Заметки методологического нуба.

Sep 09, 2010 20:17



Лекция, как и уточнил нам Петр Георгиевич, является переходным мостиком между двумя большими темами: Акт деятельности и Оргтехническая система; вводит на материале социологии представления об управлении. Георгий Петрович берет материал социологии, наложенный на исторические представления и исторический подход, и на этом материале нам ( Read more... )

Щедровицкий., методология, философия

Leave a comment

К вопросам kom2006 September 13 2010, 09:24:32 UTC
Полагаю, что присутствует логика.
1. Исходя из темы, необходимо выполнить работу по введению в синтаксис и семантику графического языка, значит необходимо ввести сам язык. Не рассказать про это, а именно, ввести. Когда можно сказать, что язык введен? Когда фиксируется, что он освоен, например, когда началась коммуникация между субъектами, именно на этом языке, а не на каком-то другом.
2. Один субъект ситуации коммуникации есть, это лектор. Значит, второго необходимо создать на материале слушателей. Это может быть отдельный индивид, несколько отдельных индивидов, группа индивидов, или другая организованность субъекта, с которым лектор мог бы вступить в коммуникацию на вводимом языке. Как создать субъекта? Запустить, организовать режим (систему процессов) субъективации, в результате которого могло бы произойти проявление субъекта (субъектов).
3. Как задается режим субъективации, который должен привести к проявлению субъекта на человеческом материале слушателей? Задается за три шага. Первый, за счет разбора схемы знания вводится субъект объектное отношение, где объектом является сама деятельность (познающая деятельность). В этой схеме познающий субъект как бы подразумевается, главное там, это отношение между ним и объектом. Второй шаг, за счет схемы воспроизводства деятельности описывается то, как деятельность устроена и как существует деятельность. Т. е. задается одна сторона отношения. Третий шаг, за счет схемы акта деятельности описывается то, как существует субъект деятельности (деятель) и как он устроен. Для меня, схема акта, это описание определенного типа субъектности, под названием - деятель, которое возникает, если эту схему «надеть на себя», поместив себя в значок «человечка».

По поводу второго вопроса. Чтобы ввести семантику языка, необходимо в коммуникации с проявляющимися субъектами на тех же самых схемах и всех последующих ввести понятия, схваченные в этих схемах. В СМД подходе, в моем, понимании, нельзя ввести понятия в отрыве от тех проблем, относительно который и были построены эти понятия. Ведь, в понятии спрятана идея, которая является ключом решения (снятия) проблемы. А, смысловая структура понятия, это то, что «удерживает» идею в понятии, передовая которые в коммуникации, появляется возможность транслировать идею в мышлении между субъектами.

Reply


Leave a comment

Up