Простые ответы на непростые вопросы

Jun 22, 2013 23:41

Если бы на протяжении своей истории иудаизм каждый раз не представал своим современникам актуальным и уместным учением, он не дожил бы до наших дней, оставшись одной из бесчисленных умерших религий и культов древности.


Read more... )

реформисты, Израиль, гиюр, иудаизм

Leave a comment

farshmans June 23 2013, 08:15:22 UTC
Все-таки прочитал. Начнем с того, что гиюр идумеев был отрицаем мудрецами того времени, и в конце концов ничего хорошего из этого не вышло.
Потом - ты вообще не упоминаешь дати-леуми, а нас примерно столько же, сколько харедим. Притом, харедим нас, в отличие от реформистов, считают соблюдающими евреями. То есть совершенно не обязательно надевать штраймл, чтобы соответствовать стандартам иудаизма.

Подходим к главному. Рома, нет "течений иудаизма". Реформисты и консерваторы - такие же "иудеи", как самаритяне и караимы. По Рамбаму они "кофер бе-икар", разговор закончен.
Сейчас, слава Б-гу, мы можем проследить еврейство через много поколений, поэтому нет опасности, что община рассеется и потеряется, как это произошло с караимами.

Я не против любого проявления служения Вс-сильному. Но давай не будем называть это иудаизмом. Потому что иудаизм без Торы и заповедей - не иудаизм.

Reply

romayan June 23 2013, 20:12:18 UTC
Про дати-леуми упоминаю, но вскользь - там, где написано про рава Кука. Вполне возможно, что будущее за вами, я вам симпатизирую. Тем не менее, что же вы так боитесь реформистов и консерваторов? :) От них больше пользы, чем вреда, это раз. Это повод доказать лишний раз, кто лучше и "правдее", то есть бояться нечего, так как от этого выиграют все, это два. Они обращают внимание на этические вопросы, о которых сегодня забывают или которые игнорируют многие ортодоксы, три.

Реформисты, реконструктивисты, консерваторы руководствуются Торой и заповедями, и я считаю, что пытаться поставить их вне иудаизма это неправильно и оскорбительно для них. В свое время ессеи тоже считали все остальные течения иудаизма "неправильными", и саддукеи. Это нормально, это по-еврейски. :) Но как не крути, они такие же евреи, просто у них другая точка зрения.

Reply

farshmans June 23 2013, 20:30:54 UTC
Они руководствуются Торой и Заповедями в том же (или близко) объеме, что и христиане. Ведь Тора и у христиан есть, так?

Иудаизм - это башня, так повелось еще со времен Моше. Первая мишна в трактате Авот описывает передачу традиции:
"Моше получил Тору на горе Синай и передал её Иеошуа, Иеошуа передал её старейшинам Израиля..."
Если ты достаешь кирпичики из середины башни, объявляя мудрецов Гмары или Раши несовременными и не соответствующими духу времени, твоя башня рассыпается.
Ее больше нет. Фундамент, может быть, и похож - а фактически это уже другая постройка.

Насчет "они такие же евреи" - да. В этом я им не отказываю. Но религию, которую они проповедуют, нельзя называть иудаизмом.

Reply

romayan June 23 2013, 20:37:26 UTC
Нет, это стереотип, распространенный среди ортодоксальных евреев. :) У христиан не Тора, а Библия с Новым Заветом. У реформистов и консерваторов - Тора и все остальные священные еврейские тексты. Честно, они такие же евреи, и у них нет рогов и копыт. У них даже в конце гиюра у пиписьки кожу чуть обрезают, как и у остальных евреев.

Речь идет не о отказе от наследия тех или иных мудрецов, а о том, что они жили в свою эпоху с ее реалиями, а мы живем в другое время. Дважды в одну воду не войти. Они принимали смелые для своего времени и оправданные, как мы видим сегодня, решения. Это то, к чему я призываю. Чтобы мудрецы современности взяли на себя смелость принять факт существования еврейского государства при всех его недостатках и пошли исправить его так, как считают нужным. Чтобы приняв этот факт душой и сердцем, найти в Еврейской Галахе то, что в ней говорится о жизни евреев в своей стране. Чтобы эти факты адаптировать к современности и применить эти установки в жизни.

