Книга Дэниела Киза "Таинственная история Билли Миллигана"/The Minds of Billy Milligan повествует о реальном пациенте психиатров и преступнике Билли Миллигане, у которого обнаружили расщепление личности, причем в нем одновременно существовали 24 человека, в основном мужчины и мальчики, но была и трехлетняя девочка и одна девушка-лесбиянка. Билли изнасиловал трех студенток, каждая из которых описывала в полиции разных мужчин, с отличающимися манерами, повадками, акцентом. Но все же Миллигана вычислили, ну а дальше началось самое интересное, поскольку парень был явно не в себе, разговаривал на разные голоса, преображался на глазах, и не помнил то, что говорил недавно и делал. За Билли взялись психиатры, распознали это самое расщепление, но оно в то время классифицировалось как.. невроз. Небольшой такой неврозик, а тут сюрприз - абсолютно невменяемый товарищ, в котором 24 личности живут, как в общежитии, даже общаясь между собой, но не все, а сам Билли, кстати, спит где-то внутри, поскольку сильно травмирован психологически.
История-то сама по себе интересная! Но книга написана настолько отвратительно, насколько это вообще возможно. Первая часть представляет собой прямо-таки документальный протокол, состоящий, например, из таких пассажей:
"детектив Никки Миллер из отдела сексуальных преступлений заступила на дежурство во вторую смену в 3 часа дня, в среду, 26 октября, что и было отмечено в журнале"
"в 9 часов Боксербаум, Клеберг, Миллер, Бесселл и четверо из группы захвата выехали на трех машинах, двигаясь со скоростью 20 миль в час по пустынной дороге"
Это может создавать атмосферу, но такими никчемными подробностями нашпигована куча страниц в немыслимом количестве. Не менее нудным выглядит представление всех личностей, которые то вылезают, то исчезают, о чем-то вещают, ведется их перепись, все это похоже на какую-то публицистику или документалку, но очень скучную. Во второй части книги сюжет становится эмоциональнее, поскольку рассказывается об ужасном детстве Миллигана, которого бил и насиловал отчим, а мать ничего не замечала или делала вид. Мальчика, конечно, жаль, он, видимо, повредился в уме, создал этих воображаемых личностей и стал за ними прятаться. Если все это правда, конечно.
В третьей части Миллигана пытаются вылечить, чтобы личности слились, и тогда он предстанет перед судом. Вообще говоря, задача нетривиальная, псих, на всю голову больной, вы нам его быстренько подлечите, ведь это же невроз, и мы его засудим. Понятно, что надо создать прецедент с тем, чтобы расщепление личности признали серьезным психиатрическим диагнозом, и больного пытались бы серьезно лечить. Удивительно ведут себя некоторые врачи, только ступившие на зыбкую тропу общения с этими личностями, пытаясь повлиять на их слияние и, соответственно, выздоровление пациента. Они решают отпускать Билли в город (дело происходит в американских Афинах) без сопровождения и в отпуск. Жители, понятное дело, расстроились, опасаясь за своих дочерей, и давай митинговать. А Миллиган тоже расстроился, что его не любят почему-то, и те его личности, которые вроде бы слились, давай снова расщепляться.
Оно все бы ничего, но автор давит невыносимо своей позицией. Из Миллигана лезут наружу и агрессивные личности, и вызывает много вопросов, почему хорошие личности постановили защищать детей и женщин, если их обижают где-то на улице, но в то же время лесбиянка (!) насилует женщин, подавляя на время волю остальных, и плохих, и хороших, хотя там внутри куча хороших парней якобы, а плаксивая лесбиянка утверждает, что хотела ласки и любви. Трагедия изнасилованных вообще задвигается автором на второй план, ой, до вас ли, тут такой случай интересный.
И если Билли действительно ненормальный, то понятно, что он не виноват в том, что свихнулся, а виновато было окружение. И его надо лечить (если это возможно, кстати), но автор ужасно давит на жалость к Миллигану, совершенно упуская из виду, что этот несчастный человек (если только он действительно сумасшедший, его личности имели дело и с наркотиками, и с оружием) опасен.
В общем, вся эта тягомотина меня изрядно утомила, какой-то полицейский протокол, совмещенный с медицинской картой и немного разбавленный эмоциями. Объемно, скучно и все время вылезает автор со своим бесценным мнением.
Но меня можно не слушать, эту книгу хвалят очень на лайвлибе, например, и пишут восторженные рецензии)
А что же снял Шьямалан? Кино его совсем не о Билли Миллигане, хотя и о человеке, страдающим тем же психическим расстройством. Позабавил тот факт, что у главного героя (Джеймс МакЭвой) личность расщепилась тоже на 24 штуки и, если в романе 24-я личность появляется, когда лечение идет уже полным ходом, зовут эту личность Учитель, и он, оказывается, знает все обо всех личностях и самом Билли, умен и конструктивен, то в фильме 24-я личность - это жуть-кошмар по имени Зверь, и когда она покажется, то будет совсем худо тем, кто рядом окажется.
Наверное, число 24 - все же неспроста, и проделана некая адаптация романа, Шьямалан сам написал сценарий. Но по сути взят лишь диагноз, ну и если Билли насиловал студентку и отпускал, то герой ленты похищает трех школьниц оптом и размещает их в своем убежище с неясными намерениями, кто знает, что там эти личности задумали, и кто из них. Из школьниц выделяется девочка, которую играет выразительнейшая Аня Тейлор-Джой, остальные никакие.
Конечно, интересно было посмотреть, как МакЭвой будет перевоплощаться, ну что ж, перевоплощается он талантливо, хотя личностей показано немного. Но тут такая штука, при всем моем НЕ восхищении романом, в нем намного интереснее показано взаимодействие внутренних личностей, кто-то знает о других, кто-то не знает, у них есть некое пятно света, через которое они появляются в реальности, есть лидеры, есть чуть ли не заключенные, которым запрещено выходить вообще, у них есть куча правил. В фильме же ничего этого нет, появляется перед изумленной девочкой то один образ, то другой, ну и она пытается зацепиться за что-то хорошее в маньяке и попробовать наладить контакт. Получается очень плоско, упрощенно. Герой, кстати, ходит частным образом к пожилой женщине-психиатру, ведут они душеспасительные беседы, и до добра это тоже не доводит, так как и ГГ расщепился не на белых и пушистых зайчиков, похищение людей, а тем более подростков, это сильно.
Кроме того, еще один интересный момент - в романе раздражало то, что автор так и подпихивает мистику, намекая, что некоторые личности обладают потрясающими навыками, самыми разнообразными и требующими затрат времени, усилий, да и наличия одаренности в разных сферах. Шьямалан же пошел дальше, вообще уводя историю от оригинала, ее породившего, так как ГГ карабкается по отвесной стене и мгновенно наращивает мышечную массу, то есть, откровенно режиссер фантазирует на заданную тему, но это не сильно впечатляет, а твисты в принципе отсутствуют, все ясно с самого начала.
Опять же, рейтинг у фильма очень неплохой, почти 7 на КП и 7.3 на IMDB, так что многим нравится и фильм.
А в целом ощущение-то такое: была богатейшая история, и Киз, чувствуя ее грандиозность, написал объемный, но удивительно скучный фолиант, в попытке создания художественного произведения из документального материала. Шьямалан же, напротив, историю сузил, работая в жанрах триллера и хоррора, но и триллер, и хоррор вышли весьма слабыми.