Тронхейм - очень приятный город. В нём совсем нет того налёта провинциальности, как в Тромсё. Я видел только исторический центр, поэтому мнение может быть предвзятым, но город понравился. С умом организованное пространство, зелёные улицы и, конечно, разноцветные домики вдоль реки Нидельвы - визитная карточка Тронхейма.
Город несколько раз менял своё название. Заложив его в 997 году в месте впадения реки Нидельвы во фьорд, норвежский король Олаф I Трюггвасон назвал его Каупанг («рыночное место»), но вскоре имя сменилось на Нидарос («город в устье реки Нид»), а город стал резиденцией короля и столицей Норвегии до 1217 года. В Позднем Средневековье сформировалось новое название - Тронхейм («дом сильных»). Во время унии с Данией (1450 - 1814) название стало произноситься Трондъем, однако в народе его называли просто Городом. После обретения Норвегией независимости возникли оживленные споры о названии города: можно было восстановить прежнее название - Нидарос, или же сохранить название Трондъем. В 1930 году было возвращено древнее название, Нидарос, но после протеста жителей уже в следующем, 1931 году, было решено пойти на компромисс и назвать город Тронхеймом.
Город развивался как торговый центр, соединяя торговые пути севера и юга. Лишь возвышение центра ганзейской торговли - Бергена - нарушило монополию Нидароса в XIII веке. Город всегда был преимущественно деревянным, поэтому пожары были его извечной бедой. Всего их насчитывается около 15, один из самых разрушительных был пожар 1681 года, уничтоживший исторический центр Тронхейма, так что город пришлось отстраивать заново. Даже уже в 2002 году случился пожар в историческом центре, в результате которого выгорел целый квартал. Конечно, большой урон городу нанесли датско-шведские войны XVI-XVIII веков. Но город выстоял и бережно сберёг свою древнюю историю и богатое культурное наследие.
Символом города является роза. Её изображение (так называемая «тронхеймская роза») в различных вариантах еще в Средневековье стало использоваться в качестве символа Тронхейма. В XVIII веке изображение пятилепестковой розы стало официальным символом города и до настоящего времени красуется на флаге Тронхейма.
Фото с сайта
Tronderlag.org.
Этот обзор - своеобразный тур по центру Старого города. Неспеша и глазея по сторонам, пройдём от Нидаросского собора к набережной Нидельвы, по улицам Королевской и Мунка, через Рыночную площадь и вернёмся назад к собору.
Сегодняшний Тронхейм - третий по величине в Норвегии (около 170 тыс. жителей). Его часто называют столицей норвежских технологий, в основном потому, что здесь находятся Норвежский университет наук и технологий (NTNU) и научно-исследовательский центр SINTEF. Помимо образовательной деятельности в Университете проводятся также и научные исследования в области технологий, благодаря которым за Тронхеймом закрепилась слава столицы инноваций в области науки и техники. 80% инженеров в Норвегии получили образование именно здесь. Здание технологического университета с двумя башенками, обрамляющими фронтон, видно с моста над Нидельвой.
Через Нидельву переброшено несколько мостов. Самый старый из них так и называется «Старый городской мост» (Gamle Bybro). Он ведёт историю с 1685 г., когда после большого пожара город восстанавливался под руководством военного инженера Иоганна Каспара фон Сисиньона. Мост имел стратегическое значение, соединяя крепость Кристианстен с городом. Средства на строительство выделил король Дании Кристиан V. С тех пор мост претерпел множество реконструкций. До сих пор сохранены детали механизма тех времён, когда он ещё был подъёмным, с изящными красными арками.
Сегодняшним своим видом мост обязан Карлу Адольфу Далю, чиновнику муниципалитета, отвечавшему в 1861 г. за реконструкцию. Тогда были аккуратно заменены все деревянные части этого сооружения. Жители Тронхейма ласково называют мост «Ворота счастья» - по мотиву вальса норвежского композитора Оскара Ходдё, написанного об этих местах, - и верят, что мечты обязательно сбудутся, если загадать их, проходя по мосту.
