"Легенда о любви" - Мариинский театр в Москве (27.05.2011.).

May 31, 2011 22:26


Мариинский театр привезя в Москву "Легенду о любви", ознаменовав гастроли к началу ежегодного Международного фестиваля "Звёзды белых ночей" - ожидал большего. В итоге: недовольные журналисты плохо организованным брифингом в ознаменовании мини-гастроле прославленной труппы, где поле для их деятельности было ограничено, зритель недовольный большими задержками в первый день, когда начало было задержано на 30 минут, а длительные антракты по 40 минут не заканчивались после свистков (!!!) зрителей. Ну, да Московский зритель не привык к подобным задержкам спектаклей и гиганским антрактом. Мне же повезло - я был на втором спектакле, где начало задержалось всего на 10 минут, а антракты не растягивались зля публику. Что касаемо рассчёта на огромный зал и дорогие билетов, то тут тоже - не случилось. Ажиотажа с билетами не белы. В день спектакля легко можно было купить хороший билет, даже если желаемые посмотреть была бы рота солдат, а на местах партера и амфитеатра можно было расположиться лёжа. Расчитывая на "богатую" Москву, Марииинка не собрала большую кассу. Это при том, что танцевали ведущие солисты Мариинки, при том, что "Легенда о любви", так любимая многим в Москве, давно не шла в Большом, и при том, что событие значимое - начало фестиваля, и присутствие на спектакля самого композитора, поскольку спектакли приурочены к полувиковому юбилею со дня премьеры.

На удивительную Ульяну Лопаткину, которая танцевала в первый день я попасть не смог, и мне достался второй состав, не менее интересный - Терёшкина, Цискаридзе, Осмолкина, Смекалов. Из всех четырёх ведущих исполнителей, стоило сходить на удивительную балерину Викторию Терёшкину и лучшего Ферхада - Николая Цискаридзе. Пресса язвила, что в Мариинке не нашлось двух Ферхадов, и театр "купил у Большого Цискаридзе". Никто, конечно, никого не покупал от безысходности. Скорее Цискаридзе пришлось от безысходности соглашаться на предложение станцевать в гастролях Мариинского театра, поскольку "Легенда о любви" в Большом театре не идёт уже несколько лет, а Цискаридзе в "Легенде" - лучший из того, что я видел в этом балете. Правда, когда я видел Цискаридзе в 1994 году в этом балете и в этот раз - это не совсем одно и тоже. Сейчас, в некоторых спектаклях, Николаю аплодируют на первом выходе только за то, что он есть. Время идёт, и оно не молодит, и уж тем более не молодит артистов балета. У идеального, прежде, премьера Большого театра уже появились подпрыжки, подскочки, не всегда удаётся держать равновесие в турлянах в арабеск, но всё ещё с удивительной юркостью он выполняет шене и пируэты. Смотря на Цискаридзе в этой партии, я понимаю, что она идеально ему подходит, и для него, если Базиль "не его чашка чая", то Ферхад - именно его.

Ещё одно главное, я бы сказал, явление этого вечера была - Виктория Терёшкина, балерина, которая относительно недавно ввелась в этот балет, и исполняла его необычно слажено, продуманно и с важными нюансами в этой партии. Викторию Терёшкину замечаю как думующую балерину, которая кроме восхитительного танца, ещё и обладает актёрской игрой. (До сих пор помню её выступление на премьере возобновлённого "Спартака", когда к горлу подкатывает ком, а по телу бегут мурашки.) В её исполнении Мехмены Бану и грация, и напор, и плавность с лирикой, всё органично и невольно заставляет тебя участвовать в её переживаниях.

Площадка Крокус Сити Холла, на которою привезли Мариинский балет, оказалась не такая уж и большая. Стеснённость в пространстве явно ощущалась. Конечно, в гастрольных услових приходится работать на разных площадках, и Мариинскому театру тоже, но в данном случае, не думаю, что Гергиев снова привезёт сюда спектакли своего театра, ка было заявлено им ранее. Надо отметить, что акустика у зала немного странная, хоть для балетного спектакля это совсем и не важно. Сидя на самом верху можно услышать подсказки друг другу артистов кордебалета, при том, что оркестр в этот момент исполняет совсем не тихую музыку. Хоть для балета акустика и не очень важно, но я был удивлён, что даже малейший шёпот слышен отчётливо. В тоже время было ощущения, что оркестр в звуковой яме, но местами было идеальное и проникновенное звучание удивительной музыки Арифа Меликова, который лично присутствовал на всех двух спектаклях. Оркестр же Мариинского театра, местами, позорно расходился. Послужило ли тому, что оркестр не в родной яме, или же что спектакль второй по счёту, или же, что за пультом был не сам Валерий Гергиев - не знаю, но дирижёр Алексей Репников далеко не первый раз дирижировал этой музыкой, но казус на лицо, и явный.

Истоия любви, которая рассказывается вот уже пол века в виде легенды, а я смотрел этот спектакль в четвёртый раз, с которого, в далёком 1994 году началось моё знакомство с настоящим балетом, на сцене Крокуса вновь возрадила все те чувства и ощущения, которые нахлынули на меня в момент первого просмотра этого балета на сцене Мариинки. Как и тогда, после спектакля зрители неистово аплодировали, восхищённые спектаклем, восхищённые тем как спектакль скроен, созданный двумя мастерами искусства: балетмейстером - Юрием Григоровичем и художником - Симоном Вирсаладзе. Этот спектакль - классика 20 века, который вошёл в историю русского балета на все века, который будет представлять нашим потомкам наше время, как представляет век 18 балеты Петипа. Очень жаль, что этот спектакль, как и на сцене Большого театра - идёт очень редко. Для мне, это произведение - сочитания музыки, пластики, художественного оформления спектакля в единое целое, которое вызывает внутренний отклик души. Сегодня, удивительно вспоминать, что в 1961 году, в дни премьеры этого балета, спектакль произвёл сексуальную революцию в балете. То, что при создании ругаю и собираются запрещать, как это и бывает, в будущем - становится хитом. "Легенда о любви" черезвычайно редко ставится на западных мировых балетных сценах, и мне жаль, что многие великие театры мира не знают этого великого спектакля, который говорит о подвигах во имя любви!

Мариинский театр

Previous post Next post
Up