Mar 22, 2010 22:50
В "Стасике" появилось новая постановка оперы Россини "Севильский цирюльник". Новая постановка "цирюльника" осуществлена худ.руком театра Александра Тителем. После просмотра "Евгения Онегина" в его постановке, я зарёкся больше не ходить на его спектакли, но всё же решился пойти. Шёл со страхом и большим опасением, зная как он поставил "Травиату", видя что он сотворил с оперой Чайковского "Евгений Онегин"... Но увидев новое творение Тителя, я вздохнул с облегчением. Всё же мои надежды оправдались. Получился прекрасный спектакль: очень юморной, жизнерадостный, комедийный, интересный...
Радует, что постановка получилась в стиле комической оперы Россини - но всё же традиционной её не назовёшь. В таком виде эту оперу ещё не ставили, но она вполне может быть такой, а главное, опера не отходит от либретто. Правда Титель, по своей привычки, не обделил спектакль все возможными "зрелищными" штучками, которые конечно же сработали на "Ух ты!" и "Ого-о!". Так например, когда открывается занавес, после прекрасной увертюры Россини к опере (слава богу сыгранная без купюр), мы впервые, наверное за всю историю различных постановок этой оперы, видим присутствие в этой опере - снега!
Открывшийся занавес представляет нам угол дома Дона Бартоло, с традиционным "куском" балкона, куда по традиции выйдет Розина, и... обильный, обильный снегопад. "Ого!" Это что-то новенькое? Причём это подаётся именно так, что для героев этой оперы это тоже "что-то новенькое". Словно аномалия, которая спустилась на Италию, к которой конечно же ни кто не готов. Все жители, защищаясь от обильного и густого снега (технической стороне дела нужно отдать должное: снег валил действительно мощно, много и со всех планов колосников - впечатляет), ходят под зонтом, в лёгких плащиках и шляпах. Дон Бартоло, даже выходит на мгновение из дома в одном халате, а балкон Розины не закрывается, что немного странно при возникшем, наверное, должном холоде (причём граф Альмавива, в конце первой картины всем своим видом показывает, что ему холодно). Но данное событие лишь условность, что идёт, а именно валит, снег, и то, что никому, кроме Альмавиве, не холодно, вообщем-то остаётся не заметным, и воспринимается именно как театральный спецэффект: падает с верху мишура, изображающая снег - красиво и эффектно, и ни какой не правды, в том, что когда снег - значит холодно, а виду никто не подаёт, в этом не усматривается - ведь это театр. Театр комической оперы.
В этой постановке Титель мастерски построил мизансцены и жизнь героев. Были даже места, где я ржал в полный голос. Одно из самых ярких впечатлений от опер (после снега) - когда Граф Альмавива и Дон Бартоло кидались друг в друга макаронами: смотрится действительно смешно - пустяк, а впечатлило. Интересная и необычная находка. Макаронами, у нас на оперных сценах никто ещё не кидался.
В целом, на сцене выстроен очень простой мир, напоминающий мир Феллиньевских картин: очень похожая сценография, похожее поведение героев, да и в целом атмосфера. В этом спектакле нету красивых интерьеров, и улиц с красивыми балконами и ставнями, нету платьев в кружевах. Здесь всё очень просто и лаконично. Опера вообще "пышет" простотой и лёгкостью. Социальные статусы героев вообще никак не обозначаются - все уравнены, все едины. Социальные рамки лишь в "Донах" и "Графах". На сцене царит итальянский быт времён фильмов Феллини. В течении просмотра оперы, ловил себя на мысли, что всё это что-то очень напоминает, а потом понял - Феллини.
И главным образом связь с Феллини возникает из-за декорации, которая очень необычно придумана: движущаяся длинная конструкция, которая в течении всего спектакля, движется с права налево, представляющая в начале лишь балкон дома Бартоло, затем выдвигается непосредственно сам дом Дона Бартоло, а под конец чуть продвинулся дальше, и получилось одна из комнат в доме. Находка художника-постановщика - впечатляет. Единственное - спектакль становится не выездным. При такой сценографии должна быть определённая сцена, способная уместить в своём боковом кармане длинную конструкцию, которая по размеру на две длинны самой сцены. Таким образом - данную постановку можно обозвать экслюэивом, который можно посмотреть исключительно на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Первый выход Фигаро, в опере, - удивил. Выехал на какой-то тарантайке, похожей на трёх-колёсный мотоцикл, с кабиной и кузовом. Одет Фигаро не по традиционному красиво, а наоборот: вытянутые штаны, какая-то странная "серая" рубаха. Вообще внешний вид у здешнего цирюльника Фигаро, прямо скажем неопрятный. Художники спектакля решили Фигаро не делать чопорным и красивым. Даже в образе героя допускается, что он очень много сцен поёт с одной рукой в кармане - небрежно, что говорит о цирюльнике скорее как о каком-то грузчике, который любит выпить и сейчас приехал за очередным грузом, но ведь Фигаро не такой. Он самый "известны" в этих местах цирюльник, самый высоко и хорошо оплачиваемый, но его вид, его одежда, его сценический костюм говорит совершенно об обратном. Во время арии Альмавивы, он по простецки садится на подножку своей тарантайки, достаёт бумажный кулёк, в котором завёрнуто что-то съестное и ест, что скорее выглядит как закуска к водке, чем перекус. Немного странное предложение режиссёра о решении образа Фигаро. Но вскоре об этом перестаёшь думать поскольку такой Фигаро подходит для простецка, чуть базарного мирка, который царит на сцене.
У спектакля очень много достоинст и интересных моментов, а главное, есть желание и интерес сходить ещё раз. В театре появился хороший спектакль, на котором можно отдохнуть и наслодится оперой Россини, правда музыкальный материал, главным образом солистов, немного хромает: расхождение с оркестром, не "выговаривание скороговорок", но будем думать что это временное явление, и через пару представлений все шероховатости сгладятся.
"Стасик"