Вид с моста в сторону фьорда стал классически узнаваемым пейзажем Тронхейма с выстроившимися по берегам реки на сваях складами постройки XVIII-XIX веков.
Сейчас эти домишки облюбовали всевозможные магазины, офисы, кафе и рестораны, а когда-то склады с пристанями свидетельствовали о значимости города как торговой гавани. Горожане берегут своё культурное наследие, которое пережило не только трудный период датско-шведских войн, но и попытку в 30-х годах XX века построить на этом месте современные дома в стиле функционализма.
Старый городской мост ведёт от Нидаросского собора на холм, к крепости Кристианстен и Норвежскому технологическому университету.
На противоположном берегу сохранено несколько кварталов старых двухэтажных деревянных домишек с булыжной мостовой. Это район Баккландет, появившийся в XVII веке как пригород Тронхейма, где жили преимущественно рыбаки, рабочие и ремесленники. Район отличался хаотичной застройкой деревянными домами, где нередко вспыхивали пожары, что явилось одной из предпосылок к созданию в 1689 году городской пожарной команды. Сейчас это одно из живописных мест Тронхейма, где сохранена архитектура старых жилых домов. Горожане сами отстояли неприкосновенность этого района, когда в 1965 году появился план развития города, предполагавший прокладку по левому берегу Нидельвы четырёхполосного шоссе. Жители Тронхейма высказались резко против строительства и в итоге в начала 1980-х от этих планов окончательно отказались. Баккландет остался нетронутым и каждый желающий, перейдя Старый городской мост, может, словно на машине времени, перенестись на 250 лет назад.
От старых домишек района Баккландет в гору ведёт дорога, а по обочине проложен некий механизм.
Оказалось, это «Трамп» (Sykkelheisen Trampe) - подъёмник для велосипедистов, первый в своём роде в мире. Его открыли в 1993 году и модернизировали в 2013-м. Суть его в том, что, заплатив через автомат 100 NOK, этот механизированный ленточный конвейер (который скрыт под землёй) за 15 минут доставит велосипедиста почти на самую вершину холма - нужно только сесть на велосипед и упереться ногой в металлический уступ.
Создавался он для студентов, каждый день преодолевающих крутой подъём по пути в университет, но на самом деле большинство велосипедистов и сейчас поднимаются в гору либо пешком, либо на велосипеде на пониженной передаче. А вот как туристический аттракцион «Трамп» сработал на все сто, став ещё одной достопримечательностью города.
Но вернёмся обратно в Старый город, на левый берег Нидельвы, ведь основные культурные "вкусности" Тронхейма находятся именно там.
У ограды Нидаросского собора высится классическая серая стела с бюстом. Она была установлена в 1895 году архитектором Карлом Норумом, а бюст выполнил Карл Людвиг Якобсен, скопировав его с оригинала 1845 года работы Ханса Михельсона (оригинал выставлен в Парадном зале Тронхеймской Кафедральной школы). На обратной стороне стелы выбиты слова: «Город Тронхейм установил этот мемориал в память своему благодетелю». Кто же этот благодетель?
Уроженец Тронхейма, Томас Ангель (1692-1767) был предпринимателем, владельцем недвижимости, шахт, а также… филантропом. Он унаследовал большое состояние от родителей, которые принадлежали к богатой торговой семье с корнями в Южном Шлезвиге. Вместе с братом Лоренцем они управляли разветвлённым бизнесом, охватывающим недвижимость, лесопилки, судоходные компании и экспорт товаров. Кроме того, у них была доля в медных шахтах Røros Kobberverk (компании, история которой растянулась с 1644 по 1977 год). Пережив брата и не оставив наследников, Томас Ангель завещал своё состояние благотворительному трасту под управлением Благотворительного фонда своего имени (Thomas Angells Stiftelser). За первые 50 лет после его смерти накопления фонда покрывали большую часть социальных расходов города, способствуя финансированию школ, больниц и социальных заведений.
