Mar 17, 2010 22:18
И снова инновация в оперном театре. Нынешний огромный интерес оперных событий, конечно же вызван сегодняшней премьерой Большого: оперетта Рихарда Штрауса "Летучая мышь". Ещё после презентации грядущей премьеры, я для себя решил, что в этом сезоне не пойду на неё, лишь после того как всё утихнет, и премьерная эйфория пройдёт. Дождусь адекватных отзывов - и будет видно.
Уже после предварительного рассказа о премьере на презентации - для меня было всё ясно. Оно было ожидаемо, ведь режиссёр-постановщик Василий Бархатов. Этот, самый молодой оперный режиссёр в мире, не будет ставить традиционно, в классических канонах и традициях, ни одну оперную постановку. Оперетта Штрауса не стала исключением. Время действия перенесено в 70-ые года, а место действия перенесено на, кто бы мог подумать - лайнер. Что-то вроде "Титаника", только без потопления. На сцене плавающий лайнер - ну разве не "бомба". Большой снова впереди планеты всей - на сцене лайнер, который выстроил для безумной фантазии режиссёра Зиновий Марголин.
Такое впечатление, что новое поколение режиссёров, которые начались с Чернякова - хотят погубить оперу. Они пытаются поставить всё с ног на голову, и создать на сцене ТАКОЕ, чего в страшном сне не предвидишь. И подумалось мне о том, что оперное будущее ужасно. Уже сегодня можно себе представить, что будет с оперой лет через 40, если уже сейчас есть такие "мутированные продукты" как " "Сказание о невидимом граде Китеже" Някрошуса, как "Троянцы" Падриссы, как "Идоменей, царь Критский" Штурмингера, как "Борис Годунов" с "Хованщиной" Чернякова, как "Отелло" Бархатова, как "Волшебная флейта" Вика... И список можно продолжить. Оперы которые поставлены за последние десятилетия - ужасают. Все премьеры эпохи 21 века: осовременивание, перенос время действия на десятилетия, если не столетия, вперёд, и непременно изменение места действия. Почему то сегодняшние "модные" режиссёры-постановщики, совершенно не хотят считаться с оперным либретто того названия, к которым они обращаются, а ведь некоторые композиторы очень точно и чётко описывают место действия, декорации, которые они хотят видеть на сцене, и чуть-ли ни выступают в роли режиссёра своих опер, расписывая кто, что и как делает в той, или иной мизансцене. Наши современники считают себя умнее всех вместе взятых композиторов, и берут на себя право решать самим где будет происходить опера написанная в 18 веке, и что там будет в ней происходить, а то, что это права решать тому, кто вообщем-то оперу написал и создал - на это режиссёры почему-то плюют.
Наши дети уже не смогут увидеть обычную, нормальную, традиционную оперу. Сегодня опера - это внедрение компьютерной и видео инсталляции, это Марсианские ландшафты вместо цветущих садов Дидоны в Карфагене, это "Палата №6" вместо усадьбы Лариных, это Мерлин Монро вместо Царицы ночи у Моцарта в "Волшебной флейте", а вместо площади Малого Китежа на сцене Мариинского театра "Сеннная площадь наших дней." Лично мне всё страшнее и страшнее за оперный жанр, который мутируется и превращается во что-то непонятное. Постановки оперных шедевров настолько "выворачивают", и даже не на изнанку, а непонятно куда и во что, и главное зачем?! Зачем так ставить? Всё ищут новые прочтения! Только кому нужны эти новые изыски и поиски "нового, неизведанного", если в зале полупустые залы, и постановки не доживают до следующего сезона.
Вот новый шедевр выходит из под рук new-режиссёра, да где - в Большом театре. Есть в Германии оперный театр - где ставят исключительно современные трактовки опер, так он этим и славится - кому интересно тот ходит, да и ради бога. Есть и в Москве такие, и целых два театра, где ставят не только осовремененные оперы, но и ставят всё что хотят: "Геликон-опера" и "Новая опера". В "Геликон" по идейным соображениям не хожу, а вот в "Новой опере" видел две постановки "Норму" и "Джанни Скикки" - поставлено совершенно по новому - ну так на это ж интересно смотреть, и волосы дыбом не встают, хотя очень далеко от традиционных представлений этих названий.
Нынешние же режиссёрские опусы, пусть даже и именитых режиссёров, кроме внутреннего возмущения и негодования ничего не вызывают, а уж поскольку они именитые и всемирные - должны вызывать восхищение от гениального видения и постановки оперного шедевра, и желание посмотреть ещё, и ещё, и ещё раз, готовность отстоять гигантскую очередь в кассу за билетом на шедевр - только есть ли сейчас такие постановки? Другое сейчас время, и другие сейчас постановки - отвечают те, кто понимает и принимает Черняковых, Бархатовых, Някрошусев, Виков, Падриссов, и других таких.
На все пять представлений премьеры "Летучей мыши" билеты раскуплены давно, и без особой "рекламной акции", нежели было с премьерой "Воццеком". Ну с оперой Берга понятно - тут нужно было позаботиться, чтобы премьера не прошла в пустом зале. С опереттой Штрауса проще - это классическое опереточное название на слуху у всех, и проблем с тем, чтобы все премьерные спектакли продались, заведомо не было, да к тому же впервые свою работу в Москве ставит тот самый Василий Бархатов, который уже можно сказать прописался в Мариинки, и с лёгкой руки Велерия Гергиева, стал "самым-самым".
Быть может, конечно, очередная премьера Большого театра, в постановке Василия Бархатова действительно заслуживает рукоплесканий стоя, быть может появилось ещё одно название в оперном жанре, на сцене Большого, о котором будут говорить и ставить в пример всем тем постановкам, которые уже были, быть может версия постановки 2010 года оперетты Штрауса "Летучая мышь", в постановке Василия Бархатова, станет знаменательней Венской, которая на сегодня ещё пока считается одной из эталонов, быть может... Быть может. Только я уже боюсь, вот так вот, сразу, идти на премьеру. Боюсь, что на сцене будет совершенно не похожее на оперетту произведение. А сейчас уже стало модным создавать нечто и называть это нечто названием, которым подписана лишь оркестровая партитура, но на сцене, исполняемого произведения, нету. Боюсь верить нынешним постановкам и постановщикам. Боюсь, что испохабят и что извратят. Поэтому не иду. Особо ждать впечатлений от блогиров тоже не стоит - всё очень субъективно, а в официальной прессе зачастую всё продажно, так что основываясь только на личные ощущения и интуицию, которая конечно тоже может обмануть.
Написал много, и может совершенно зря охаял ещё не посмотрев, но веры в то, что на сцене Большого театра, вчера состоялась премьера оперетты Штрауса нету, хотя бы потому, что изменено содержание в месте и времени действия - а это уже отхождение от либретто - история "Летучей мыши" ну никак не может происходить на лайнере. Может ли действие оперетты проходить на корабле? Нет, потому что Штраус такого не предполагал, а произведение именно его. Ну, а кто скажет: "А почему бы и нет?..", - тому будет незамедлительный ответ: "Ну тогда Альфреда и Розалинду, вместе с Орловским, можно себе представить и в другой галактике, и в подводном царстве в качестве поющих рыб, а почему бы нет?"
Большой театр,
Мариинский театр