Статья о статусе гиюра в Израиле

Jun 02, 2013 01:14


Новое правительство приведено к присяге, и как только оно заработает в полную силу, вскоре этот вопрос вновь будет поднят на повестку дня. И то, что Министерство внутренних дел Израиля возглавил не представитель ШАС, а депутат от Ликуда, доказавший свою готовность проводить важные реформы, является добрым знаком. Речь идет о статусе гиюра - переходе в иудаизм.




Рано или поздно спор на эту тему между ультраортодоксами, окопавшимися в Главном раввинате, и их противниками - реформистами, консерваторами и даже ортодоксами из национал-религиозной партии Еврейский дом, будет доведен до логического конца. Гиюр станет более user friendly - "для человека", а не для высоколобых радетелей религиозной чистоты. Да и собственно, почему прохождение гиюра обязательно должно приводить человека только к ультраортодоксальному по своей форме справлению религиозного обряда? В конце концов, иудаизм - не тоталитарная секта, а цивилизация с богатой и разносторонней традицией.

Если кто-то хочет приобщиться к ней и докажет свою готовность соединить свою судьбу с судьбой еврейского народа, зачем пытаться уложить его в прокрустово ложе ортодоксии в ее крайном выражении? Ведь все люди разные, и способности у них разные. Можно найти иные неоскорбительные способы убедиться в том, что новые приверженцы иудаизма проходят гиюр не для получения какой-то выгоды, и что они не передумают в какой-то момент.

К тому же облегчение процесса перехода в иудаизм не должно означать его абсолютную доступность, чего так боятся раввины из Меа Шеарим и Бней-Брака. Каждый случай следует рассматривать индивидуально, и подход должен быть строгим, но уважительным.

А пока идет затянувшаяся невидимая война, линия фронта в которой проходит в судебных залах, кабинетах МВД и зале заседаний Кнессета. Несмотря на то, что верх берет то одна сторона, то другая, в конечном итоге Главный раввинат и его сторонники уступают давлению адвокатов реформистского движения.

Статистика

По данным Центра информации по вопросам развития еврейских традиций и поощрения еврейского образа жизни в Израиля (ИТИМ), с 2009 по 2012 годы на разных стадиях прохождения гиюра находились около 20 тысяч израильтян, что составляет порядка 6% граждан-неевреев в нашей стране. В целом в Израиле проживает около 320 тысяч граждан, не являющихся ни иудеями, ни последователями любой другой религии.

В последние годы статистика случаев перехода в иудаизм такова: раввинатские суды регистрируют порядка 3800-4500 гиюров в год. Около 60 процентов из них проходят выходцы из Эфиопии, в основном, так называемые фалашмура - эфиопские евреи, насильно крещенные в XIX веке, то есть для них это возврат в иудаизм. Те же из них, кто сохранил религию предков, тоже обязаны были формально пройти гиюр - по требованию Главного раввината - чтобы получить право на возвращение в Израиль. Еще 20 процентов новых геров - русскоязычные израильтяне, и 20 процентов остальных - выходцы из других стран мира. Согласно статистике, приводимой центром ИТИМ, порядка 80 процентов человек, начавших процесс обращения в иудаизм, доводят его до конца и становятся герами.

Есть и другая статистика, приводимая Министерством главы правительства, в ведении которой с 2004 года находится Управление по делам гиюра. По его данным, в 2011 году гиюр прошли 4239 израильтян. И тут уже русскоязычные израильтяне составили почти половину обращенных - 1936 человек, опередив выходцев из Эфиопии (1647 человек).

Так что не до конца решенный вопрос гиюра имеет особую важность именно для нас, израильтян, говорящих по-русски. И необратимые изменения в этом вопросе начались именно благодаря решению проблем нашей общины.