Фото с сайта
nrk.no.
Одно из таких заведений - Дом Томаса Ангеля (Thomas Angell's Hus) расположено через дорогу от монумента этому меценату. Это большой комплекс зданий, построенных Фондом Томаса Ангеля в 1770-1772 годах с квартирами для пожилых людей. Фактически, это был дом престарелых для вдов, а затем - и для вдовцов. Пожилым людям не возбранялось сходиться друг с другом вне устоев традиционных брачных уз, что сформировало целую либеральную тенденцию XIX века, которой жители города заслуженно гордятся.
Пройдя метров 100 вдоль задних фасадов расположенных вдоль реки домиков, оказываешься в начале Королевской улицы (Kongens gate) - одной из центральных улочек Старого города, которая входит в десятку самых живописных улиц Норвегии. Начинается она от набережной и проходит через весь Старый город и центральную площадь. Здесь много магазинов, ресторанов и достопримечательностей.
Начинается улица со здания Старой ратуши (Gamle Rådhus), построенного в 1706 году Йоханом Кристофером Хемпелем. В настоящее время городская администрация располагается в современном здании Новой ратуши, а это красивое строение стало частью Тронхеймской публичной библиотеки.
Рядом со Старой ратушей стоит небольшое, но красивое здание Тронхеймского Сбербанка (Trondhjems Sparebank), ведущего свою историю с 1822 года и после ряда преобразований ставшего на настоящее время «SpareBank 1 SMN» - Норвежским сберегательным банком региона Центральная Норвегия.
Через дорогу от банка дышат древностью каменные стены Церкви Девы Марии (Vår Frue Kirke). Помимо Нидаросского собора, это единственная средневековая церковь в Тронхейме, сохранившаяся до наших дней (и третий по величине средневековый храм в Норвегии). Впервые она упоминается в документах 1207 года. Церковь не раз горела, но каждый раз восстанавливалась. Наиболее существенная реконструкция произошла в 1739 году, когда здание было значительно расширено, но часть старых стен осталась нетронутой и на них сохранились руны, возраст которых около 800 лет.
Но отвлекусь немного от архитектуры и перейду на личности. В Старом городе они тоже отмечены чуть ли не на каждом шагу: от реальных до абстрактных. В небольшой аллейке у Церкви Девы Марии, очень гармонируя с деревьями и газоном, стоит в человеческий рост памятник Арве Теллефсену, выдающемуся норвежскому скрипачу, уроженцу Тронхейма (р. 1936). За свою долгую карьеру в качестве солиста он играл со многими всемирно известными оркестрами и дирижёрами и за своё мастерство удостоен многих наград, в том числе престижной в музыкальных кругах Международной музыкальной премии Гэрриета Коэна. Автор скульптуры - Пер Унг, а создана она в 2009 году на пожертвования бизнесмена Тронда Ликке.
Благодаря тому же скульптору и тому же меценату, в 1998 году была увековечена память ещё одного тронхеймца, норвежского конькобежца Ялмара Андерсена (1923-2013), больше известного всему миру под именем Хьяллис (его статуя расположена буквально через дорогу от памятника Теллефсену). В 1950-1952 годах Андерсен считался лучшим конькобежцем в мире: он трижды становился чемпионом мира и установил три мировых рекорда. В 1954 году он выиграл чемпионат Европы. Олимпийское золото Андерсен выигрывал на дистанциях 1500, 5000 и 10000 метров. Хьяллис стал первым конькобежцем, который выбежал из 17 минут на дистанции 10000 метров в 1949 году. Статуя получилась очень экспрессивная и удобная для фотографирования "с", "на" и "под", чем пользуются как туристы, так и местные жители. Ну и, конечно, разные «призы» Хьяллису вручают.
