Воспоминание о Катастрофе

Oct 27, 2012 13:10

Текст: Семен Хащанский
Фото: Роман Янушевский






Два треугольника, звезда,

Щит праотца, царя Давида, -

Избрание, а не обида,

Великий путь, а не беда.

Знак Сущего, знак Иеговы,

Слиянность Бога и Творенья,

Таинственное откровенье,

Которое узрели вы.

Ещё один исполнен срок.

Опять гремит труба Исхода.

Судьбу избранного народа

Вещает снова нам пророк.

Израиль, ты опять гоним,

Но что людская воля злая,

Когда тебя в грозе Синая

Вновь вопрошает Элогим?

И пусть же ты, на ком печать,

Печать звезды шестиугольной,

Научишься душою вольной

На знак неволи отвечать.

Этими строками написанными матерью Марией, в миру (Елизавета Юрьевна Скобцова), хотелось бы рассказать о самом на мой взгляд необычном месте на земле, мемориальном комплексе “Яд-Вашем” в Иерусалиме. Помимо института исследования Холокоста и архивов, это музей Катастрофы, который никого не может оставить равнодушным, здесь перед глазами встают картины давно ушедших лет, но прочно осевших в нашем сознании. И пусть со времен фашизма прошли десятки лет, мы никогда не забудем черного пятна, оставленного коричневой чумой.

Мемориальный комплекс “Яд-Вашем” основан в 1953 году, по решению правительства Израиля как частица истории для изучения потомками геноцида еврейского народа во времена нацистского правления в Германии. Архитектор музея - Моше Сафди.




Сегодня мемориальный комплекс расположен на территории площадью 18 гектаров, включающей в себя несколько зданий, аллей и монументов. Количество исторических документов, находящихся в музее, приближается к 140 миллионам. Огромное количество картин, предметов обихода, книг собрано в этих стенах. Труд работников мемориального комплекса невозможно переоценить, они вкладывают много сил и времени на восстановление истории.




Пять лет назал мемориальный комплекс “Яд-Вашем”, совместно с фондом “Генезис” учредили проект малых грантов, посвященный детальному изучению истории Катастрофы советского еврейства. До этого момента эта тема по большей степени не затрагивалась и не изучалась из-за того, что архивы были закрыты для исследователей. Чаще описывались события в Польше, Германии, Чехословакии и других местах.

За два предыдущих года поступило 370 заявок на участие в проекте из Израиля, СНГ, Америки и Германии как от организаций, так и от частных лиц. Эти люди хотят внести свой посильный вклад в дело сохранения и восстановления документальных, художественных и иных реликвий постигшей нас Катастрофы.

Проект продолжает принимать заявки до 20 ноября 2012 года. Всю информацию можно получить здесь.




Группа журналистов русскоязычных СМИ была приглашена в "Яд Вашем" на презентацию проекта малых грантов, для ознакомления с некоторыми экспонатами музея, недавно приобретенными на территории бывшего СССР, а также для посещения архива музея, закрытого для свободного доступа.







Экскурсию проводил Арон Шнеер, историк с мировым именем. Он занимается детальным изучением еврейства во время великой отечественной войны. Его рассказы завораживают вас, энергия, с которой он ведет рассказ, заставляет трепетать каждую клеточку тела. Арон Шнеер - автор двухтомного исследования "Плен", посвященного трагедии  трагедии советских военопленных, конечно, включая и особо трагическую судьбу евреев, оказавшихся в плену.




Проходя через главный вход музея, мы попадаем на “Аллею Праведников”. Нас встречают высаженные деревья в честь людей, чьим жизненным девизом было помогать тем, кто находился в беде. В то страшное время в беде находился целый народ, несправедливо гонимый.

Среди имен мы встречаем Рауля Валленберга, шведского дипломата, сумевшего спасти десятки тысяч евреев. Что подвигло богатого и успешного дипломата рисковать своей жизнью? Душа, которая не могла спокойно смотреть на бесчинства немецких солдат и офицеров. Путем угроз, уговоров и шантажа Валленберг сумел уговорить немецких генералов не выполнять приказ Гитлера и не вывозить евреев в лагеря смерти. Он сумел таким образом спасти от неминуемой гибели около 100 тысяч евреев. В ноябре 1963 года музей “Яд-Вашем” присвоил Раулю Валленбергу звание праведника народов мира.

Есть у евреев такое поверье - спасший одного человека спасает целый мир. Валленберг сумел спасти тысячи. Первое дерево на аллее было посажено в честь него.

На сегодняшний день обнаружено и присвоено звание праведников мира более 24 тысячам человек. Большая часть которых проживала в Польше, Голландии, Франции и на Украине. Рядом с деревом Валленберга растет еще одно дерево, посаженное в честь памяти Оскара Шиндлера. Немецкий промышленник, спасший примерно 1200 евреев, взяв их работать на свои заводы и фабрики. В 1939 году Шиндлер вступил в нацистскую партию. Но со временем осознав все ужасы, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, а также свою причастность к нацистским преступлениям, он принял позицию абсолютного гуманиста, защищая евреев. Последние годы своей жизни Шиндлер провёл в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей. До сих пор потомки спасенных им евреев чтят его память.

