речь идет не о отказе от наследия тех или иных мудрецов, а о том, что они жили в свою эпоху с ее реалиями, а мы живем в другое время. Дважды в одну воду не войти. Они принимали смелые для своего времени и оправданные, как мы видим сегодня, решения. Это то, к чему я призываю. Чтобы мудрецы современности взяли на себя смелость принять факт существования еврейского государства при всех его недостатках и пошли исправить его так, как считают нужным. Чтобы приняв этот факт душой и сердцем, найти в Еврейской Галахе то, что в ней говорится о жизни евреев в своей стране. Чтобы эти факты адаптировать к современности и применить эти установки в жизни.
Reply
Reply
Так дела не делают.
Теперь более важный вопрос. Почему мы, религиозные евреи, не можем тебе, Роме, предложить адекватную версию иудаизма в рамках заповедей. Почему мы не можем донести смысл без отказа от основ... это хороший вопрос. Мы над ним работаем ))))
Поверь, вся реформа уже есть внутри - и не надо играть на гитаре в Шаббат для того, чтобы почувствовать радость наступления Субботы. Есть другие способы.
Reply
Не надо отказываться от основ, чтобы донести смысл. Об этом и речь. Можно сделать все гармонично и красиво, и в соответствии с традицией. Если снять штреймл, земля не разверзнется под ногами, а РАШИ в гробу не перевернется.
Reply
Reply
Reply
Ведь надо с людьми говорить на их языке, согласен?
Reply
Reply
Если ты рассматриваешь священные тексты как исторический документ, и не более того, ты теряешь право на религиозное наследие.
Не случайно в Штатах большинство реформистских синагог называется темплями.
Это не синагоги.
Reply
Reply
Мало того, это хуже, чем не фланг. Потому что их могут принять за настоящий иудаизм.
Reply
Reply
Другой никогда не было ;)
Reply
Leave a comment