В гавани Роскилле-фьорда находится одна из самых интересных достопримечательностей Роскилле - Музей кораблей викингов и Корабельный двор (Город мастеров), где мастера делают корабли той эпохи по старой технологии. Здесь ещё дальше погружаешься в историю Дании, где она сливается с общескандинавской, начавшейся с эпохи викингов.
Эпоха викингов остаётся уникальным явлением в европейской истории. Такой её сделали не кровавые набеги и завоевания (в итоге завоёванные страны ассимилировали в себе завоевателей) и не технологическое превосходство (во многих отношениях это были малоразвитые народы). Основной их вклад в развитие европейской цивилизации - это расширение границ известного мира. Из Скандинавии викинги дошли до Константинополя и Каспия (по рекам России), освоили всё побережье Западной Европы (вторгаясь и в Средиземноморье), пересекли Атлантику (основав поселения на Фарерах, в Исландии и Гренландии), первыми из европейцев ступив на земли Северной Америки. Именно этот напор первопроходцев (одновременно завоевателей и морских разбойников) продолжает привлекать внимание к викингам.
В древних хрониках викинги (норманны, как их называли латинские источники, или варяги, как их прозвали на Руси) предстают в основном в виде жестоких захватчиков. Иное было бы странно, так как письменные источники оставила только пострадавшая от этих набегов сторона. И, хотя древние скандинавы также развивали и торговлю, и ремёсла, всё же эпоха викингов была полна насилия. Первоначально оно бурлило внутри самих скандинавских королевств (ещё достаточно условных), обосновавшихся по берегам Скандинавского полуострова и на территории современной Дании. Шла постепенная централизация власти: победившие ярлы усиливали своё влияние, проигравшие искали способа отмщения (или выживания, что порой было одним и тем же). При этом любой, кто мог построить корабль и нанять команду, имел все права отправиться на морской разбой. Благодаря торговым связям с Европой скандинавские народы знали морские пути и места сосредоточения накопленного ранними европейскими государствами богатства. В итоге к концу VIII века волна завоеваний и насилия выплеснулась из Скандинавии. Разграбление пришельцами с севера англосаксонского монастыря Св. Кутберта на острове Линдисфарн в 793 году знаменовало собой начало эпохи викингов, продлившейся около 300 лет.
Викинги оказали значительное влияние на раннесредневековую Европу, перемешивая королевства и подспудно способствуя усилению централизации. Королевство франков откупалось от них территориально (передав земли на северо-западе, получившие имя Нормандия). Англия в течении почти двух веков оставалась отдалённой провинцией данов, а английские короли регулярно присягали на верность датским вождям и платили дань. На восточных торговых путях викингов в Константинополь возникла Русь, возглавляемая варяжскими конунгами, а на южных - Сицилийское королевство, родившееся на отвоёванных норманнами у арабов территориях.
Когда слушаешь истории про набеги викингов и их завоевания, возникает вопрос - и где это всё? Ирония истории в том, что при всём их напоре и свирепости викинги не норманнизировали Европу - они сами подверглись европеизации. Этот процесс связан с этапом становления государств, когда в Дании, Норвегии и Швеции сложились устойчивые монархии. Зарождение королевств в этих странах дало толчок дальним походам и грабительским войнам викингов, и точно так же завершение их формирования, а вовсе не более успешные стратегии обороняющихся, повлекло за собой закат эпохи разбоя. У богатеющей знати сменились приоритеты: теперь нужно было сохранить накопленные богатства (как материальные, так и территориальные), поддерживая для этого паритет с окружающими странами, а подданным предлагая альтернативный путь социального роста - через государственную службу. Причин оставаться морскими разбойниками у скандинавов было всё меньше.
Разрозненные королевства викингов постепенно укрупнялись, сильные поглощали слабых, определялись территории и сферы влияния, зарождались национальные различия. Мелкие королевства данов впервые объединил в X веке под своей властью король Горм Старый, от которого ведут своё происхождение все датские монархи, до правящей в настоящее время Маргарет II. Правил он из своей ставки в Еллинге, в центре полуострова Ютландия (сейчас это мелкая деревушка). На одном из холмов близ города Горм поставил сохранившийся до наших дней рунический камень в память о своей жене Тюре, где называет её "украшением Дании". Надпись ценна тем, что это первое известное употребление слова "Дания" (tannmarkar) в качестве названия страны данов. Еллинг недолго оставался центром власти, став слишком неудобным местом для управления разросшимся королевством. Уже сын и наследник Горма, король Харальд I Синезубый (начавший христианизацию датчан) в 980-х годах перенёс столицу в Роскилле.
XI век отмечен яростной борьбой датских и норвежских королей за господство в регионе. В 1028 году внук Харальда I, Кнуд II стал королём Дании, Англии и Норвегии (к тому же временно контролировал центральные районы Швеции), заслужив у потомков прозвание Великий. Но как в случае любого правителя, не способного обеспечить преемственность власти, его империя развалилась вскоре после его смерти в 1035 году. Деятельный и активный король Норвегии Харальд III Суровый в 1060 году разгромил датское войско короля Свена II Эстридсена (племянника Кнуда Великого), тот едва спасся. Однако норвежцы стали роптать на непомерные военные траты и в 1064 году Харальд заключил мир со Свеном, признав того королём Дании. Это стало переломным моментом для обоих королевств: дальше каждое из них развивалось своим путём. Когда в 1380 году династический брак будущей датской королевы Маргарет I с норвежским королём Хаконом Магнуссоном вновь объединили две страны под властью одной короны, каждая из них уже обладала неотъемлемой национальной идентичностью.