Список Шиндлера (оригинал):




Здесь хочется сделать небольшую остановку и дать слово историку Арону Шнееру: “Шиндлер и Валенберг не рисковали своей жизнью при спасении евреев. У них были иные возможности? в отличие от тысяч обычных спасителей из разных стран. Имена многих неизвестны людям, потому что о них не сняты фильмы, не написаны книги". И правда, а почему мы не знаем многих других праведников?

История Елизаветы Скобцовой заслуживает отдельного очерка. Ее стихотворение я привел в самом начале статьи. Это была необычная женщина. Поэтесса и мемуаристка, она вошла в историю еврейского народа как спасительница многих евреев. Русская по происхождению, она в 1932 году принимает постриг и принимает имя Мария в честь Марии Египетской. В ее доме в Париже (после эмиграции) обосновался штаб Сопротивления. В 1942 году мать Мария пыталась помочь евреям, согнанным на парижский бульвар Гренель для отправки в лагерь смерти Освенцим. Она смогла вывести группу детей в мусорных контейнерах, и тем самым спасла их жизнь. С того времени ее дом превратился в перевалочный пункт для евреев. Они знали, что у матери Марии всегда найдется для них еда и убежище. В 1985 году ей был присвоено звание праведника народов мира, а в 2004 году она была канонизирована Константинопольским Патриархатом.

Еще один герой, чье имя и фамилию вы наверняка не слышали - это Жанис Липке, о нем нет фильмов и практически нечего не написано. Его жизнь могла стать сценарием для фильма о Холокосте, войне и доброте. Обычный латвийский парень, работая докером в порту, сумел за годы войны спасти 56 евреев. Спасённых он прятал в хозяйственных пристройках на своем участке. Он говорил: "Кто вырвется из-за колючей проволоки и найдет меня, тот в Риге не пропадет!" Узники концлагерей видели в нем спасение. В спасении евреев Жанису помогали его жена Иоганна и двое сыновей, один из которых в 1943 г. был мобилизован в латышский легион СС.

Жанис умер в 1987 году. В 1977 году “Яд-Вашем” присвоил Жанису Липке почетное звание праведника народов мира. В 2006 году Давид Зильбер опубликовал книгу, в которую вошел рассказ о Жанисе. Книга называется “И Ты это видел”.




Проходя Аллею праведников мира, мы попадаем в музей, спроектированный по принципу туннеля и имеющий ответвления в виде отдельных залов с экспонатами и видео экранами. На стенде - пожелтевшая фотография как будто бы футбольной команды. Гид рассказывает, что эти ребята были уничтожены в одном из лагерей смерти. На фото радостные лица. Никогда не знаешь, что будет завтра, и вообще, наступит ли для них завтрашний день. С правой стороны - зал, посвященный приходу к власти Адольфа Гитлера. На стенах флаги со свастикой. Портрет фюрера. Под стеклом - одно из первых изданий книги “Майн Кампф”. Тут же рядом детская игра, придуманная нацистами для объяснения того, как Гитлер пришел к власти. Гитлер пришел к власти в январе 1933 года путем волеизъявления немецкого народа. Он не был скуп на обещания. И очень скоро коричневая чума захватила Германию и часть Европы.

Под жернова фашистской машины попали политические оппоненты нацистов, уголовники, сексуальные меньшинства, неизлечимо больные, душевнобольные, евреи и цыгане. Количество жертв среди цыган специально никем на изучалось, по приблизительной оценке это 700.000-1.000.000 человек.

С 1935 года по новому закону евреям запрещается принимать участие в общественной жизни Германии. Отдельным параграфом в законе сказано о запрете на смешанные браки. Люди в браке должны либо развестись, либо пройти стерилизацию. Но есть интересный факт, евреям все-таки было разрешено нанимать прислугу, но не младше 45 лет. Цель, как мы понимаем, заключалась в том, чтобы избежать ситуаций, про которых могло возникнуть "смешанное" потомство.

Третьим рейхом был выпущен в единственном экземпляре журнал “Недочеловек”. В нем были напечатаны фотографии "недолюдей", по мнению нацистов. Среди фотографий явно просматриваются еврейские черты лица. Отпадает вопрос, кого они считали недолюдьми. В 1938 году в Германии прошла акция “Хрустальная ночь”, были убиты не менее 91 еврея, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 30 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря ЗаксенхаузенБухенвальд и Дахау.

Мы идем дальше по музею, а в душе буря. Пытаюсь осознать масштаб трагедии середины 20 века. Это не просто Катастрофа, это был конец света. На полу что-то вроде канавы, в которой набросано множество книг. Уничтожались книги не только еврейских авторов, а все то, что не соответствовало нацистской идеологии, а также являлось выразителем гуманистических ценностей. Утилизация книг сродни утилизации истории. Это была основная цель - стереть с лица земли даже память о еврейском народе. Кто-то сказал, что естественные науки делают человека инженером, а литература инженера - человеком.