По другую сторону Церкви Девы Марии (всё это буквально на одном пятачке) в небольшом скверике стоит памятник Петеру Торденшельду. Это один из самых знаменитых персонажей Великой Северной войны на её «западном фронте» (многие ставят его на второе место после самого Карла XII). Торденшельд (1690-1720), до 1716 года носивший фамилию Вессель, является редчайшим в истории случаем, когда неформальная культовая фигура объединила в себе и личность для официально-государственной национальной гордости, и любимого народного героя одновременно двух стран - Норвегии и Дании. Этот выдающийся датский флотоводец, дослужившийся к 29 годам до звания вице-адмирала, родился в Тронхейме. И хотя его скульптура и стала первым подобным памятником в городе, путь к ней был не прост. Идея появилась ещё в 1864 году, но желающих профинансировать проект не нашлось. Лишь в 1873 году ряд влиятельных горожан и организаций сплотились в продвижении данного замысла. Более того, скульптура Торденшельда уже была готова: датский скульптор Херман Вильгельм Биссен создал её для церкви Хольмен в Копенгагене, где похоронен этот легендарный военачальник. Была заказана копия и в 1876 году она появилась на постаменте на главной улице Тронхейма.
Недалеко от церкви от Королевской улицы ответвляется пешеходная Северная улица (Нордре гате). Это одна из основных торговых улиц города, этакий туристический променад с магазинами и кафе.
И даже целыми торговыми комплексами для тех, кто успел соскучиться по бутикам и салонам.
Разбавляет витринный пейзаж экспрессивный памятник студентам на постаменте из книг. Эта скульптура появилась в 1996 году и принадлежит руке Нильса Оса, который кроме скульптурных работ известен тем, что является автором дизайна монет в 10 и 20 норвежских крон. Но всё же самый известный его монумент - королю Хокону VII в Осло.
Продолжая переход от исторических личностей к абстрактным, на первый план поставлю милую добродушную тётушку (не её ли родственница сидит на остановке в
Тромсё). Эта очень популярная скульптура высотой в человеческий рост, названная «Добрый день» (Go'dagen), но также неофициально именуемая «Старушка на рынке» (Torgkona), стоит на краю Рыночной площади. Скульптура была отлита из бронзы в 1980 году и существует в двух экземплярах: в Ставангере и в Тронхейме. В Ставангере проводили выборы среди жителей города на соответствие образу. В Тронхейме же оказалось, что выборы излишни, все её знают: женщина давно приехала в город с севера страны и работала горничной. За годы после войны её часто видели на Рыночной площади или на скамейке у собора. На приветствия она неизменно отвечала «Добрый день». Но, конечно, не обошлось тут без «кисти» художника: он придал женщине довольно общие узнаваемые черты, так что многие могли с уверенностью сказать, что знают её. Интересна и личность этого художника - скульптора Тони Тиис Шйетне (1928-2015). Она работала в реставрационной мастерской Нидаросского собора, где заново восстанавливала статуи святых, мифических животных и химер. Ей также принадлежит ряд скульптурных работ, в которых классическая традиция переплетена с изрядной долей абстракции, но «Добрый день» - самая известная. О популярности скульптуры можно судить по тому факту, что Муниципалитет Тронхейма ежегодно присуждает премию в области культуры в виде денежного чека и небольшой копии «Старушки на рынке».
Тут же, на краю площади, расположен фонтан «Музыка вод» скульптора Фрица Рёда, создавшего целый ряд работ в направлении, которое на русский лучше всего переводится лозунгом «искусство - в массы».
А на другом конце площади, у фасада здания Норвежской нефтяной компании раскинула крылья бронзовая птица. Это птица Феникс, чьё появление в этом месте напрямую связано с отелем «Феникс», ранее находившемся в этом здании.
Но мы уже давно ходим вокруг Рыночной площади - Торгет, считающейся центром города.