На период датско-норвежских войн приходятся основные находки судов викингов в Роскилле-фьорде: датчане преграждали неприятелю путь к своей столице, затапливая корабли в самой узкой части фьорда. То, что в этом месте затоплены старые корабли, знали давно. Но до 1956 года, когда рядом с местечком Скульделев (километрах в 15-20 к северу от Роскилле, где фьорд сужается до 1 км) была поднята сохранившаяся в иле часть деревянного борта, никто не предполагал насколько они старые. Дендрохронологический анализ показал, что корабль построен из дуба, срубленного в 1042 году вблизи Глендалоха, в 35 км к югу от Дублина.
Эта находка стала отправной точкой в большой программе 1957-1962 годов по подъёму и восстановлению кораблей эпохи викингов, которых в этом месте оказалось немало. Специальная лаборатория (и сейчас действующая при музее) занялась обработкой остатков деревянных конструкций, дабы предотвратить их разрушение на открытом воздухе. Что интересно, корабли, выставленные в музее, не восстанавливают, а лишь консервируют. Поэтому они выглядят такими полуразрушенными, но это оригинальная деревянная обшивка, не изменённая и не дополненная.
Первоначально было поднято пять кораблей: два торговых, два военных и одно рыболовное, они и выставлены в музее. В 1990-х годах, когда расширяли территорию под Корабельный двор, были обнаружены останки ещё девяти кораблей, самый большой из которых достигает 36 метров в длину. Таким образом, Роскилле стал местом самых многочисленных находок кораблей викингов во всей Северной Европе, и поиски продолжаются.
Суда викингов не имели ни отсеков, ни палубного настила, лишь лавки для гребцов. Парус на их кораблях появился только в VII веке и представлял собой достаточно дорогое, но долговечное квадратное шерстяное полотно, пропитанное жиром. При постройке кораблей не использовались металлические детали: доски скрепляли между собой и привязывали к рёбрам каркаса веревками из липового лыка. Военные суда были рассчитаны на 20 гребцов, рулевое весло располагалось и на носу, и на корме, чтобы корабль мог идти в любом направлении. Это удобно для разбойничьих нападений: такой корабль (на Руси прозванный "ладья") причаливает к берегу, и его не нужно разворачивать, если возникает необходимость быстро отплыть. К тому же он получался очень лёгким, а ходовые испытания точной копии показали, что судно было быстрым, остойчивым и с неплохой мореходностью. Торговые суда имели большую ширину, чем военные, теряя в скорости, но выигрывая в устойчивости. Копия такого судна (называемого кнар) создано при музее и находится на Музейном острове (названо "Оттар"). К концу X века у викингов появился новый вид судна - драккар, представляющий собой увеличенную ладью с 60-80 гребцами, способную перевозить на короткие расстояния до 500 человек. Эти корабли были столь дороги в изготовлении, что позволить себе их могли только короли и ярлы, часто украшая суда, чтобы подчеркнуть высокий статус владельца.
Музей на берегу фьорда был организован в 1969 году. В нём кроме собственно выставленных кораблей также рассказывается о том, как суда были подняты и отреставрированы, а также собственно об эпохе викингов и их походах. Здесь же есть большой сувенирный магазин с товарами на любой вкус и кошелёк на тему древних скандинавов. По сравнению с сувенирами при музее викингов в английском Йорке и норвежском Лофотре (о которых могу судить), здесь было больше сопутствующих товаров (одежда с эмблематикой музея, мелкие сувениры, канцелярия), но меньше аутентичных изделий. Боевого топора в натуральную величину, который так поразил нашего ребёнка в Музее викингов в Йорке (и от покупки которого еле отговорили), мы тут не увидели.
Рядом с музеем, на Музейном острове, располагается Корабельный двор, где собрана коллекция построенных реплик кораблей викингов (за всё время - около 40 судов). Каждое лето несколько из них отправляются в морское плавание с целью больше узнать о технике судоходства и условиях быта морских завоевателей (сразу скажу, он очень аскетичен).
Мастера-корабелы продолжают строить по старым технологиям: тут и там можно увидеть судёнышки на разной стадии готовности, а также весь набор нехитрых инструментов, которыми управляются строители.
Здесь можно прогуляться по молу вдоль залива, а если есть время - и прокатиться на одном из кораблей, которые пришвартованы тут же, в гавани (морская прогулка примерно на час), а кому хочется - и топором помахать. На территории музея и Корабельного двора расположено несколько кафе, так что голодным не останешься.
Музей кораблей в Роскилле оставил очень приятные впечатления, несколько отвлёк от городского однообразия. Но, как обычно, отведённого на него времени казалось мало.
Все темы Балтийского лета:
00.
Маршрут01.
Хельсинки02.
Паром03.
Стокгольм04.
Стокгольмское метро05.
Мальмё06.
Копенгаген07.
Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)08.
Роскилле09. Музей кораблей викингов
10.
Оденсе11.
Замок Эгесков12.
Музей автомобилей13.
Рибе14.
Остров Рёмё15.
Мёгельтёнер (замок Шакенборг) 16.
Гамбург17.
Любек18.
Висмар19.
Шверин20.
Последний день