Дневники св. Иоанна Кронштадтского

Jan 26, 2018 14:41

Полное издание дневников св. Иоанна, которое сейчас осуществляется, безусловно, событие для церкви в России. Прочитав полтора тома, мне захотелось поделиться впечатлениями, да всё не доходили руки. Но лай еретиков и раскольников на святого ( https://danuvius.livejournal.com/740904.html#comments
http://ahilla.ru/nepravednye-mysli-o-pravednom-svyatom/
https://danuvius.livejournal.com/740441.html#comments
https://www.facebook.com/kassia.senina/posts/1697174147009948?_fb_noscript=1 )  побудил меня все-таки написать несколько слов. На мой взгляд, эти дневники - входят в число лучших христианских текстов,  из тех, которые написаны на русском языке. Это, своего рода, Добротолюбие для мирян, что очень важно. Чтение дневников настраивает душу на молитвенный лад, сообщает верный духовный настрой, дает пищу для молитвенного размышления, помогает прогнать греховное забвение и проч. и проч. Те места, где св. Иоанн кается в своих греховных помыслах и поступках, даёт повод еретикам и раскольникам хаять святого. Но это ханжеский подход. Жалкие они.
В обыкновенных познаниях человеческих узнал раз хорошо какой-либо предмет - и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без сильного помрачения познания о нем. А в вере не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь, всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. - Т.4. С. 26
Многие мысли повторяются неоднократно в его дневнике (один из упрёков еретиков и раскольников к св. Иоанну) на протяжении лет потому, что:
Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения, которые потому легко окрадывают мысленный дом души нашей, его мысленное богатство.
Это классика аскетики. Ср. преп. Марк Подвижник: «Всякому злу предшествует неведение, второе же по нём неверие». - О тех, которые думают оправдаться делами.
  «Забвение… и сестра его уныние и сим содействующее и единонравное неведение - тягчайшие и внутреннейшие страсти души, неудобообретаемые и неудобоисправляемые, лютым любопытством покрывая и помрачая душу, способствуют и прочим злым страстям действовать и укрываться в ней, ибо влагают безстрашие и нерадение о добрых делах и удобно попускают каждой страсти дерзостно входить и действовать. Когда душа бывает покрыта всезлым забвением, пагубным унынием и всех зол матерью и питательницей неведением, тогда жалкий и слепотствующий ум удобно привязывается ко всему видимому, разумеваемому или слышимому…» - Послание к монаху Николаю.

В служении Богу поставляй всё свое счастие, и всем людям Божиим, требующим твоего служения, будь усердный слуга;  не тяготись делом Божиим, если и целый день будут приглашать тебя в разные места и для разных треб.  Не имей ни малейшего, даже сердечного,  внутреннего  нетерпения, не раздражайся, не ропщи, а благодушествуй; будь ласков ко всем требующим твоего служения и благодари Бога, что Он удостаивает тебя в собеседовании с Ним и в служении духовным пользам людей своих проводить большую часть времени; твёрдо знай, что это - счастливейшее время в твоей жизни. Что тебе дома делать? Отдыхать? -  Но после незначительных трудов какой отдых? Есть и пить? - Животное дело. Беседовать со своими? - Беседа с Богом лучше. - Т.4. С. 28.
А здесь в двух строках изложен весь смысл христианской аскетики:
Сладость плотская и сладость духовная несовместимы в человеке. Потому желающий сердечной, духовной сладости боится вкушать плотских сладостей, чтобы они не изгнали сладости Духа Святого. -Т.4  С.176.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце диавола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей). Испытано. Та беда, что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое. Прочь тут всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти: чисто ложна, богопротивна, пагубна. Верь так же и относительно других.  Когда видишь, что кто-либо злобится на тебя, не считай его злобы прямым делом; нет, он только страдательное орудие всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и обманывается от него. Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь просветил его сердечные очи, помраченные тлетворным дыханием духа злобы. Надо сердечно молиться Богу о всех людях, подверженных страстям: в них действует враг. - Т.4. С.237.
Нищета духовная :
Куда ни посмотрю сердечными очами - внутрь ли себя, на себя ли, вне ли себя, - везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа. Но когда смотрю только внутрь себя, тогда вижу самый сильный повод к прошению, благодарению и славословию. Вся сила сердца моего, весь свет очию сердца моего - от Бога, вся крепость телесная, все служащее к поддержанию жизни телесной - от Бога. Везде вижу славу, единую славу Бога моего, и ничего не вижу в себе, чем бы я мог хвалиться как своим. Слава дающему мне крепость! Слава действующему мною и во мне! Так как я ничего своего не имею, а имею все от Бога до малейшего доброго движения сердечного, до мысли святой и светлой, а без Бога я - ничтожество, хуже - всякое зло, то я имею сильный повод за всем прибегать с прошением к Богу. Особенно я имею сильный повод благодарить Бога моего за пречистые и животворящие Его Тайны - Тело и Кровь, - Они все для меня, и молитвы ко причащению суть образец прошения, благодарения и славословия. Невольно славословлю Бога и Господа Иисуса Христа за неизреченную Его любовь к нам, смертным, в Святых Тайнах явленную. - Т.4. С.222.

Замечательно, что, когда я во грехе и враг во мне и мучит меня, тогда он отражается и на лице моем: оно мрачно и уныло, и люди, с которыми я имею сношение, не имеют ко мне прежнего уважения и не так, как прежде, смотрят на меня; они сейчас видят неблагообразие лица моего от внутреннего безобразия души, омраченной диаволом, они чуют во мне злого духа; напротив, когда я стою во благодати Божией, - ощущают во мне благоухание Духа Божия, и лицо мое для них приятно по причине света, спокойствия, кротости и смирения, которые душа отражает в лице. Т.2
Previous post Next post
Up