Балтийское лето. 09 - Музей кораблей викингов

Oct 06, 2017 12:12




В гавани Роскилле-фьорда находится одна из самых интересных достопримечательностей Роскилле - Музей кораблей викингов и Корабельный двор (Город мастеров), где мастера делают корабли той эпохи по старой технологии. Здесь ещё дальше погружаешься в историю Дании, где она сливается с общескандинавской, начавшейся с эпохи викингов.



Эпоха викингов остаётся уникальным явлением в европейской истории. Такой её сделали не кровавые набеги и завоевания (в итоге завоёванные страны ассимилировали в себе завоевателей) и не технологическое превосходство (во многих отношениях это были малоразвитые народы). Основной их вклад в развитие европейской цивилизации - это расширение границ известного мира. Из Скандинавии викинги дошли до Константинополя и Каспия (по рекам России), освоили всё побережье Западной Европы (вторгаясь и в Средиземноморье), пересекли Атлантику (основав поселения на Фарерах, в Исландии и Гренландии), первыми из европейцев ступив на земли Северной Америки. Именно этот напор первопроходцев (одновременно завоевателей и морских разбойников) продолжает привлекать внимание к викингам.




В древних хрониках викинги (норманны, как их называли латинские источники, или варяги, как их прозвали на Руси) предстают в основном в виде жестоких захватчиков. Иное было бы странно, так как письменные источники оставила только пострадавшая от этих набегов сторона. И, хотя древние скандинавы также развивали и торговлю, и ремёсла, всё же эпоха викингов была полна насилия. Первоначально оно бурлило внутри самих скандинавских королевств (ещё достаточно условных), обосновавшихся по берегам Скандинавского полуострова и на территории современной Дании. Шла постепенная централизация власти: победившие ярлы усиливали своё влияние, проигравшие искали способа отмщения (или выживания, что порой было одним и тем же). При этом любой, кто мог построить корабль и нанять команду, имел все права отправиться на морской разбой. Благодаря торговым связям с Европой скандинавские народы знали морские пути и места сосредоточения накопленного ранними европейскими государствами богатства. В итоге к концу VIII века волна завоеваний и насилия выплеснулась из Скандинавии. Разграбление пришельцами с севера англосаксонского монастыря Св. Кутберта на острове Линдисфарн в 793 году знаменовало собой начало эпохи викингов, продлившейся около 300 лет.




Викинги оказали значительное влияние на раннесредневековую Европу, перемешивая королевства и подспудно способствуя усилению централизации. Королевство франков откупалось от них территориально (передав земли на северо-западе, получившие имя Нормандия). Англия в течении почти двух веков оставалась отдалённой провинцией данов, а английские короли регулярно присягали на верность датским вождям и платили дань. На восточных торговых путях викингов в Константинополь возникла Русь, возглавляемая варяжскими конунгами, а на южных - Сицилийское королевство, родившееся на отвоёванных норманнами у арабов территориях.




Когда слушаешь истории про набеги викингов и их завоевания, возникает вопрос - и где это всё? Ирония истории в том, что при всём их напоре и свирепости викинги не норманнизировали Европу - они сами подверглись европеизации. Этот процесс связан с этапом становления государств, когда в Дании, Норвегии и Швеции сложились устойчивые монархии. Зарождение королевств в этих странах дало толчок дальним походам и грабительским войнам викингов, и точно так же завершение их формирования, а вовсе не более успешные стратегии обороняющихся, повлекло за собой закат эпохи разбоя. У богатеющей знати сменились приоритеты: теперь нужно было сохранить накопленные богатства (как материальные, так и территориальные), поддерживая для этого паритет с окружающими странами, а подданным предлагая альтернативный путь социального роста - через государственную службу. Причин оставаться морскими разбойниками у скандинавов было всё меньше.




Разрозненные королевства викингов постепенно укрупнялись, сильные поглощали слабых, определялись территории и сферы влияния, зарождались национальные различия. Мелкие королевства данов впервые объединил в X веке под своей властью король Горм Старый, от которого ведут своё происхождение все датские монархи, до правящей в настоящее время Маргарет II. Правил он из своей ставки в Еллинге, в центре полуострова Ютландия (сейчас это мелкая деревушка). На одном из холмов близ города Горм поставил сохранившийся до наших дней рунический камень в память о своей жене Тюре, где называет её "украшением Дании". Надпись ценна тем, что это первое известное употребление слова "Дания" (tannmarkar) в качестве названия страны данов. Еллинг недолго оставался центром власти, став слишком неудобным местом для управления разросшимся королевством. Уже сын и наследник Горма, король Харальд I Синезубый (начавший христианизацию датчан) в 980-х годах перенёс столицу в Роскилле.




XI век отмечен яростной борьбой датских и норвежских королей за господство в регионе. В 1028 году внук Харальда I, Кнуд II стал королём Дании, Англии и Норвегии (к тому же временно контролировал центральные районы Швеции), заслужив у потомков прозвание Великий. Но как в случае любого правителя, не способного обеспечить преемственность власти, его империя развалилась вскоре после его смерти в 1035 году. Деятельный и активный король Норвегии Харальд III Суровый в 1060 году разгромил датское войско короля Свена II Эстридсена (племянника Кнуда Великого), тот едва спасся. Однако норвежцы стали роптать на непомерные военные траты и в 1064 году Харальд заключил мир со Свеном, признав того королём Дании. Это стало переломным моментом для обоих королевств: дальше каждое из них развивалось своим путём. Когда в 1380 году династический брак будущей датской королевы Маргарет I с норвежским королём Хаконом Магнуссоном вновь объединили две страны под властью одной короны, каждая из них уже обладала неотъемлемой национальной идентичностью.