В 1990-м году в Израиль хлынул поток новых репатриантов, среди которых было немало и смешанных семей. Был поднят вопрос статуса нееврейских родственников евреев, а также негалахических потомков евреев. Люди рождались, женились и умирали, но, как неожиданно оказалось, у них были не совсем те же права, чем даже у их близких. Таких случаев появилось немало. В какой-то момент всем стало ясно, что жесткая позиция Главного раввината неконструктивна, а его требования к проходящим гиюр - чрезвычайно высоки, так как не подходят большинству израильтян, желающих стать иудеями. И начался поиск решения, устроившего бы все замешанные стороны.

Армейские гиюры

В 2001 году открылась армейская программа "Натив", инициированная и реализованная совместно ЦАХАЛом и Сохнутом. Бывший начальник личного состава ЦАХАЛ Элазар Штерн был поражен, узнав о том, что один из его подчиненных-офицеров для прохождения присяги солдатами-неевреями заказал 600 экземпляров христианской Библии. Солдаты-евреи произносят текст присяги, положив руку на томик Торы, мусульмане - Корана, христиане - Евангелия. А тех, кого МВД называет "хасрей дат", то есть не являющихся последователями ни одной из религий, офицер приписал к христианству. Но в большинстве своем речь идет все же о потомках евреев.

Программа "Натив" способствует укреплению еврейской самоидентификации военнослужащих и включает в себя курс лекций по иудаизму и еврейской традиции, а также целевые экскурсии по стране. Она состоит из нескольких этапов, последний из которых проводится только для желающих пройти гиюр. Программа оказалась весьма успешной, и если в 2001 году в ее рамках прошли гиюр всего 36 военнослужащих ЦАХАЛ, то к середине 2012 года в ней приняли участие свыше 12 тысяч человек, из которых почти шесть тысяч стали герами.

Реформисты и консерваторы

В Израиле существует также возможность прохождения негосударственного гиюра - через движение консервативного иудаизма, либо через движение прогрессивного (реформистского) иудаизма. Сотни человек становятся герами благодаря этим движениям каждый год.

К тому же, ежегодно в Израиле регистрируются десятки людей, прошедших процедуру гиюра в еврейских общинах других стран. Интересно, что еще в конце 1980-х любой гиюр, проходимый за пределами Израиля, даже ортодоксальный (!), считался "некошерным". Но такая ситуация была абсурдной - ведь люди проходили гиюр и становились герами в еврейских общинах задолго до образования современного еврейского государства.

В 1987 году в Израиле открылся Центр плюрализма, сегодня носящий название Реформистский центр религии и государства, который является политическим и юридическим крылом реформистского движения. И реформисты начали отстаивать права своих последователей в суде, инициировав судебные процессы с государством по поводу статуса реформистских гиюров и браков.

Движение реформистов считает, что центральным принципом в иудаизме является "тикун олям", то есть совершенствование мира. Поэтому вопросы социальной справедливости и защиты слабых для них играют важную роль. Так с 1988 года в Израиле действует "горячая линия", эволюционировавшая в Центр юридической помощи новым репатриантам, открывшийся в 1992 году и занимающийся решением проблем новых репатриантов.

Когда в стране оказались сотни тысяч новых граждан, незнакомых с местными реалиями и плохо знающих язык, было ясно, что государство не сможет решить всех их основных проблем. Сталкиваясь с мало мальски нестандартными ситуациями, нередко бюрократическая машина давала сбои. Поэтому спрос на услуги центра был очень высок, и его филиалы открылись в нескольких крупных городах. На сегодняшний день их осталось всего два - в Хайфе и Тель-Авиве, но связано это ни с тем, что проблем стало меньше, а с сокращением бюджета.

С истощением финансирования Центр юридической помощи новым репатриантам сузил сферы своей деятельности до самой важной на данный момент - взаимодействия олим с Управлением регистрации населения Израиля, являющимся частью МВД. Речь идет о судебных баталиях признания еврейства, гиюра и объединении семей. Но именно с них, с конкретных человеческих историй и начались судебные тяжбы, приведшие к тому, что государство признает реформистские гиюры. Прошедшие их получают подтверждение записи в справке о семейном положении ("тамцит ришум") о том, что они действительно являются евреями.

