Оригинал взят у
sibeaster в
Каноза-ди-Пулья - часть 2. Собор Сан-СабиноПоездка в Канозу изначально планировалась как дань памяти славному крестоносцу Боэмунду Тарентскому, о мавзолее которого я вам рассказал в прошлый раз. В мавзолей, несмотря на его широкую известность (ну да, пока в узких кругах, но, думаю, час его славы еще настанет), доступ оказался сложным, а вот в собор удалось попасть запросто.
Кажется, что перед нами типичный новострой, но внешность обманчива.
Современный фасад действительно построен после катастрофического для Канозы землетрясения 1851 года, но собственно собор начали строить еще при лангобардах, в VII - VIII веках. В те далекие столетия некогда славная античная Каноза "съежилась", ее прежние базилики Сан-Пьетро и Сан-Леучо оказались за пределами городскими стен и были заброшены, вот тогда и возникла необходимость в новом соборе. 1 августа неустановленного года (бывает же такое, день сохранился, а год - нет) епископ Петр перенес сюда мощи городского покровителя святого Сабина, после чего храм и получил свое название (мощи, как мы помним, в итоге "уехали" вместе с епископами в Бари). 7 сентября 1101 года собор был освящен папой Пасхалием II.
Изначально собор был похож на уже увиденные нами
собор в Мольфетте и
церковь Сан-Франческо в Трани, а именно был трехнефной базиликой, перекрытой пятью куполами, с апсидой и криптой. Мне не довелось увидеть собор издалека, так что я не возьмусь утверждать, что куполов нет вообще; изнутри же виден только один купол. После 1851 года собор сильно перестроили: кровля теперь лежит не на исторических колоннах, а на новодельных пилонах; сами же колонны оставлены на месте, но теперь они, похоже, никакой нагрузки не несут.
Я уже заметил в предыдущем очерке, что культурный слой Канозы сильно подрос за прошедшие века. Мало того, что сам собор находится в "ямке", так после входа еще нужно еще с деяток ступеней вниз преодолеть. Все капеллы по бокам - новоделы после 1851 года; все интересное сосредоточено в зоне пресвитерия.
Во-первых, здесь можно увидать мраморный амвон Акцептуса (XI век):
Надпись гласит: "Я, грешный архидиакон Акцептус, сделал это"
Далее можно полюбоваться киворием (похоже, что и он XI века, но может быть и более позднее подражание барийскому из Сан-Никола) с колоннами из розового мрамора (в верхнем ярусе их 48 штук).
Никаких ограждений, веревочек и бдительных стражей здесь нет; в пресвитерий можно свободно зайти. И там за киворием нас ожидает маленькое чудо - трон епископа Урса (Ursone), выполненный мастером Ромуальдом в 1080-1089 годах. Как вы помните, другое чудо -
трон Илии в барийской базилике святого Николая - находится в огороженной зоне и для простых смертных недостижим. В Канозе же нравы простые)))
Там было темновато, я старался все запечатлеть, но качество не получилось не очень)))
Один купол изнутри все же виден (его нужно искать в правом дальнем углу ринга собора):
На этом собственно и всё)))
Повторюсь, что все прочие интересные объекты Канозы - условно открытые и бесплатные, нужно звонить в местную
Асcоциацию и договариваться о встрече. Открытым в обычном режиме был лишь маленький археологический музей Синези; я его честно прошел, но назвать его интересным я бы не решился: понемногу обо всем, и пояснения - только на итальянском. Так что после музея я с чувством выполненного долга (Боэмунд на небесах, наверно, ликовал, увидев, как его любят в далекой России) отправился на станцию, чтобы вернуться на автобусе в Барлетту. Туда вместе со мной виртуально отправляетесь и вы, дорогие читатели; надеюсь, что и вас впечатлят тамошние базилики, построенные на стыке романской и готической эпох.