На период датско-норвежских войн приходятся основные находки судов викингов в Роскилле-фьорде: датчане преграждали неприятелю путь к своей столице, затапливая корабли в самой узкой части фьорда. То, что в этом месте затоплены старые корабли, знали давно. Но до 1956 года, когда рядом с местечком Скульделев (километрах в 15-20 к северу от Роскилле, где фьорд сужается до 1 км) была поднята сохранившаяся в иле часть деревянного борта, никто не предполагал насколько они старые. Дендрохронологический анализ показал, что корабль построен из дуба, срубленного в 1042 году вблизи Глендалоха, в 35 км к югу от Дублина.




Эта находка стала отправной точкой в большой программе 1957-1962 годов по подъёму и восстановлению кораблей эпохи викингов, которых в этом месте оказалось немало. Специальная лаборатория (и сейчас действующая при музее) занялась обработкой остатков деревянных конструкций, дабы предотвратить их разрушение на открытом воздухе. Что интересно, корабли, выставленные в музее, не восстанавливают, а лишь консервируют. Поэтому они выглядят такими полуразрушенными, но это оригинальная деревянная обшивка, не изменённая и не дополненная.




Первоначально было поднято пять кораблей: два торговых, два военных и одно рыболовное, они и выставлены в музее. В 1990-х годах, когда расширяли территорию под Корабельный двор, были обнаружены останки ещё девяти кораблей, самый большой из которых достигает 36 метров в длину. Таким образом, Роскилле стал местом самых многочисленных находок кораблей викингов во всей Северной Европе, и поиски продолжаются.




Суда викингов не имели ни отсеков, ни палубного настила, лишь лавки для гребцов. Парус на их кораблях появился только в VII веке и представлял собой достаточно дорогое, но долговечное квадратное шерстяное полотно, пропитанное жиром. При постройке кораблей не использовались металлические детали: доски скрепляли между собой и привязывали к рёбрам каркаса веревками из липового лыка. Военные суда были рассчитаны на 20 гребцов, рулевое весло располагалось и на носу, и на корме, чтобы корабль мог идти в любом направлении. Это удобно для разбойничьих нападений: такой корабль (на Руси прозванный "ладья") причаливает к берегу, и его не нужно разворачивать, если возникает необходимость быстро отплыть. К тому же он получался очень лёгким, а ходовые испытания точной копии показали, что судно было быстрым, остойчивым и с неплохой мореходностью. Торговые суда имели большую ширину, чем военные, теряя в скорости, но выигрывая в устойчивости. Копия такого судна (называемого кнар) создано при музее и находится на Музейном острове (названо "Оттар"). К концу X века у викингов появился новый вид судна - драккар, представляющий собой увеличенную ладью с 60-80 гребцами, способную перевозить на короткие расстояния до 500 человек. Эти корабли были столь дороги в изготовлении, что позволить себе их могли только короли и ярлы, часто украшая суда, чтобы подчеркнуть высокий статус владельца.




Музей на берегу фьорда был организован в 1969 году. В нём кроме собственно выставленных кораблей также рассказывается о том, как суда были подняты и отреставрированы, а также собственно об эпохе викингов и их походах. Здесь же есть большой сувенирный магазин с товарами на любой вкус и кошелёк на тему древних скандинавов. По сравнению с сувенирами при музее викингов в английском Йорке и норвежском Лофотре (о которых могу судить), здесь было больше сопутствующих товаров (одежда с эмблематикой музея, мелкие сувениры, канцелярия), но меньше аутентичных изделий. Боевого топора в натуральную величину, который так поразил нашего ребёнка в Музее викингов в Йорке (и от покупки которого еле отговорили), мы тут не увидели.




Рядом с музеем, на Музейном острове, располагается Корабельный двор, где собрана коллекция построенных реплик кораблей викингов (за всё время - около 40 судов). Каждое лето несколько из них отправляются в морское плавание с целью больше узнать о технике судоходства и условиях быта морских завоевателей (сразу скажу, он очень аскетичен).




Мастера-корабелы продолжают строить по старым технологиям: тут и там можно увидеть судёнышки на разной стадии готовности, а также весь набор нехитрых инструментов, которыми управляются строители.




Здесь можно прогуляться по молу вдоль залива, а если есть время - и прокатиться на одном из кораблей, которые пришвартованы тут же, в гавани (морская прогулка примерно на час), а кому хочется - и топором помахать. На территории музея и Корабельного двора расположено несколько кафе, так что голодным не останешься.




Музей кораблей в Роскилле оставил очень приятные впечатления, несколько отвлёк от городского однообразия. Но, как обычно, отведённого на него времени казалось мало.




Все темы Балтийского лета:

00. Маршрут
01. Хельсинки
02. Паром
03. Стокгольм
04. Стокгольмское метро
05. Мальмё
06. Копенгаген
07. Замки Дании (Фредериксборг и Кронборг)
08. Роскилле
09. Музей кораблей викингов
10. Оденсе
11. Замок Эгесков
12. Музей автомобилей
13. Рибе
14. Остров Рёмё
15. Мёгельтёнер (замок Шакенборг)
16. Гамбург
17. Любек
18. Висмар
19. Шверин
20. Последний день

море, Дания, путешествия, викинги, музей, корабль, история

Previous post Next post
Up