Об этом мы беседуем с директором Центра юридической помощи новым репатриантам адвокатом Николь Маор. Госпожа Маор родом из Австралии, выросла в семье, где оба ее родителя были последователями реформистского движения, сама была активисткой молодежного движения реформистов НЕЦЕР. Получив степень магистра юриспруденции, в 1989 году она репатриировалась в Израиль, где несколько лет прожила в киббуце Лотан на юге страны, основанного в 1984 году реформистами. С 1992 года Николь Маор занимается вопросами оказания юридической помощи новым репатриантам.



- Как получилось, что вы стали заниматься этими вопросами?

- Для меня это было совершенно естественным. Я выросла в реформистской семье, мои друзья оттуда. Многие реформистские общины считают, что главная задача евреев в этом мире - делать все возможное для исправления мира к лучшему, так как они несут за него ответственность. Поэтому мы всеми силами стремимся защищать и улучшать общество. С самого начала Центр прогрессивного иудаизма взял на себя ответственность за исправление недостатков в обществе. Мы открыли в свое время "горячую линию", а с началом массовой репатриации из стран СНГ приняли стратегическое решение действовать в защиту алии. При этом мы не пытались никого обратить и не испытывали никаких иллюзий, зная, что в основной своей массе новые репатрианты не пойдут в наши синагоги, потому что они выросли в других условиях. Наша цель была альтруистичной - сделать так, чтобы у маленького человека, у которого возникли проблемы, был адрес, по которому он мог бы обратиться за помощью. Мы до сих пор получаем около двух тысяч обращений в год - работы больше, чем, к сожалению, мы можем осилить.

- Почему вы стали заниматься вопросом статуса гиюра?

- Из-за того, что мы имеем отношение к реформистскому движению, естественным образом к нам стали попадать дела, связанные с признанием еврейства. С этого все и началось. Первая подобная судебная тяжба была в Израиле в 1986 году, когда израильтянку родом из США, дочь еврея, прошедшую реформистский гиюр, не захотели записывать еврейкой. Всемирный союз прогрессивного иудаизма, переехавший в Израиль еще в 1973 году, встал на ее защиту. Процесс был выигран, в МВД ее записали еврейкой.

В 1988 году была схожая тяжба - в министерстве предпочли "забыть" об исходе первого дела, но его через суд заставили записать человека евреем. Президент Верховного суда Меир Шангар отнесся с пониманием к делу и постановил, что "свидетельство о прохождении гиюра выдано признанной еврейской общиной, поэтому Израилю следует признать его". Так, начиная с 1989 года, страна стала признавать реформистские гиюры, пройденные за границей.

- Как русскоязычная алия повлияла на вашу борьбу за легитимацию реформистского гиюра в Израиле?

- Хочу сказать, что лед тронулся в этом вопросе благодаря выходцам из стран СНГ. Потому что до 1988 года спор был только за признание реформистских гиюров за границей. Но геров было мизерное количество, а с возникновением алии вопрос признания еврейства стал гораздо более актуальным. Мы начали открывать курсы по прохождению гиюра. В 1993 году нами было подано первое обращение в суд. Мы требовали признать реформистский гиюр, пройденный в Израиле. Женщина замужем за евреем прошла у нас гиюр, но МВД отказался признать его под предлогом, что в стране существует только одно течение иудаизма, ортодоксальное, и его представляет Главный раввинат. Если он выдаст соответствующую справку, подтверждающую факт прохождения гиюра у них, то гиюр будет признан. Но ведь главный раввин - ортодокс, который никогда себе не позволит такого. В 1995 году суд вынес полувердикт...

- Это как?

