Бишелье - часть 2. Собор Сан-Пьетро-Апостоло (начало)

Dec 14, 2016 20:51

Оригинал взят у sibeaster в Бишелье - часть 2. Собор Сан-Пьетро-Апостоло (начало)
Собор Бишелье носит имя апостола Петра. Строительство было начато в 1073 году графом Трани Петром II, а освящен был собор 1 мая 1295 года епископом Львом. Собор построен в апуло-романском стиле, хотя, естественно, затем неоднократно реконструировался

Местная традиция связывает основание первой христианской общины Бишелье с апостолом Петром, хотя, как мы помним, город, как таковой, возник только в норманнскую эпоху. Первым епископом Бишелье предание называет святого Мавра, посвященного в сан самим апостолом; более осторожная традиция считает первым местным епископом Сергия, участника Седьмого Вселенского собора, хотя существование этого прелата не подтверждается письменным источником. Твердо линия местных епископов прослеживается с 1063 года и заканчивается на Сальваторе Палика, умершем в 1800 году; до 1818 года кафедра вдовствовала, а затем вплоть до 1986 года ею управляли епископы соседнего Трани. С 1986 года Бишелье окончательно был присоединен к соседнему диоцезу Трани-Барлетта, и в настоящее время епархия носит тройное название Трани-Барлетта-Бишелье. Так что собор Сан-Пьетро-Апостоло имеет сейчас статус concattedrale.

Для путешественника Сан-Пьетро-Апостоло - самый неудобный для осмотра среди апулийских соборов: он со всех сторон стеснен городской застройкой, какое-то подобие площади есть только перед южным (боковым) фасадом, а у главного западного фасада просто пересекаются несколько узких улочек. Поэтому вольно или невольно мы с вами будем рассматривать мелкие детали, не имея возможности оценить все здание целиком.


Вот наилучший из возможных видов западного фасада.


Как видно, западный фасад явно перестраивался в барочную эпоху; место традиционной розы занимает большое окно грушевидной формы.




Еще два окна, а также щипцы, венчающие фасад, тоже несомненно представляют собой скорее фантазию на романскую тему, чем подлинные романские детали:






Зато все три портала, похоже, подлинные романские. Начинаем с центрального:


Дама в очках является неотделимой частью пейзажа...Она припарковала машину напротив дверей и грузила в нее многочисленные свадебные принадлежности с только что закрывшейся выставки (эта выставка путешествовала вместе со мной по Апулии - я постоянно натыкался на ее рекламу).

Верхняя часть портала:





В тимпане помещен маленький лев, терзающий миниатюрного человечка, а ниже видим двух привычных уже нам грифонов:






Грифоны восседают на колоннах; капитель левой колонны украшена листочками, а вот на капители правой колонны смотрят во все стороны живые существа:






Разные существа, порой изрядно размытые временем, вплетены в резьбу архивольта:








Прошу прощения за неудобный ракурс - не мог же я прогнать даму с машиной...

Левая часть портала (снизу вверх):






И правая (снизу вверх):






Держат (или, точнее, держали) всё это великолепие на своих спинах два льва, из которых одного беспощадное время съело до неузнаваемости, а второй еще держится изо всех сил последними лапами:



Левый портал со своими львами:









И правый портал:









Продолжение следует...

орнамент, Бишелье, Апулия, Италия, скульптура, перепост, архитектура

Previous post Next post
Up