Алексей Ратманский оставил Большому театру, после своего руководства балетной труппы, три названия, которые являют собой стиль и "эпоху" балетмейстера. "Светлый ручей" - балет, который вошёл в "элиту" балетной афиши, уже известен не только в крупных городах отечества, но и за рубежом. Балет "Болт" - одна из прекрасных и масштабным работ Ратманского и Большого театра - "ушла в архив", правда спектакль был интересным не только зрителям, но и самим артистам балета, где было что станцевать и сыграть. К наследию Ратманского в Большом относится и балет "Пламя Парижа", который полностью заново поставлен хореографом, дав новое дыхание легендарному названию связывающий эпоху советского балета с нашим временем. Последняя работа Алексея Ратманского на тернистых просторах главного театра страны - балет "Утраченные иллюзии", который стал настоящим эксклюзивом от Большого театра.
В наше время театры уже редко заказывают балетные и оперные спектакли. В 2010 году Большой театр заказал музыку композитору Леониду Десятникову для полнометражного балета. Прошлый заказ Большого композитору - опера "Дети Розенталя" - после различных "писем на верха", жалобы от культурных деятелей и зрителей, после проводимых митингов, был снят с афиши Большого. Балет же "Утраченные иллюзии", созданный в соавторстве с Алексеем Ратманским, обрёл своё место в репертуарной политике Большого театра, правда, далеко не центральное. Премьера балета состоялась в 2011 году. В апреле 2012 состоялась вторая серия показов, и всё!
Фактически уже можно было думать, что балет сняли, просто из-за загруженности труппы: премьера на премьере, а на возобновление масштабных постановок нужно много времени, к тому же нужно было обновлять состав исполнителей заглавных партий. (Так, в нынешнем сезоне из-за большой занятости Большого балета, труппа не возобновляет балет Григоровича "Золотой век", который планировали выпустить на Исторической сцену в конце марта 2014 года.)
Но, на удачу для тех, кто не видел этого балета, он снова появился в афише Большого театра, и в эти дни вновь идёт на Новой сцене Большого театра (балет будет представлен 5-ть раз: с 29 января по 2 февраля). К тому же, спектакль 2 февраля будет транслироваться в интернете и в кинотеатрах страны, что стало уже хорошей и доброй традицией.
А вернули балет Ратманского в афишу благодаря договорённости с Парижской оперой, куда Большой театр обещал привезти балет на гастроли. Так, в начале января "Утраченные иллюзии" были показаны на легендарной сцене Opéra de Paris, где труппа представила три звёздных состава, в который вошла и Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва исполнив два спектакля из шести. (Именно Диану Вишнёва можно будет увидеть 2 февраля в прямой интернет-трансляции балета "Утраченные иллюзии" в Большом театре.)
Привозить во Францию балет на тему одноимённого романа Бальзака и представлять классическую парижскую историю в видении русских - дело рискованное, но сам Лефевр - экс-руководитель балетной труппой Парижской оперы - от балета был в восторге, когда увидел его на мировой премьере по приглашению Большого театра, после чего и последовало предложение привезти этот спектакль в главный оперный театр Франции. Прошедшие шесть спектаклей прошли все с аншлагом. "Утраченные иллюзии" стали очередной удачей Большого балета, правда, не триумфальной. Французская критика больше отмечала заслуги уже знакомых по прошлым гастролям артистов, нежели саму постановку:
Ариан Бавельер, "Figaro":
“Утраченные иллюзии” Алексея Ратманского - это настоящий хореографический роман. История развивается и считывается легко, как у Бальзака. Персонажи интересные, их истории захватывают. Хореография недостаточно эффектна и разнообразна, чтобы удержать внимание на протяжении трёх актов. Тем не менее, “Иллюзии” остаются увлекательными благодаря сюжетной интриге. Ратманскому не удалось создать оригинальный хореографический язык в этом балете, но все же в нём есть очень тонкие моменты и виден интересный ум и эрудиция Ратманского."
И сразу после парижских гастролей Большой театр решил показать "Утраченные иллюзии", по свежим следам, на своей сцене. Кто знает, быть может и в последний раз. Именно поэтому я и пошёл на первый спектакль серии показов.