- Принятое решение было половинчатым. По определению судей, заявление о том, что только Главный раввинат представляет еврейство в Израиле, неверно. Израиль - это государство, а не религия, а в иудаизме есть различные течения. МВД сослался на устаревшую инструкцию, подобное оправдание неуместно. Но сказав "А", суд не сказал "Б" - то есть, МВД не прав, а кто прав тогда?

Зато это позволило нам расширить сферу деятельности - больше людей стали обращаться для прохождения гиюра. С 1995 года пройденный у нас гиюр получает подтверждение в суде, за чем следует исправление записи в базе данных МВД. Репатрианты уже имели право на получение гражданства по Закону о возвращении, они хотели лишь соответствующей записи в документах. Кто приходил только за такой записью, пройдя у нас гиюр, его дело мы передавали в окружной суд, и тот подтверждал. В тех случаях, когда люди проходили гиюр за границей и хотели репатриироваться в Израиль, мы обращались в Верховный суд.

В соответствии с решением суда, реализация права на возвращение имела отношение к тем, кто прошел реформистский гиюр за границей, а внутри Израиля - нет. Люди проходили гиюр в Израиле, но за решением раввинатского суда ехали за границу. Так было до 1997 года, когда МВД неожиданно "проснулся" и отказался признавать гиюр, пройденный за границей, так как фактически он был все же пройден в Израиле.

Тогда начался серьезный кризис - политики от ультраортодоксальных партий угрожали внести поправки в закон, который гласит, что "брак и развод евреев в Израиле производятся в соответствии с законом Торы и находятся в ведении особого судопроизводства раввинатских судов", к словам "брак и развод" добавив слово "гиюр". Однако еврейская диаспора возмутилась, разразился скандал, началось давление на премьер-министра. В результате, все процессы были заморожены на два года, и была создана комиссия Неэмана, которая занялась поиском решения, приемлемого для всех.

По прошествии двух лет комиссия предложила компромисс - создать Институт совместного изучения иудаизма для всех его течений, чтобы каждое течение проводило гиюр самостоятельно, но окончательно решение принималось бы в ходе заседания раввинатского суда, в котором бы принимали участие раввины-ортодоксы. Консерваторы и реформисты согласились с такой постановкой вопроса, требовалось только согласие главного раввина... Все испортило отсутствие официального представителя главного раввина в составе комиссии, и раввинат отказался сотрудничать. И спор вновь перенесся в залы суда, где продолжились баталии.

В 1999 году сразу пять наших дел мы объединили в одно, требуя признания гиюра, пройденного за границей, а также гиюра, пройденного приемными детьми. В 2002 году Верховный суд решил разделить свое решение на две части - дела, связанные чисто с регистрацией еврейства, и дела, связанные с реализацией права на возвращение.

Что касается первого вопроса, суд постановил, что государство обязано признавать каждый гиюр, пройденный в рамках реформистского движения. С тех пор возросло число репатриантов, проходящих гиюр у нас - порядка 300 человек в год, в основном, это русскоязычные израильтяне.

- Теперь государство признает реформистский гиюр автоматически?

- Есть только небольшая техническая проблема - свидетельство о прохождении гиюра в рамках реформистского движения в Израиле не считается документом государственного образца, поэтому его необходимо подтверждать через окружной суд, а это стоит денег. При этом нет необходимости лично присутствовать в зале суда. Но в нашей практике не было случая, чтобы судья отказывался подтвердить свидетельство о гиюре.

- А что Верховный суд постановил в вопросе о людях, прошедших реформистский гиюр за границей и желающих репатриироваться в Израиль?

- В 2005 году было принято решение, что гиюр, пройденный за границей, даже если речь идет о людях, прошедших обучение в Израиле, но получивших вердикт раввинатского суда за границей, признается. Только если существует подозрение, что целью данного гиюра является намерение обойти закон, для репатриации, такой гиюр может быть засчитан фиктивным. Суд предложил разработать критерии, которые определят, какой гиюр фиктивный, а какой нет.

