Музей антибольшевицкого сопротивленiя

Jan 11, 2011 03:52





Недавно мы побывали въ музеѣ антибольшевицкого сопротивленїя, въ его Подольскомъ филїалѣ.
Найти его удалось не сразу, поскольку жители окрестныхъ домовъ о существующемъ уже полгода музеѣ въ большинствѣ своёмъ, похоже, не слышали; зато интересующїеся антисовѣтской проблематикой прїѣзжаютъ туда отовсюду. Контингентъ посетителей, такимъ образомъ, складывается изъ неслучайныхъ людей: прїятно было уже въ гардеробѣ увидѣть казачьи папахи. Вообще музей, при всёмъ его размахѣ, чуждъ обычнаго для подобныхъ заведенїй офицїоза. Наиболѣе показательно это въ работѣ экскурсоводовъ - въ ихъ отношенїи какъ къ предмету своего разсказа, такъ и къ посетителямъ. А фотографировать дозволено безо всякихъ ограниченїй.

Подробнѣе напишемъ о томъ, какъ добраться:
отъ Подольскаго вокзала автобусомъ №1 до конечной остановки («Цементный заводъ»). Затѣмъ пѣшкомъ по извилистой дорогѣ, начинающейся за козырькомъ остановки, и упирающейся въ зданїе нѣмецкаго стиля съ высокими воротами подъ гербомъ Мелиховыхъ. Дополнительнымъ орїентиромъ можетъ служить деревянный храмъ, расположенный близъ музея и хорошо видимый съ различныхъ точекъ.

Экспозицїя музея, размѣстившаяся на трёхъ его этажахъ, превосходитъ самыя смѣлыя ожиданїя отъ частного собранїя. Въ первомъ залѣ представляется исторїя зарожденїя революцїонного движенїя, на фонѣ потрясенїй начала ХХ в.



Вотъ, напримѣръ, одна изъ тѣхъ самыхъ коронацїонныхъ кружекъ, вокругъ которыхъ произошла трагедїя на Ходынскомъ полѣ:



Залъ, посвящённый Бѣлой борьбѣ, особенно интересенъ представленными тамъ личными вещами, въ частности, даже фуражкою ген. М.Г. Дроздовскаго:



Поднимающихся на второй этажъ провожаютъ выставленные въ рядъ чемоданы - символъ русскаго исхода за рубежъ. Далѣе показывается жизнь Русского Зарубежья, причёмъ уже не только военная. Дарья у стенда, посвящённаго знаменитому хору С. Жарова:



Особый интересъ какъ посетителей, такъ и власть придержащихъ вызываетъ экспозицїя по антибольшевицкому сопротивленїю въ годы Совѣтско-германской войны:)



Довольно много мѣста удѣлено совѣтской дѣйствительности и пропагандѣ:



Вызываетъ недоумѣнїе, что нѣкоторыя важныя вѣхи исторїи антибольшевицкого сопротивленїя были оставлены безъ какихъ-либо попытокъ освѣтить ихъ. При множествѣ эмигрантской литературы различныхъ изданїй (вплоть до современныхъ) и внушительной подборкѣ, напримѣръ, аѳеистической совѣтской писанины, такое явленїе, какъ совѣтскїй самиздатъ, не нашло никакого отраженїя въ экспозицїи. Не упомянуты народныя возстанїя въ ходѣ и послѣ Гражданской войны, не связанныя съ Бѣлымъ движенїемъ. Но особенно печалитъ полное отсутствїе информацїи о Катакомбной Ц ̃ркви. Между портретомъ патрїарха Тѵхона и цѣлой галереей бѣлыхъ клобуковъ на портретахъ первоїерарховъ Р.П.Ц.З. (вплоть до митр. Лаѵра!) нѣтъ ничего, ни намёка о подвигѣ с̃тыхъ Новом̃чениковъ и исповѣдниковъ. Одна изъ витринъ весьма показательно представляетъ изданїя антирелигїозной пропаганды, среди коихъ красуются и образчики болѣе тонкаго обмана:



Однако, входило ли это въ задумку составителей экспозицїи? Въ ней нашлось мѣсто и для афиши лекцїи бывш. священника А.Б. Черткова о смыслѣ жизни, и для брошюры М. Звѣревой «Почему я перестала вѣрить въ Б ̃га», и для многого другого, но даже сергїянской Декларацїи 1927 г. тамъ нѣтъ.

Впечатлѣнїе духовной профанацїи антисовѣтской борьбы довершилъ стоящїй у музея храмъ Р.П.Ц.З. М.П., являющїй собою фактъ полного примиренїя не только съ Красной Церковью, но и со всей ея исторїей:



Среди изогнувшихся въ дугу берёзъ церковь имѣла видъ твердыни, устоявшей посреди наступившего ненастья. Но это впечатлѣнїе было настолько же обманчиво, какъ и древнїй видъ новодѣльной церкви, созданной одновременно съ оскоплённой исторїей антибольшевицкого сопротивленїя.

культурныя заведенья, антисовЬтское, Р.П.Ц.З., Гражданская война

Previous post Next post
Up