Безусловно, в спектакле присутствовал ещё дух парижских гастролей. "Нерв" прошёл, скорый ввод солистов и корифеев уже "вошёл в ноги", и на своей сцене труппа представила уже станцованный спектакль, где от артистов до монтировочной части, каждое движение было отработано. "Впервые по возобновлению" было лишь для оркестра Большого театра, поскольку на гастролях спектакль шёл под сопровождением местного оркестра, но с дирижёром Большого театра Иваном Дроновым.
В первом составе заглавных партий были Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, Дэвид Холберг и Артём Овчаренко. В последнем артисте я всё больше перестаю видеть яркую индивидуальность, премьерскую стать, незаурядные способности, за счёт которых он может иметь статус ведущего танцовщика. А по сему, в этот вечер для меня были интересны только трое, которые и составили главное впечатление от увиденного.
Но всё же, как и задумано, главную "погоду" в спектакле создаёт Люсьен, которого исполнял Дэвид Холберг. Наконец, в этом спектакле, в хореографии Ратманского, он стал интересен и более выразителен, нежели он предстаёт в "голубой классике". Каждое движение Холберга было понятно и прочувствовано душой и сердцем. Через весь спектакль он пронёс образ Люсьена, образ того застенчивого, неловкого композитора, который предложил музыку для будущего балета, но с богатейшей творческой и ранимой душой, которая в самом конце дала "крен". По молодости и наивности, не распознав хитросплетения замыслов, когда те, кто заказывает музыку, хочет лишь "заработать и выбросить", что и случилось. Образом Холберга наслаждаешься, гладя на его исполнение, и сожалеешь, проникаясь его Люсьену, понимая и сопереживая.
«Утраченные иллюзии» - балет о творческой душе, которая зачастую может обжечься о желание обрести власть над деньгами, что в данном случае и привело к утрате тех самых иллюзий, которые, в итоге, даже не согревали в воспоминаниях, а стали невыносимы и мучительны. История представленная в балете - на все времена. А главное, здесь хорошо представлена мотивация поступков героев, которую прекрасно отражает музыка Леонида Десятникова.
Сегодня мало кто пишет музыку к операм и балетам. Десятникову удалось написать новый полнометражный большой балет, музыка в котором одно из главных действующих лиц. В ней есть и романтика, и жёсткость, и уединённость души. Музыка передаёт состояние, когда человек предстаёт сам перед собой. В этой музыке много завораживающего. Главное, композитор нашёл ключ к постановке балета. В партитуре есть много фортепьянной музыки, причём звучит одно фортепьяно, которое зритель слышит в монологах главного героя - Люсьена. Он совершенно одинок в своих иллюзиях, но слепо верит в их реалистичность.
Этот балет словно нашёл двух гениев своего времени. Именно тандем Ратманского и Десятникова сделал «Утраченные иллюзии» прекрасным творением о человеческих страстях, о надежде и гибели творца, что происходит в результате глупой ошибки. Иллюзии каждого из нас, словно хрупкий фарфор, которым ты любуешься, но которое очень легко разбить на мелкие кусочки, утратив шарм и прелесть созерцания, которым когда-то наслаждался.
Декорации к спектаклю, созданные французским художником Жеромом Капланом, решены в бежевых тонах: всё происходит на фоне облаков в бежевом цвете. На сцене присутствует и реалистичность мира: архитектура фасада Парижской оперы, комната, где живут главные герои, балетный зал, куда приходит молодой композитор Люсьен и предлагает свою музыку для постановки, бальная зала, где Люсьен и совершает свой «неверный шаг», но всё в балете происходит сквозь иллюзию придуманную художником. На сцене присутствует ускользающая, зыбкая и расплывчатая реальность, с которой Люсьен и остаётся наедине, утратив свои иллюзии. В спектакле есть историческая достоверность, когда, благодаря костюмам, созданные Венсаном Милле доподлинно той эпохе, в которую происходит действие (Париж, 30-е годы XIX века), мы понимаем, что перед нами тот самый Бальзак!
Лично мне очень хочется, чтобы это название, как можно дольше шло на сцене Большого театра, которое прекрасно передало суть Бальзаковского произведения. Балет «Утраченные иллюзии» одно из тех редких балетных названий, после которого, ты переосмысливаешь своё бытие и во многом способен трезво оценить ситуацию, в которой находишься «здесь и сейчас». А быть может, кого-то, этот спектакль убережёт от утраты «иллюзий». Ведь театр - это постижения самого себя, к чему способствует этот спектакль!