ЗАГАДКА РЕЗИДЕНТА

Nov 23, 2023 11:03


Вы, наверное, уже обратили внимание на довольно многозначительный феномен, заключающийся в том, что у нас не имеется никаких заслуживающих внимания сведений о работе западных нелегальных резидентур  в Советском Союзе. Вот прямо таких нелегалов, как советские многочисленные нелегалы за рубежом. Единственный широко известный такой случай являлся художественным вымыслом авторов серии фильмов об эмигранте-шпионе Михаиле Тульеве с Георгием Жжёновым в главной роли.  Который, кстати говоря, к тому времени сам уже реально отсидел как раз за шпионаж, что позволило ему играть практически самого себя:)





Между тем, такие «ошибки  резидента» в послевоенном СССР должны были частенько случаться и в реальности. После окончания Второй мировой войны в руки западных союзников попало множество русских из числа гитлеровских пособников, прекрасно знающих советские реалии, выходцев из рабочего класса, трудового крестьянства и советской интеллигенции. Если забрасывать в Советскую Россию корнетов Оболенских или поручиков Голициных было бесперспективно, в силу их чуждого классового происхождения и незнания основ советской жизни, то  эмиграция «второй волны» для нелегальной работы в  СССР годилась идеально.  Советские военнослужащие умудрялись попадать в плен к немцам вплоть до апреля сорок пятого года, так что их адаптация в послевоенном СССР не требовала бы никаких особых усилий.



В результате отсутствия нелегальных резидентур,  западные агенты в СССР горели элементарно на связях с сотрудниками британских и американских дипломатических представительств или сотрудников спецслужб этих стран, выступающих под прикрытием зарубежных фирм-партнёров советских внешнеторговых ведомств. Например, Пеньковский. Его несколько раз засекли на прямом контакте с Анной Чизхолм, когда наблюдали не за ним, а за ней. Чизхолм же была официальной сотрудницей британского посольства. В КГБ её подозревали в шпионаже и следили за ней  на регулярной основе. Кроме того, Пеньковской встречался и с Гарольдом Винном, британским шпионом под крышей представительства западных деловых кругов. Опять-таки под наблюдением был не Пеньковский, а Винн, которого тоже подозревали в шпионской деятельности по сигналу австрийской резидентуры ПГУ!

Ну как так?!

Британская разведка имела богатейший опыт работы по гитлеровской Германии, страны тотального шпионажа за своими подданными, работы в том числе и в военное время. Имел такой опыт и сам Гарольд Винн. Неужели было трудно установить с Пеньковским связь через простого и неприметного труженика метлы, то есть резидента, работающего под личиной московского дворника? Который мог и закладывать и снимать тайники абсолютно незаметно для окружающих, прямо при выполнении служебных обязанностей.  Неужели секретная служба с трёхсотлетней историей не могла додуматься до такого элементарного способа обезопасить своего лучшего агента?



При таком обилии кадров, в том числе и прошедших первичную разведывательную подготовку в школах абвера, имея на руках материальную базу германской разведки по производству советских документов, при наличии массы специалистов германской разведки, работавших по советской тематике, британская разведка должна была буквально наводнить СССР квалифицированным шпионским персоналом.  И это не считая оставленного в СССР агентурного аппарата абвера, готового (пусть и без энтузиазма) к продолжению работы.

Опять-таки от нелегального резидента вовсе не требовалось непременно устраиваться на работу генеральными конструкторами или участвовать на ведущих позициях в разработке ядерного оружия. Задача резидента вовсе не в этом заключается. Резидент в чужой стране работает в качестве координатора работы агентов, связников, курьеров, радистов (при их наличии), содержателей явок. При кадровом голоде он может совмещать несколько функций, кроме одной: он сам не должен быть источником секретной информации. Источником секретной информации является агент, который от всех иных обязанностей в резидентуре должен быть освобожден. Добыл секретную информацию, сбросил её резиденту (а не передал прямо западному дипломату, находящемуся под колпаком КГБ) и всё.  Полная тайна вкладов, то есть организации, гарантирована.

Здесь снова уместно вспомнить о вымышленных похождениях резидента Тульева. Представим себе, что КГБ точных сведений о переброске Тульева в СССР не получил бы. Ну тогда Тульев точно так же приехал бы в Загорск, расконсервировал бы старую агентуру абвера, бабу себе нашёл бы, уголовников навербовал.  И работал бы в обеспечении разведывательных операций совершенно безнаказанно.  Пресловутого профессора околофизических наук вербанули бы в Лондоне на международной конференции, а Тульев обеспечивал бы ему связь. Никаких прямых контактов с дипломатами, находящимися под круглосуточным наблюдением, шпионских камней и прочей беллетристики.  В крайнем случае взяли бы Тульева, а дальше что?  Он показал бы чекистам место, откуда забирал пакет с документами перед тем, как заложить в тайник для западных дипломатов. Ну, на этот случай для физика-ядерщика был бы какой-нибудь сигнал предусмотрен.  Цветочный горшок на подоконнике или анонимный телефонный звонок с просьбой позвать к телефону Льва Давыдовича.  Потому что за Тульевым тоже присматривал бы незаметный человечек, ничем кроме этого не занимавшийся.



И, кстати говоря, бабу он мог себе найти и на каком-то интересном западным разведкам, режимном что называется, объекте. Не носительницу государственных секретов, Боже упаси! Кадровичку, например. Она бы ему расписывала, кто на передок слабоват, кто в картинки любит перекинуться на малый интерес, кто марки редкие собирает, кто просто криптоеврей. Кто за кордон в командировку намылился, пусть и в соцстрану. Вот уже и вербовочный список готов, к человечку подход можно делать. На Золотых песках Болгарии. Всё хлеб!

При этом сама советская разведка традиционно гордилась своими нелегальными структурами за рубежами нашей страны. Успешно работающие нелегальные резиденты и целые гроздья резидентур исчисляются дюжинами. Сплошь и рядом простой советский паренёк изучает пять иностранных языков на краткосрочных курсах НКВД и колесит по миру, выдавая себя во Франции за парижанина, в Германии за баварца, а в Канаде за уэльского шахтера.  То и дело советский резидент-нелегал становится то миллионером, как Конон Молодый, то латиноамериканским дипломатом, как Григулевич.

Между тем,  в отличии от сотен тысяч бывших советских граждан, лишь три-четыре года проведших в Германии, никаких  англичан, французов, немцев или латиноамериканцев в распоряжении НКВД СССР в товарном количестве не было. Были, правда, немцы Поволжья, но самый известный нелегал со знанием пяти немецких диалектов, то есть Николай Кузнецов, считается чистым русским с Урала, выучившим все эти диалекты из чистого же любопытства.  Были ещё кадры Коминтерна, но что это за кадры? Процентов на тридцать - провокаторы политической полиции, остальные на картотеке, как Зорге. Вербовать из них нелегалов это просто делать подарок для вражеской радиоигры.

Так почему же нелегальные резидентуры Советского Союза в Европе и Америке были в изобилии, а у западных разведок в СССР только одна, и то толко лишь в кино? Или эти резидентуры просто не вскрывались советской контрразведкой? Или советских нелегалов раскармливали на Западе умышленно?

Словом, вопросов много. Будем разбираться.

17 мгновений

Previous post Next post
Up