Чусовое: полигональная кладка на Урале

Nov 05, 2016 21:41





Среди эзотериков село Чусовое считается особым местом. Связанно это с необычной каменной стеной, имеющий элементы полигональной кладки, характерной для разбросанных по всему миру мегалитических сооружений античных времен. По некоторым данным, полигональная кладка из Чусового уникальна не только для Урала, но и является единственным примером на всей территории России.

Можно ли считать эту стену доказательством альтернативной истории? Или это дело рук демидовсикх рабочих? Каждый должен решить сам. Посмотреть же на это место в любом случае интересно.



Село Чусовое основано 1 сентября 1727 года, в этот день Старошайтанский демидовский завод выдал первую плавку. Об этом можно прочитать в любом информационном источнике о истории Урала. Следует заметить, что Старошайтанский завод был разрушен еще в начале ХХ века, руины его сохранились на фотографии С.М. Прокудина-Горского, 1912.



Каменная стена находится у воды, она состоит из крупных каменных блоков, плотно лежащих друг на друге, имеет 135 м в длину и около 4х в высоту.

Согласно официальной истории каменная стена - это пристань, с помощью которой осуществлялась загрузка барок чугуном для последующей отправки их вниз по течению реки. И здесь возникает первый вопрос. Почему эта пристань каменная и большая, хотя все остальные пристани на реке были меньше, да и сделаны из лиственницы? Опустим обсуждение финансовых и трудовых затрат на строительство, не будем думать, откуда эти камни (карьера или каменоломни поблизости нет), оставим только один вопрос: зачем? Правдоподобнее выглядит версия о том, что стена эта уже была построена гораздо раньше (а, может быть, и позже?), и просто использовалась как пристань.

На сегодняшний день существует небольшой пешеходный мостик через речку Шайтанку, недалеко от впадения ее в Чусовую.



Раньше это место выглядело вот так, мостик практически на том же месте:



Под ним остались типичные для демидовских времен фрагменты гидротехнических укреплений.



Подобные конструкции - срубы из лиственницы заполненные камнями, глиной и землей - можно встретить в составе старинной плотины в Мариинске, а также в деревянной плотине Староуткинского завода.





Мариинская плотина

Плотина староуткинского завода.


Староуткинский завод

Теперь вернемся к стене. Камни очень ровные, кое-где покрытые мхом. Ровную поверхность хорошо заметно, если встать на верху и посмотреть вдоль стены.



Порядок кладки сохраняется сверху до низу.



Стыки между блоками действительно в некоторых местах очень узкие, камни прилежат очень плотно.



Вот и сами полигональные элементы.



Такой вот угол в 270 градусов достаточно сложен для исполнения даже сейчас, а по официальной истории все это делалось в каменоломне 18 века. Подобных элементов довольно много.



Еще одно интересное здание в Чусовом - столовая, бывшее здание заводоуправления. Так оно выглядит сейчас.



А таким оно было сто лет назад.



Рассуждений о происхождении стены очень много, некоторые авторы указывают, что на планах Шайтанского завода ее вовсе нет, другие говорят, что она построена столетия назад, третьи считают, что это остатки стен древнего фортификационного сооружения, т.н. звездчатой средневековой крепости, следы которых обнаружены по всей Сибири. Вопросов здесь больше, чем ответов.

P.S. Вот еще одна любопытная версия, которую приводит ресурс Wikimapia.

«…из общения с местными краеведами и краеведом и архитектором-реставратором - профессором УрГАХУ Голобородским М.В. миф о "древней цивилизации" объясняется следующим: в конце 19 века в города-заводы Урала приходит строительство железной дороги, назначение которой - обеспечение удобной и скорой логистики между уральскими заводами и европейской частью России. Местное сельское малообразованное население считало железную дорогу и новый вид транспорта происками нечистой силы, дьявольщиной, и всеми финансовыми средствами стремилось откупиться от строительства ж/д ветки в селе. Представленная каменная стена, расположенная в непосредствнной близости от железоделательного завода (ныне давно утрачен) - начальная стадия строительства подпорной стены железнодорожных путей. Жители Чусового (Шайтанки) откупились от строительства через село железной дороги. Аналогично поступили жители с. Сылва - железная дорога была проложена через соседний, маленький по сравнению с Сылвой населенный пункт Шаля.»

Однако, к концу XIX века Шайтанский завод практически не работал, поэтому необходимость железной дороги вызывает сомнения. С другой стороны, в соседнем Староуткинском заводе, работавшем до конца 90х годов XX века, сохранились следы подъездных путей, и выглядели они далеко не так внушительно, как стена в Чусовом.



Староуткинский завод

Август 2016

путешествия, урал, история урала

Previous post Next post
Up