Если бы на протяжении своей истории иудаизм каждый раз не представал своим современникам актуальным и уместным учением, он не дожил бы до наших дней, оставшись одной из бесчисленных умерших религий и культов древности.
Спасибо еврейским мудрецам, которые на исторические вызовы разных эпох находили адекватный ответ, сохранив веру и, тем самым, народ. Благодаря им, убедительно отвечавшим на непростые вопросы, иудаизм менялся, в соответствии с историческими обстоятельствами, пройдя через множество реформ, в том числе радикальных.
Мы живем в одну из таких переходных эпох, не до конца понимая этого. Шестьдесят пять лет назад произошло очень важное в истории человечества событие. Оно привело и приведет еще больше в будущем, когда будет в полной мере осознано и принято, к концептуальному сдвигу в ведущих мировых религиях.
Речь идет о беспрецедентом явлении в человеческой истории - возвращении народа из двухтысячелетнего изгнания и воссоздании им государства на своей исторической родине. Одно это уже звучит немыслимо, о ком бы не шла речь. Уж слишком долгий срок. Некоторые народы, вообще, столько не живут.
Но когда говорится об "избранном народе", "Ам сгулА", многократно упомянутом в священных текстах авраамических религий... О народе, который давно благополучно похоронили христианские и мусульманские проповедники, присвоив себе и поделив его духовные богатства... О народе, которые несмотря на многочисленные попытки уничтожения физического и духовного, остался жить... Это просто потрясение.
Потрясение основ. Не означает ли это, что христианская формула "Б-г отказался от евреев за их грехи, поэтому церковь - новый Израиль", неверна? Как и убеждение мусульман в том, что евреи хотя и "ахл аль-Китаб", народ Книги, но сильно прогневали Б-га, не признав Его знамений и Пророков, и с тех пор обречены на несчастья и унижения, превратившись в историческое недоразумение? А иначе, как Вс-вышний мог допустить такое, чтобы евреи вернулись на свою родину и создали здесь современное государство, не развалившееся на следующий день?
Теория не выдерживает столкновения с практикой и вызывает когнитивный диссонанс. И если церковь (по крайней мере, католики и протестанты) начала пересматривать отношение к евреям в лучшую сторону, признавая былые ошибки и преступления, то ислам пошел по пути отрицания очевидного. Но это тоже до поры до времени, если смотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. А мы никуда не спешим.
Разумеется, воссоздание Израиля оказывает мощное влияние и на иудаизм, как иначе? Здесь тоже болезненная ломка. Перед иудаизмом встают очень непростые вопросы. Главный из них - должны ли евреи, вернувшись к Сиону, придерживаться иудаизма в той форме, в которой он возник и сформировался в галуте? Или спросим по-другому, готов ли народ Израиля к тому, чтобы "выйти из Египта", оставив на пороге вновь обретенного дома старые привычки, нажитые в странах исхода, и начать новую жизнь?
Маленький пример. Скажите мне, разве Праотец Авраам общался с местным царем Авимелехом у колодца в Беэр-Шеве, будучи одет в длинное шерстяное пальто, штраймл и теплые чулки? Это одежда европейского образца XVIII века, абсолютно не соответствующая ближневосточному климату. Насколько уместно сохранение этого дресс-кода в климатических условиях Страны Израиля?
Гиюр всегда был важным механизмом сохранения еврейского народа. Когда евреи жили на своей земле, составляя тут большинство, они не боялись принимать представителей других народов в иудаизм. Перейти в него было достаточно просто. Те же Хасмонеи не стеснялись обращать целые народы - когда в конце II в. до н.э. иудейский царь Иоанн-Гиркан I завоевал соседнюю Идумею (современные Восточный Негев, Араву и южную Иорданию), все ее жители стали иудеями. Из числа их потомков был Ирод Великий. Жители Итуреи (ныне южный Ливан) были обращены в иудаизм царем Александром Янаем в I веке до н.э.
В диаспоре пройти гиюр было гораздо сложнее. Тем более, в Европе. Еврейские общины были закрыты от внешнего мира, сулившего немало опасностей, среди них ассимиляцию, ставшую актуальной в XIX и XX веках. Но вернувшись домой и вновь став большинством на своей родине, почему евреи боятся принять в лоно иудаизма хотя бы тех, кто прибыл в Израиль по Закону о возвращении? Кто доказал поступками готовность разделить свою судьбу с судьбой еврейского народа, сражаясь и погибая в рядах Армии Обороны Израиля? Речь идет о каких-то трехстах тысячах человек, большинство из которых, порядка 55%, - не только "зЕра ИсраЭль", потомки евреев во втором или третьем поколении, но и считают себя евреями. Небо не упадет на Храмовую гору. Просто нужна смелость.
