Оригинал взят у
sibeaster в
Битонто - часть 4. Собор Сан-Валентино (окончание)Как оказалось, самое интересное в соборе Битонто спрятано под землей! В то время, как почти что безлюдная верхняя церковь тонула в полумраке, в крипте кипела жизнь: свет включен , и смотрительница о чем-то щебетала с зашедшими на огонек подружками. Статья в итальянской Википедии уместила информацию о крипте в пару строчек, а я провел там не менее часа - столько всего там оказалось интересного!
Далее идут снимки капителей - всех подряд.
Кто сказал, что это агнец? Баран, самый настоящий!
Еще бараны
Волк из мультика; тот, который говорил: Щаз спою)))
Милейшая гарпия
А тут и петух, и дракон, и человек на фаянсовом троне)))
На задней стене крипты сохранились фрески. Я уж после
портала Сан-Никола-деи-Гречи стал бояться на глаз определять время создания, но тут-то точно еще никакого Ренессанса не наблюдается:
Благовещение и Сретение, уверен, все увидали, а вот одиночных святых мне угадать не под силу.
Я уже как-то говорил, что апулийское и общемировое понимание крипты отличаются. В Апулии крипта - это подземное пространство под трансептом; все остальное церковное подземелье именуется Soccorpo. Различие, видимо, уходит корянми в историю: крипты всегда были богослужебным помещением, а вот Soccorpo чаще всего использовались для захоронений, и для посторонних были закрыты. Потихоньку археологи открывают для желающих апулийские подземелья, и вот в Битонто это уже случилось. Правда, за вход придется заплатить 3 евро, но оно того стОило.
Как оказалось, под собором находятся остатки предыдущей базилики.
Любители могут походить по стеклянному полу над вскрытыми захоронениями (они сейчас пусты) и подивиться информации из стендов, сколько сотен человек нашли здесь некогда последний предпоследний приют. Ну а самое интересное находится в самом дельнем помещении, которое находится почти что под входом в верхнюю церковь. Кстати, если музей почему-то закрыт, или настал момент, когда 3 евро уже жалко отдавать (такое бывает к концу поездки), то это "самое интересное" можно увидеть бесплатно: в полу собора специально оставлен проем.
Итак, к Soccorpo примыкает квадратное помещение, из которого некогда наверх вела лестница (обнаружено несколько ступенек). Было ли это основанием колокольни? Или что-то иное? Однозначного ответа пока не найдено.
Мозаику с грифоном уверенно относят к XI веку, то есть последнему столетию существования предыдущей базилики. Грифон, будучи львом и птицей одновременно, символизирует, скорее всего, Христа, Которого по халкидонскому вероопредению мы познаем в двух природах. Такая вот изящная иллюстрация догмата, и пламенный привет коптам, яковитам, эфиопам и армянам.
Там же в поздемелье демонстрируют мраморные фрагменты, которые, скорее всего, были частью алтарной преграды:
Тут уже пришлось поторопиться. На входе в Soccorpo было написано, что археологическая зона открыта лишь до 18-00. Надо ли говорить, что по платному подземелью я бродил в одиночку, и за мной погасили свет. Как оказалось, пока я бродил там, подружки смотрительницы ушли, и сама она ждала лишь меня. Более того, сам собор был уже закрыт изнутри; смотрительница проводила меня до дверей, отворила их для меня, а затем закрылась изнутри. По пути она непрестанно извинялась; как оказалось, в обычные дни собор открыт до 19-00, но ради Святых целителей в то воскресенье случился короткий день.
Если кто-то поедет по моим стопам, приглядитесь повнимательнее к Битонто; на мой взгляд, он идеально "спаривается" с Бари в пределах одного дня. Ну а на этом завершается рассказ о втором дне моих странствий по Апулии (постоянно забываю добавить "и Базиликате", мы же с вами аж два раза в соседнюю область выберемся). Впереди был очень насыщенный третий день, в который я увидал аж четыре города с романскими соборами: Мольфетту, Бишелье, Трани и Джовинаццо.