Reply

romayan June 23 2013, 20:40:09 UTC
Это все есть в Священных текстах, и сами ортодоксы это признают. Просто Галаха заточена на жизнь в диаспоре. А мы уже не в ней.

Reply

farshmans June 23 2013, 20:47:06 UTC
Да, да. Вопрос в том, что реформа должна идти изнутри, подчиняясь важным правилам, не выходя в каждый момент за очень жесткие рамки. Реформисты сначала сломали рамки - обрезание стало популярным совсем недавно - а потом занялись реформой.
Так дела не делают.

Теперь более важный вопрос. Почему мы, религиозные евреи, не можем тебе, Роме, предложить адекватную версию иудаизма в рамках заповедей. Почему мы не можем донести смысл без отказа от основ... это хороший вопрос. Мы над ним работаем ))))
Поверь, вся реформа уже есть внутри - и не надо играть на гитаре в Шаббат для того, чтобы почувствовать радость наступления Субботы. Есть другие способы.

Reply

romayan June 23 2013, 20:56:06 UTC
Думаю, тут все сделали свои ошибки. И реформисты, в том числе.

Не надо отказываться от основ, чтобы донести смысл. Об этом и речь. Можно сделать все гармонично и красиво, и в соответствии с традицией. Если снять штреймл, земля не разверзнется под ногами, а РАШИ в гробу не перевернется.

Reply

farshmans June 23 2013, 20:58:17 UTC
Но ты же не про штраймл говоришь, так? Неужели штраймл - это последнее, что разделяет тебя и ортодоксальный иудаизм? ;)

Reply

romayan June 23 2013, 21:02:22 UTC
Это мелкий пример. Я вообще горой за ортодоксальный иудаизм, просто считаю, что есть важные вопросы, которые должны быть заданы.

Reply

farshmans June 23 2013, 21:08:30 UTC
Тональность, в которой ты их задаешь, совершенно для этой публики не приемлема.
Ведь надо с людьми говорить на их языке, согласен?

Reply

romayan June 23 2013, 21:10:39 UTC
Я оцениваю ситуацию адекватно. В большинстве своем они не прочтут эту статью. Но кто-то прочтет.

Reply

farshmans June 23 2013, 20:43:05 UTC
Не, не стереотип. Видел в Штатах (и в РФ, и в других местах) кучу реформистов. И консерваторов видел. И знаком с доктриной...
Если ты рассматриваешь священные тексты как исторический документ, и не более того, ты теряешь право на религиозное наследие.

Не случайно в Штатах большинство реформистских синагог называется темплями.
Это не синагоги.

Reply

romayan June 23 2013, 20:48:48 UTC
Пусть каждый выбирает то, что ему ближе. В Израиле это не страшно. Тут евреи - большинство, и они могут делать все, что захотят, это их страна. Если кому-то ближе реформисты, пусть идет туда, чем жениться в церкви. ИМХО. Пусть это будет крайний фланг иудаизма, но это все еще его фланг.

Reply

farshmans June 23 2013, 20:51:44 UTC
Да, видимо в этом различие у нас с тобой. Для меня они не фланг.

Мало того, это хуже, чем не фланг. Потому что их могут принять за настоящий иудаизм.

Reply

romayan June 23 2013, 20:53:46 UTC
Это ортодоксальная точка зрения. Я ее уважаю и принимаю. Но есть и другие мнения на этот счет)

Reply

farshmans June 23 2013, 20:59:10 UTC
Просто ортодоксальная точка зрения - это и есть еврейская точка зрения.
Другой никогда не было ;)

Reply


Leave a comment

Up