На ней установлена высокая колонна с фигурой короля-викинга на вершине. Это не Святой Олаф, как иногда пишут в путеводителях, а его предшественник, Олаф I Трюггвасон (968-1000), основатель Тронхейма. Идея памятника основателю города витала давно, но только к 900-летию Тронхейма она воплотилась в жизнь благодаря скульптору Брийнульфу Бергслину. Однако выбранный скульптором материал оказался подвержен эрозии и статуя начала быстро разрушаться. 3,5-метровая фигура Олафа, которая высится на 14,5-метровой гранитной колонне в настоящее время, была выполнена в 1917-1921 годах другим норвежским скульптором, Вильгельмом Расмуссеном. Памятник стал самым высоким в городе, а его расположение было выбрано так, чтобы его было видно со всех сторон, так как Торгет является центром Старого города и от неё расходятся личи-улицы. Олаф смотрит на север, в сторону фьорда, в левой руке у него судно, а в правой - обнажённый меч. У ног короля лежит голова поверженного бога Тора, символизирующая победу над язычеством - весьма относительную, если быть точным. Настоящая заслуга в христианизации Норвегии принадлежит Олафу II, троюродному племяннику основателя Тронхейма. В 1930 году площадь вокруг монумента была вымощена мозаикой, превратив колонну в огромные солнечные часы (они выверены для UTC +1, так что неточны на один час в летнее время).
От площади на север уходит улица Мунка (Мункегата), получившая прозвание «Елисейских полей Тронхейма» - её исключительная ширина была задумана как преграда для огня во время восстановления города после пожара 1681 года, уничтожившего многие деревянные здания.
Вдоль этих местных «Елисейских полей» вытянулось жёлтое деревянное здание - особняк Стифсгорден (Stiftsgården). Он возведён в 1778 году вдовой члена тайного совета города Сесилией Шеллер. Удивительно, но женщина, потратившая на строительство особняка, оформленного в классическом стиле с элементами барокко и рококо, в пересчете на сегодняшние деньги 78 млн. крон (9 млн. долларов США), почти не жила в нем. В 1800 году ее зять, генерал Георг Фредерик фон Крог, продал один из крупнейших в Северной Европе деревянных домов (58 метров в длину, в котором насчитывается около 140 комнат) государству, и дом стал использоваться для размещения судебных органов, проживания видных гостей города и представителей правящей династии Норвегии во время их пребывания в Тронхейме. Во время коронации Карла XIV Юхана (Бернадота) в 1818 году Стифсгорден служил отправной точкой торжественной процессии в Нидаросский собор.
В 1906 году особняку Стифсгорден присвоен статус резиденции норвежской королевской семьи. Особняк является крупнейшим деревянным дворцом в Скандинавии. Почему именно дворцом? По нему сложно сказать. Может, с фасада это лучше видно, хотя бы по вензелю на решётке крыльца? Не дворец, нет? В Скандинавии всё намного проще.
Двор Стифсгорден оформлен раскидистыми деревьями и фонтаном, а также монументом королю Норвегии Олафу V. Этот родившийся в 1903 году в Великобритании датчанин, стал вторым королём Норвегии в её современной истории. Будучи сыном первого короля, Хокона VII, а по матери - внуком британского короля Эдуарда VII, он взошёл на престол в 1957 году и правил до своей смерти в 1991.
Олаф V считался самым старым правящим монархом в мире, но в 2014 году его опередила в этом своеобразном монаршем рейтинге королева Великобритании Елизавета II. Статуя короля работы Харальда Ворвика была подарена городу на его тысячелетие эмигрантом и финансистом из Тронхейма Сигурдом Эдмундом Рёкке-Йонсеном.
Напротив королевского дворца расположена… автозаправка. Не бензиновая, электрическая, но всё же необычное соседство.
Улица Мункегата от Рыночной площади ведёт к гавани на канале - площади Равнклоа (Ravnkloa). Весь путь - метров 300. Вдоль дороги встречаются телефоны-автоматы, практически вымершие у нас с появлением сотовой связи.