В XIX веке рухнули стены гетто в Европе, пошатнулись основы бытия еврейской общины, началась эпоха эмансипации и Хаскалы. Много евреев оставили религиозный образ жизни, что привело к харедизации наиболее ревностных иудеев, пожелавших сохранить веру отцов.
Проблема гиюра в Израиле - это эхо того застарелого страха, что еврейский народ, прожив тысячелетия, может в одночасье сгинуть в истории. Из-за него ортодоксальные раввины восстановили стены гетто, привезя его с собой в Израиль. И сегодня ортодоксальные жители Мэа Шеарим и Бней-Брака отгораживаются от своих братьев светских израильтян, опасаясь созданного ими государства и ограничивая контакты с внешним миром. Отсюда презрительно-потребительское отношение к государству и недоверие к его армии. Отсюда страх идти учиться в светских учебных заведениях.
Они уже дома. Тем не менее, находясь физически в Эрец-Исраэль, сохраняют Египет в душе, вместо того, чтобы взять и изменить в этой стране то, что их не устраивает. Это понял рав Кук и его последователи, доказав, что можно совмещать преданность иудаизму с преданностью светскому еврейскому государству.
И тут мы подходим в главному. В диаспоре плюрализм был непозволительной роскошью, так как существовала опасность раздробления и ассимиляции еврейского народа. Настоящая политическая жизнь у евреев может быть только в Израиле.
В древности существовали разные течения внутри иудаизма, которые порой яростно спорили между собой - это и есть полноценная жизнь в собственном государстве. Был дом Шамая и был дом Гиллеля. Позже - садукеи, фарисеи, ессеи и зелоты. Лишь история способна рассудить их правоту.
Сегодня опасно пытаться проводить делегитимацию тех или иных течений иудаизма. Именно наличие разных точек зрения является залогом того, что иудаизм найдет достойный ответ на очередной вызов времени. Ведь в конечном итоге побеждала та точка зрения, которая позволяла удачнее всего соотнести традиционные еврейские ценности с существующими реалиями. И пусть каждый человек выберет свой путь внутри иудаизма. То, что истинно, не потускнеет - не померкнет, а еврейский народ от этого только выиграет, так как конкуренция - это хорошо. Она позволяет избавляться от того, что нерелевантно, оздоровляя организм в целом.
Главная опасность доминирования только одной формы иудаизма заключается в том, что она отталкивает немало светских израильтян от религии. Нынешний ортодоксальный мейнстрим кажется им крайним, они далеки от него. Никто не выступает против традиционной еврейской свадьбы, но не у каждой пары есть такая альтернатива. Наличие других возможностей быть евреем и жить еврейской жизнью пошло бы на пользу израильскому обществу и помогло вернуть либерально настроенных израильтян в лоно еврейской жизни, что только укрепило бы иудаизм. Разве это нормально, что люди вынуждены жениться в другой стране? Почему бы не предоставить им реальную возможность сделать это дома? Либерализация придет, это неизбежный процесс. Только не стоит ее оттягивать, напрасно теряя время и нервы.
Вот вам явление, пока мало кем отмеченное. Кибуцное движение с интересом присматривается к реформистскому и консервативному движениям иудаизма. В связи с провалом кибуцной модели общества, кибуцники пытаются построить общинную жизнь на качественно иной основе, и для них либеральные модели реформистов и консерваторов привлекательны.
В результате, недавно реформистская община возникла в кибуце Бейт а-Шита, одном из старейших кибуцев страны. Здесь хранится главный архив кибуцных праздников. Когда-то кибуцники создавали израильскую культуру, разработав свои традиции празднования Шавуота и Песаха, кибуцные агадот. Материалы об этом тщательно собирал в их духовном центре в Бейт а-Шита Арье Бен-Гурион, племянник первого израильского премьер-министра. Реформистская община возникла здесь, такая вот символика. И это вовсе не единичный случай. Есть и другие кибуцы со схожей судьбой.
Подводя итог, стоит отметить, что еврейский народ еще не до конца осознал и усвоил тот факт, что неполных семь десятилетий является сувереном в своем государстве. Поэтому ко многим вещам сохраняется боязливо-амбивалентное отношение, словно мы до сих пор живем в забытом польском штетле, где опасно злить соседей. Не пора ли поверить в свои силы и вести себя
соответственно своему положению?
Роман Янушевский
Статья "Простые ответы на непростые вопросы"
Оригинал находится
тут, на сайте "Мнения".