- Данные критерии были разработаны?

- К сожалению, все застопорилось на этом месте. А на практике даже стало хуже. Государство с подозрением относится к таким гиюрам, чиновники МВД задают много вопросов, требуют различные справки. Критерии не выработаны, а министерству не хватает работников, чтобы рассматривать каждый случай, и большинство дел застревают в МВД на годы. Получается, что в целом мы побеждаем в войне, но проигрываем в некоторых сражениях.

В 2010 году Давид Ротем (НДИ) выдвинул законопроект о гиюре, который формально должен был облегчить положение репатриантов, передав функции проведения гиюра и признания обращения в иудаизм муниципальным раввинам, забрав их у специальных раввинатских судов. Но несмотря на красивую обертку, речь идет о монополизации этой сферы в руках ортодоксальных раввинов. Законопроект вызвал мощные протесты со стороны представителей консервативного и реформистского движений иудаизма, и это едва не привело к конфликту с еврейской общиной США. На премьер-министра Нетаньягу было оказано давление, и он дал указание заморозить все процессы.

До апреля 2013 года страна должна сформулировать свою позицию по вопросу о гиюрах в стране. Пока же были созданы пиратские ортодоксальные раввинатские суды - у харедим и национально-религиозного движения. Государство склоняется к тому, чтобы признать наши и пиратские суды частными, не связанными с государством. В МВД опасаются, что мы можем злоупотребить своим правом и, например, начать проводить гиюр африканским нелегалам. Но мы дали обязательство проявить сионистскую ответственность. А те же ортодоксальные раввинатские суды требуют, чтобы им не указывали, и если они захотят обратить нелегалов в иудаизм, то они сделают это.

- Вы можете привести примеры дел, которыми вы занимаетесь?

- Порядка 60 процентов наших дел так или иначе связаны с гиюром. Вот пример - из Эфиопии репатриировалась семья евреев, у которых восемь детей, но двое из них остались на родине из-за технических проблем, и мы помогаем этой семье воссоединиться. Есть немало дел русскоязычных репатриантов - дети внуков евреев, не подпадающие под действие Закона о возвращении, или когда у жены-нееврейки есть ребенок от первого брака, у которого нет права на репатриацию. Был случай - такому ребенку выдали справку с разрешением на право постоянного проживания в Израиле. Он подрос, его уже не отличить от коренного израильтянина, а в 16 лет ему отказали выдать теудат зеут, потому что у него нет гражданства. Такие дела к нам поступают. Мы стараемся делать все возможное, чтобы помочь репатриантам, оказавшимся в беде.

- Вы планируете продолжать сражаться за статус реформистского гиюра?

- Разумеется. Ведь вопрос окончательно не разрешен, люди до сих пор страдают от этой половинчатости. Мы не согласны с тем, что с 2005 года все заморожено, и вернемся в суд, который рано или поздно вынесет решение в нашу пользу. Таково наше мировоззрение, такова наша миссия.

Кстати, наша борьба помогает также решению других вопросов. По следам решения Верховного суда от 2002 года в теудат зеуте была отменена графа "национальность". МВД пытался схитрить, начав ставить ивритскую дату рождения у евреев, но затем эту дату начали ставить всем, а запись о национальности хранится только в базе данных министерства.

P.S. Прошедшие выборы создали предпосылки для проведения революции в данной сфере. Национал-религиозная партия Еврейский дом выразила намерение провести коренную реформу Главного раввината, лишив ультраортодоксов монополии в нем и упростив процедуру гиюра. Пост министра по делам религии отошел представителям этой партии, а партия ШАС, традиционно контролирующая МВД и министерство по делам религий, оказалась вне коалиции, то есть, лишена рычагов влияния. Так что грядут перемены.

Опубликовано 18 апреля 2013 года в газете "Вести", приложение "Окна".

Реформисты в Израиле, судебные войны, гиюр

Previous post Next post
Up