В гавани всегда был рыбный рынок. Очень хотелось на него посмотреть.
Но каково же было разочарование! Вместо рыбного рынка на площади расположен осовремененный рыбный магазин (Ravnkloa Fiskehaller). Да, с налётом экзотики - были выставлены разные механизмы с рыболовецких траулеров, чучело тюленя, развешаны многочисленные постеры с видами местных морских обитателей.
В большом чане плавала рыба, за прилавком торговали как самой рыбой (уже разделанной), так и рыбопродуктами. Но это же не то, что хотелось увидеть. Помнится, в Дании, в деревушке
Драгёр мы были свидетелями торговли угрями прямо с прибывших лодок. Вот это было зрелище! А здесь всё выглядело слишком осовременено, может поэтому и народу было немного.
В отсутствие полноценного рыбного рынка единственной достопримечательностью этого места является ещё одна работа норвежского скульптора Нильса Оса - монумент «Последний викинг» (Den Siste Viking). Мрачная фигура рыбака навеяна одноимённым романом Йохана Бойера, о котором я упоминал при описании
Тролль-фьорда. Скульптору хорошо удалось передать настроение и фактуру, не даром он сам вырос на берегу фьорда в провинции Нур-Трёнделаг.
От гавани возвращались обратно, через Рыночную площадь к Нидаросскому собору. На площади много всевозможных кафе, где приятно посидеть в ненастный день в тепле и сухости и перекусить. По той же Мункегата, но в другую сторону от площади - на юг, по направлению к собору.
Прошли мимо здания суда, чей фасад украшен современными фресками, отражающими историю города. Фрески выполнены из обожжённой керамики художником Йенсом фон дер Липпе.
Ближе к собору стоит, пожалуй, самая милая скульптура - «Олень в прыжке» (Kronhjort i sprang) работы норвежского скульптора Арне Вигелана (не путать со знаменитым
Густавом Вигеланом). Эта слегка стилизованная натуралистичная скульптура стоит у здания администрации округа. У Арне Вигелана несколько подобных композиций с животными, установленных в разных городах Норвегии, но лесные олени - его любимый мотив.
На этом экскурсия по Тронхейму закончена. Мы попрощались с городом, а заодно и с Норвегией, и двинулись дальше, в Швецию.
Тронхейм оставил хорошее впечатление и приятные воспоминания. Город, в котором можно провести несколько дней. Погулять по городу и по музеям, прокатиться по реке и фьорду, может даже найти настоящий рыбный рынок и забраться, наконец, на смотровую площадку на башне собора…
Все темы Северного лета:
00.
Маршрут01.
Оулу02.
Зоопарк в Рануа03.
Рованиеми и Деревня Санта-Клауса04.
Лапландия и Финнмарк05.
Порсангер-фьорд06.
Птичье сафари (Йесвер)07.
Нордкап08.
Алта-фьорд09.
Квенанген-фьорд10.
Тромсё11.
Тромсё - Музей Полярной звезды12.
Харстад13.
Китовое сафари (Анденес)14.
Хадсель-фьорд15.
Свольвер16.
Свольвер - Magic Ice17.
Свольвер - Военный музей18.
Лофотенский аквариум19.
Тролль-фьорд20.
Хеннингсвер21.
Музей викингов Лофотр22.
Северный пляж (Рамберг)23.
Москенес24.
Будё25.
Водоворот Сальстраумен26.
Полярный круг27.
Водопад Лаксфорсен28.
Тронхейм - крепость Кристианстен29.
Тронхейм - Нидаросский собор30. Тронхейм - Старый город
31.
Тронхейм - Сундсваль - Стокгольм32.
Стокгольм33.
Стокгольм - парк Скансен34.
Стокгольм - Гамла Стан35.
Паром Стокгольм-Турку36.
Хельсинки37.
Дорога домой