Демократия и права человека в Европе

Nov 17, 2010 20:26


Дескать, даже в нынешней цивилизованной и благополучной Европе, в сытых, до предела социализированных Норвегии, Швеции и Финляндии (хотя в двух последних гораздо меньше) любое упоминание о хоть какой-нибудь, пусть даже только культурной автономии этого этноса - вполне достаточное основание для появления к болтуну "пристального интереса со стороны тамошних КГБ". Честно говоря, не сразу поверил. Все же XXI век - не век XIX, а север Европы - не прерии. Однако стало любопытно прояснить вопрос. И вот что, други, выяснилось. Саамы ака лопари - маленький народ на севере Скандинавии. В Лапландии. Выходит, соседи Санта-Клауса, который именно у них одалживает оленеей, чтобы развозить по Старому Континенту подарки хорошим деткам. Больше всего их в Норвегии, немало в Швеции, сколько-то в Финляндии, совсем чуть-чуть в России. Когда-то жили много южнее, кочевали чуть ли не до Балтики, однако потом ушли от злых соседей подальше, в снега, где их какое-то время не трогали. Пока норвежские колоничты не добрались и до тундры. А когда добрались, все пошло по-новой. Правда, резать, как когда-то викинги, не резали, но где-то с конца XVIII века начали усиленно "норвегизировать". Книги на саамском языке (молитвенники, катехизис, Новый Завет, Библия), появившиеся еще в XVII веке были изъяты, учителя саамского языка насильственно забриты в армию. Появились специальные законы, согласно которым саам , пусть даже сто раз христианин, человеком считался . лишь в том случае, если брал норвежское имя и пользовался в быту только норвежским языком. Причем подтвердить это должны были "пять добропорядочных норвежцев", что было практически невозможно, поскольку "норвегизированный" саам приобретал право на землю, а земля была нужна самим "добропорядочным . норвежцам", во все большем числе наезжающим с юга. Все эти меры, хотя и в смягченном виде, действовали, кстати, аж до конца Второй Мировой войны. Но это к слову. Примерно в конце третьего десятилетия XIX века власти Норвегии (бывшей тогда в унии со Швецией, но имевшей самую широкую автономию) выработали интересный план "окончательного решения" саамского вопроса. Саамов, как все северные люди, нестойких на алкоголь, начали почти принудительно спаивать. Если до того торговля спиртным шла обычным порядком, то в 1833-м начала работать целая правительственная программа: торговцам водкой были даны налоговые льготы, местные ленсманны получили распоряжение оказывать им всю возможную помощь. Естественно, много наливали в долг и, естественно, за долги у спившихся отнимали имущество, в основном, оленей, лодки и рыболовные снасти, обрекая их на голод. Саамы, к удовольствию начальства, начали вымирать, и какое-то время вымирали тихо. А потом появился совестливый человек, пастор Лестадиус, чье имя в тамошних краях по сей день окружено почетом. Побывав в России, где торговля спиртным в саамских краях была жесточайше запрещена, а нелегальные "спиртоноши", будучи пойманы, шли на каторгу, он начал проповедовать среди "оленных людей" трезвый образ жизни, и довольно быстро добился многого. Излишне говорить, что у слуги Божьего начались неприятности. Достаточно крупные. Его пытались выжить с севера всеми доступными "добропорядочным норвежцам" средствами, разве что не били ногами. Он, однако, был упорен, и саамы бросали пить во все большем количестве. Это било по карманам торговцев спиртным, это вызывало нарекания у начальства в адрес ленсманнов, и люди злились. Распространение листовок, призывающих к отказу от алкоголя, проповеди и лекции о вреде пьянства были объявлены уголовными преступлениями, хорошо проплаченные священники (лестадиусов было, как всегда, мало) разъясняли в кирхах, что веселие саамов есть питие, общество трезвенников, обвинив в шпиорнаже в пользу России, разогнали силой. И тогда, в 1852 году, смирные, никогда голоса не поднимавшие саамы взбунтовались. Не нищие, спившшиеся бедолаги, а сильные люди, сумевшие выкарабкаться из болота алкоголизма, пришли в городок Каутокейно, чтобы сказать все, что думают по этому поводу. Что было дальше, рассказывать не стану. И так понятно.

http://putnik1.livejournal.com/619268.html
Дорога без конца - КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В ЕВРОПЕ

Недавно я получила комментарий на один свой ролик на Ютубе - там видеоряд из концлагерных фотографий наложен на известную "Песню болотных солдат", сочиненную узниками одного из нацистских лагерей.
Комментарий такой:
"Яна, я благодарю тебя, как бывший фрайштаттец, картины здесь очень впечатляющие. Для тех из нас, кто помоложе. В воспитательных домах Фрайштатта до 1970х гг насильно держали молодых людей и применяли принудительный труд".

Я заинтересовалась этим. Тема мне знакома через историю РАФа. В самом деле, именно часть РАФовцев пришли "ко всему этому" через тему тех самых воспитательных домов. Ульрика Майнхоф непосредственно перед уходом в подполье занималась фильмом о девочках из воспитательного дома, написала сценарий, который готовился к реализации. Баадер и Энслин в рамках социального проекта пытались реформировать такой воспитательный дом. Некоторые из РАФовцев, к примеру, Петер Юрген Бок, сами были подростками из таких домов.

В общем, я решила немного поискать информацию. Искать ее долго не пришлось, собственно...
Тема эксплуатации детей, подростков, молодых людей в церковных и государственных "домах воспитания" - детских домах, колониях для трудновоспитуемых, приютах и других учреждениях, не только в Германии, но и например, в США и Ирландии - ни для кого давно уже не секрет. В Германии, правда, она дольше замалчивалась.

