"Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь."
(с) Александр Блок
"Знаешь ли ты, Джимми, каково это - быть персонажем игры, которого убивают раз за разом?"
Киберпанковская антиутопия, мир недалекого будущего, в котором программист Джимми (Кристофер Ламберт) очень неплохо себя чувствует, профессия сама по себе хлебная, а Джимми откровенно успешен, создавая крутые компьютерные игры для некой Корпорации. Но буквально за пару дней до сдачи очередной игрушки под названием "Нирвана" случается страшное: один из героев игры Соло (Диего Абатантуоно), в результате нападения на программу компьютерного вируса обретает самостоятельное мышление, начинает запоминать события, происходившие до очередной перезагрузки (то есть, его же очередной гибели), осознает, что им кто-то управляет и, наконец, напрямую обращается к сотворившему его демиургу: сотри же меня, я не хочу существовать в таком идиотском мире, непрестанно умирая и возрождаясь! "Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала." Джимми в свою очередь понимает, что не может обречь на вечные муки свое творение, выглядящее, чувствующее и страдающее, как настоящий человек, но уничтожить Соло не так-то просто, снести зараженную игру надо с корпоративного сервера. И Джимми начинает свое криминальное путешествие...
В фильме прекрасно создана атмосфера мрачного будущего с грязным городом, в котором процветают корпорации, обогащающиеся и действующие незаконными методами подобно мафии во главе с государственной структурой и полицией, кругом шныряют мелкие жулики всех мастей, и творят свои черные делишки организованные банды. Над городом идет бесконечный снег, ну а в центре всего - одинокий несчастный человек, страдающий в мире, в котором нет места любви, все слишком меркантильно и прагматично, а потому любовь не бывает здоровой и счастливой, она обречена на гибель вместе с ее носителем. Джимми преследуют воспоминания о любимой (Эмманюэль Сенье), и ее "включения" во флешбеках словно кадры старого любительского видео. Джимми отчаянно пытается понять, что она чувствовала, и эта сюжетная линия чрезвычайно удачна, она человечна и печально-трогательна с одной стороны, а с другой, органично совмещена в итоге с кибер-достижениями - кто бы не хотел узнать, что на на самом деле чувствует любимый человек, прячась за неискренними словами.
Актеры все замечательные, давненько не видела Кристофера Ламберта, он тут хороший такой, спокойный, печальный, но действующий решительно, когда надо, симпатичный, с умными глазами. Диего Абатантуоно бесподобен в роли персонажа игры, итальянца, которому по сюжету вроде предписано быть связанным с итальянской же мафией, но который вообще себя не ощущает гангстером и комично вопрошает "кто вообще такой этот дон Никола?!" вопреки сценарию игры. Соло отчаянно пытается достучаться до окружающих его героев игры, и это выглядит и комично, и грустно. Эмманюэль Сенье прекрасна в роли депрессивной исчезнувшей любовницы ГГ, прекрасен и Серджо Рубини в роли Джойстика, человека с имплантированными искусственными глазами, ведь в этой антиутопии можно так выгодно продать роговицу глаз.
Порадовала и неожиданная "Sodate" от Сезарии Эворы, многонациональный Марракеш, полный редкостных фриков, одежда-хамелеон, постоянно меняющая цвет. Претензией к фильму сейчас может быть то, что он безнадежно устарел в отношении антуража, декораций - уж слишком древние компьютеры, программное обеспечение, игры. Но у меня было интересное ощущение, что антиутопия началась примерно в момент съемок, то есть в 1997 году. Поэтому что-то заморозилось намертво во всем мире на том уровне развития - маленькие мониторчики, примитивные технологии.. А зачем кому-то что-то развивать, двигать науку вперед, бабло можно стричь и на этом уровне развития, тем более, что наркота выпускается в новых формах, жрите жидкую марихуану или кокаин на здоровье, продавайте глаза и прочие органы.
А над городом продолжает идти бесконечный снег.
- Джонни, а кем я стану, когда ты меня сотрешь?
- Мм.. снежинкой?
- Отлично!
Посмотрела фильм из списка для
кинорулетки по киберпанку, неплохая находка)