Jun 30, 2016 17:32
За последние несколько дней произошло так много весьма значимых событий, что шок от голосования британцев несколько притупился. Но значимость этого события далеко превосходит все основные «сенсации недели». В чем же она заключается?
Во-первых, это - водораздел. Тест. На ту самую приверженность демократии, о которой нам так долго талдычили при каждом удобном случае. Ну, вы же помните - о том, что демократия, это самая вершина развития человеческого общества, «светоч веры», итог тысячелетних исканий человеческой цивилизации… При этом мягко обходя тот факт, что демократия, как форма организации общества, насчитывает уже несколько тысячелетий. А вполне внятно описана была около двух с половиной тысяч лет назад. Да-да, совершенно верно - в восьмой книге «Государства» автором по имени Платон. Вместе с монархией, аристократией, олигархией и так далее, каковые, отчего-то, на протяжении всех этих тысячелетий как регулярно сменяли демократию в качестве формы организации общества, так и были регулярно сменяемы ею. Вот такой вот круговорот воды в природе получается… Что, кстати, никак не останавливало человеческую цивилизацию в ее поступательном развитии. Ни при одной из форм организации. Наоборот, частенько именно во времени монархий и олигархий те или иные страны делали гигантские рывки вперед, а во времена демократий - деградировали или, даже, распадались. Ну да Бог с ним. Светоч - так светоч… Главное, что по тому, как элита Великобритании и, в целом, Европе, либо, даже, всего Запада поступит с данным конкретным волеизъявлением народа, можно будет судить и о том, за что они действительно держат демократию. За ширму или, все-таки, пусть и со множеством натяжек и оговорок, за реальное предельное основание, на котором держится их цивилизация. Если выход Британии из ЕС состоится-таки - значит есть у господ за душой что-то, а если, покидавшись грозными заявлениями и яростно поторговавшись за кулисами, это дело как-то аккуратно замылят… ну вы понимаете.
Но не все так просто. Потому что, и это, во-вторых, Brexit, несомненно, удар по Европе. И очень показательно, что этот удар нанесла именно Великобритания… Поясню. Мы очень часто слышим заявления, что, мол, главным конкурентном США является, например, Китай. Ну, он же такой экономически сильный и так быстро растет! Срос же об этом криком кричит. И Бжезинский пишет. Или Россия. Ну, ведь только она, единственная в мире, имеет столько ядерных боеголовок, что может уничтожить США… Конечно, глупо отрицать, что под всеми этими заявлениями есть некоторые основания. Но, все-таки, в общем и целом они неверны. Потому что главным конкурентом США была и остается объединенная Европа. И дело вовсе не в экономике или в том, что евро является основным конкурентом доллара на мировой арене в качестве резервной валюты. То есть, не то чтобы совсем, но в первую очередь не в этом. Главное в том, что США и ранее были одной из двух и ныне, после разрушения Советского Союза, являются, как сказал ВВП, «единственной сверхдержавой» в первую очередь потому, что они - лидеры цивилизационного проекта «Большого Запада». А и Китай, и Россия, и кто бы то ни было еще, находятся ЗА пределами проекта этого проекта. Снаружи. То есть роль США внутри проекта оспаривать никак не могут.