Во время так называемого "экономического чуда" 50-х-70х гг ХХ века многие фирмы охотно использовали бесплатный - только за убогое содержание - труд подростков. Среди них, например, гигантский поставщик сельскохозяйственной техники, Claas Gruppe.
Производитель электрооборудования и деталей автомашин - Hella ((Hella KGaA Hueck & Co., Lippstadt)
Поставщик матрасов Schlaraffia Matzatzen, Bochum...
И большое количество других немецких крупных фирм и мелких фабрик, среди них всемирно известные Miele, Rowenta, Gründig, а также бесчисленные фирмы сферы услуг - прачечные, больничные и хозяйственные службы.

Счет идет на миллионы детей.
В эти дома попадали, разумеется, не только и не столько сироты. Во-первых, туда забирали "трудновоспитуемых". Что понималось под этим?

"Меня направили в дом с приговором "Моральная запущенность". Моральная запущенность заключалась в том, что я носил волосы до плеч, слушал так называемую "негритянскую музыку", и в школе у меня были проблемы с учебой. Я часто отсутствовал в школе, так как находился в больнице по причине телесных повреждений - меня избивала мать".

Другие жертвы рассказывают, что их забрали из семьи, например, разведенной матери - на основании показаний соседей, которым "не нравилось, как мы живем".

Но может, там вроде как не было ничего страшного, ну там трудовое воспитание и все такое?
К сожалению - это страшное не просто "кое-где порой" встречалось, это была Система, не менее страшная, чем иные гитлеровские лагеря.

Можно просто подряд читать рассказы жертв этой системы - и волосы всегда, в любом случае встают дыбом.

Вот несколько переводов:

www.schlaege.com/html/petition.html

(это тот мальчик, который страдал "моральной запущенностью")
"Сначала меня заключили в закрытую нервную клинику, где применяли ко мне электрошок, жесткую фиксацию к кровати, большие дозы психотропных лекарств. Очевидно, этими средствами меня хотели вернуть назад на пути порядка и права. После 6 месяцев заключения там меня перевели непосредственно в воспитательный дом в Зюхтельне. Когда я прибыл туда, руководитель представил меня группе как психически ненормального. В подвальном помещении меня заставили перед всеми раздеться догола. Мои волосы были обриты. Меня окатили водой из шланга и посыпали дезинфицирующим порошком. Я должен был удалить перед всеми ребятами из группы мои волосы на лобке. Мне выдали правила поведения в доме, а затем - синий рабочий костюм. Моя обувь представляла собой две плоские деревянные дощечки с ремешками. Затем меня немедленно провели на рабочее место. Первые три месяца я занимался очисткой железных заборов и решеток от ржавчины с помощью щетки. Не было ни перчаток, ни средств защиты легких. Затем я много месяцев монтировал детали в электрической индустрии. Летом я работал на полях фермеров - с 7.30 до 18 собирал картофель, овощи или фрукты. Хозяин дома получал от фермера 3 марки за ребенка в час, ребенку выплачивались 4 пфеннига в час. Уже за самые небольшие проступки и нарушения правил дома (например, заговорить с кем-то за работой) следовали жесткие наказания, удары, пинки, оплеухи, выкручивание ушей, рук, а также запирание на часы или на целые дни в карцере, в полной темноте, на воде и сухом хлебе..."

Там еще много страшного, можно долго переводить... Мальчик в итоге остался инвалидом на всю жизнь.
Никакой школы, никакого образования этим подросткам не давали вообще.

Или вот другое сообщение, это девочка, которую в 14 лет просто забрали у разведенной матери в "Дом для трудновоспитуемых девочек", несмотря на то, что никаких признаков трудновоспитуемости не было.

"Я должна была 12 часов ежедневно работать в большой кухне, 7 дней в неделю. Позже я работала в большой прачечной. Один раз в неделю я должна была работать в частном доме в деревне Уммельн. Перед каждой едой мы молились и по воскресеньям ходили в церковь.
Наша почта просматривалась. Мне разрешали раз в месяц написать письмо домой, но и оно, если отправлялось, то только после цензуры. Нам вообще не разрешали выходить из дома, не было карманных денег, не было новой одежды.
За попытки побега, нарушения правил или дела, которые не нравились диакониссам, нас запирали в так называемую "клаузуру", минимум на три дня: комнатку без окон, со звукоизолированными стенами, днем разрешалось только сидеть на стуле. Это было ужасно.
За время пребывания в доме меня лишь однажды посетила мама.
Во время пребывания в доме я не имела возможности учиться в школе, изучать какую-либо профессию, нам не давали никакого образования. Без какой-либо подготовки к самостоятельной жизни после более четырех лет пребывания в доме меня выпустили домой, к моим родителям".

Еще из одного сообщения:
"Побои входили в распорядок дня... если воспитатель считал, что ты этого заслужил, то сообщали директору дома, и тогда ты спускал штаны перед столом персонала в столовой. Самое страшное - не удары, которые ты получаешь по счету, но сам факт, что приходилось снимать штаны перед единственными женщинами, которые вообще были на территории - перед кухонным персоналом".

Там еще есть сообщения о сексуальном насилии, которое совершалось над детьми. Практически каждый рассказ - сгусток ужаса. Еще ужаснее то, что все это происходило в обозримое время, не так давно, в "благополучной" ФРГ 70х гг, при "идеальном" капитализме.

http://blau-kraehe.livejournal.com/780800.html
Синяя Ворона - ФРГ. 50-70е годы. Учреждения для детей и подростков.

Норвегия, Германия, геноцид, права человека, Неисчислимы преступления коммунизма, Европа

Previous post Next post
Up