Известный "охотник за нацистами" Эфраим Зурофф что-то рассказывает гостям:




Следующая наша остановка - это зал, посвященный концлагерям и лагерям смерти. Стены увешены страшными кадрами, запечатленными немецкими солдатами и офицерами. Нацисты старались много снимать как отчет о проделанной работе. В углу стоит макет кровати, или что-то похожее на кровать. На таких спали в минуты отдыха узники концлагерей. За стеклом одежда или лучше сказать роба. На стенах под стеклом лагерные нашивки в виде желтых шестиконечных звезд.

Один из первых лагерей получил название Дахау, рассказывает Арон Шнеер. Он был создан в 1933 году. В основном туда отправляли политических заключенных, уголовников, представителей сексуальных меньшинств и душевно больных. С 1939 года Дахау стало местом проведения различных медицинских экспериментов над заключенными. Целью экспериментов было в том числе изучение возможности управления поведением человека. Лагерь часто посещает Гиммлер и другие высокопоставленные нацисты, чтобы лично следить за ходом эксперимента.

Официально первым лагерем смерти считается Хельмно, созданный на территории оккупированной Польши. Число его жертв равнялось 320.000. Практически сразу же появляются Треблинка и Собибор, в них уничтожено более одного миллиона евреев.




В 1942 году высшие чины третьего рейха проводят Ванзейскую конференцию, на которой был "окончательно решен" еврейский вопрос. Вдумайтесь в эти цифры, мы говорим о миллионах убитых людей, чьей виной была только их национальность, а также огромная вера в бога.

Есть такой фильм “Суд над богом”, в нем узники концлагеря устроили суд над богом. Они хотели знать, почему он обрек их на смерть. Очень тяжело писать о концлагерях и не ловить себя на мысли, что это не роман, а печальные факты нашей истории. Идем дальше.

Еще один зал и еще одна страничка Катастрофы. 1939 год стал роковым для 930 евреев жителей Германии. Многим стало ясно, что нужно в кратчайшее время покинуть территорию третьего рейха. Одна из возможностей - это эмиграция в США.  В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание, рассчитывая уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы. Но еврейских беженцев не приняла ни кубинская, ни американская сторона. Формально как кубинская сторона, так и американская действовали юридически правильно, в точности исполняя принятые в этих странах законы, - за исключением одного «но»: отказывая еврейским беженцам в приеме, они отлично знали, что обрекают их на гибель. Куба согласилась принять только тех, у кого родственники являлись ее гражданами. Остальные же были возвращены в Европу, в лапы коричневого монстра. Впрочем, благодаря личному мужеству капитана Шредера, все же многим удалось спастись. Подробнее эту историю можно прочитать здесь.

Но не только Америка и Куба показали свое пренебрежительное отношение к беженцам. Ранее в 1938 году, Швейцария дабы не впускать евреев на свою территорию, предложила Гитлеру ставить в паспорта штамп "J", Jude, чтобы на границе распознавать евреев. В германских паспортах также напротив любого еврейского имени у женщин писали Сара, а у мужчин - Исраэль. Евреи были поставлены перед фактом неотвратимой гибели.




Мы вышли из музея. Глоток свежего воздуха дает возможность немного успокоиться и собраться с мыслями. Впереди посещение самого печального места музея, “Детский мемориал”. Выдолбленная в скале пещера олицетворяет собой память о полутора миллионах убитых еврейских детей за время Катастрофы. Попадая вглубь пещеры, мы оказываемся в темном пространстве. Берет немного времени, пока глаза начинают привыкать к темноте. Как вдруг перед глазами вспыхивают миллиарды звезд, и тихий голос читает имена погибших детей. На стенах появляются фотографии детских лиц. Несколько лет назад я видел, как в этом мемориале пожилая женщина потеряла сознание. Настолько сильно давит на душу и сердце атмосфера этого места.




Мемориал воздвигнут на пожертвования Эдит и Авраама Шпигеля, сумевших выжить в лагерях смерти, но чей сын погиб в лагере Аушвиц в возрасте 2,5 лет. При входе в мемориал со стены на вас смотрит лицо мальчика, их сына Узиэля.

Это было одно из последних мест в нашей экскурсии. Впереди нас ждала пресс-конференция с презентацией проекта малых грантов, а также визит в хранилище уникальных исторических документов времен Холокоста. Но описывать архив тяжело, каждый документ, фотография, письмо заслуживают отдельного очерка. Покидая это место, я пообещал себе бывать здесь каждый год.

Письма из Киева, за несколько дней до входа в город нацистов, сентябрь 1941 года:







Регистрационные карточки узников концлагеря Маутхаузен:




Неотправленные открытки Анны Франк:




Семейный дневник, который вела еврейская семья в концлагере:




Документ с подписью Гитлера (слева) и Гиммлера (справа), оба - оригиналы.




Каталоги архива "Яд ВаШем":







Previous post Next post
Up