Россия, правда, был момент, попыталась как-то в него встроиться, но ей почти сразу же (ну в историческом масштабе), указали, на какое место в этом проекте она может рассчитывать. Там, в углу, у пара… кхм… ну вы поняли. Указали и с помощью расширения НАТО, и ничтоже сумняшеся, начав бомбить Югославию, и с размещением баз ПРО у ее границ, направленных, ну конечно же, исключительно против «Иранской ядерной программы». И это далеко не полный перечень ясных и открытых (честные, чо там!) знаков, которые были поданы нашей стране. Так что пришлось нам, фыркая и стирая с лица плевки, снова возвращаться к выстраиванию собственного цивилизационного проекта. А ведь так надеялись… Ну да разговор не об этом. А о том, что составить конкуренцию США в ключевом для нее моменте - лидерстве в проекте «Большого Запада» ни Россия, ни Китай, ни, скажем, Индия или Бразилия не могут. Насколько бы они не были сильны. А вот Европа может! Она там, внутри этого проекта. И, до всех этих «арабских весен», санкционных войн и кризисов с мигрантами модель «Большого Запада», продвигаемая Европой, очень многим казалась не просто не менее, а даже и куда более привлекательной, чем модель предлагаемая США. Да что там о других говорить - нам самим казалась! Потому и попытались встроиться. А некоторым и до сих пор кажется. И рвутся они туда вплоть до бомбежек собственных городов… Ну сами посмотрите какая прелесть - десятки пусть и формально, но равноправных разновеликих государств, принимающие решения в трогательном единстве, высокие социальные стандарты, полное медицинское обеспечение, мультикультурность и толерантность. Хм… ну с последними уже не все так просто. Сейчас. Но в остальном… Святая земля, в которой все поголовно - за все хорошее и против всего плохого. Да еще и без регулярных расстрелов школьников и студентов сумасшедшими маньяками, как это случается там, за океаном. Ну и на кого хотелось больше ориентироваться?
Я, кстати, уверен, что основной задачей войны на Украине является не столько желание вопреки всему «пристегнуть» Украину к Европе (ну если мы о тех, кто реально рулит ситуацией), сколько необходимость сделать из нее этакий «вонючий овраг», максимально препятствующий сближению и коммуникации этой самой Европы с Россией. То есть созданию мощной связки «ресурсов и технологий», способной бросить вызов «теперешнему» мировому гегемону. Какие там «свобода и демократия»? Вы что?.. И выход Великобритании из ЕС имеет все признаки еще одного «удара» в эту же точку. Недаром все наблюдатели в голос твердят, что компания «ЗА» была проведена из рук вон плохо.
Поэтому я бы не слишком радовался Brexit. Не смотря на то, что, на первый взгляд, соотношение прогнозируемых потерь и выигрышей на данный момент, вроде как, в нашу пользу, разрушение единой Европы принесет нам очень много проблем. В том числе и потому, что Европа до сих пор наш главный торговый партнер. Кто может просчитать насколько нам станет сложнее, когда поток средств оттуда резко снизиться? А как вам вариант конкурировать с «Аэрбас», «Мерседес» или «Сименс» в одной ценовой категории? Что вполне может произойти после обрушения европейской валюты и, соответственно, падения уровня цен на европейскую продукцию. А ведь только этими тремя вышеперечисленными марками дело отнюдь не ограничится. Причем, как мне представляется, в этом случае США сразу же просто и цинично закроет рынок обеих Америк и Австралии. При необходимости даже и с помощью авианосных групп. Выдержит ли подобную конкуренцию наша экономика?
Я не утверждаю, что эти сценарии воплотятся в жизнь непременно и полностью. Но даже их частичное воплощение принесет нам столько геморроя, что мама не горюй!
Ну и, в-третьих - это, все-таки, еще и шанс. Шанс, который не хотелось бы упустить. Шанс России несколько изменить конфигурацию взаимоотношений с нашими главными партнерами среди государств ЕС, которые до этого были, во многом, сильно ограничены в принятии самостоятельных решений. Нет, многого здесь Россия сделать не сможет. В процессе европейской ломки/перестройки нашей стране лучше всего руководствоваться врачебным принципом «Не навреди». Во всяком случае, во взаимоотношении с ключевыми партнерами. И, кто знает, не исключено, что Европа «новой конфигурации» одной из своих основных задач действительно поставить строительство общего пространства от Лиссабона до Владивостока. А то и до Шри-Ланки с Хайнанем. Один же материк, чо! И это и будет самым главным выигрышем России.
Мир,
Политика,
brexit,
Злотников,
Мнение,
Брексит,
Россия