ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ ИОСИФА МАДЗИНИ (Из книги 1905 г. изд.)

Apr 18, 2019 19:19




Избранные Мысли Иосифа Мадзини. Обложка издания 1905 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
     Джузеппе Мадзини («Маццини»; 1805-1872) - итальянский политик, писатель, философ; патриот, участник движения за национальное освобождение Италии (Рисорджименто).

Мадзини как личность и политик привлекал внимание Л.Н. Толстого всегда. В последние годы жизни Толстого особенно интересовал Мадзини-мыслитель. Многие идеи итальянского философа оказались созвучны Толстому. В 1894 г. он перевёл с английского и опубликовал в «Книжках недели» (сентябрь, с. 222-225) письмо Мадзини о бессмертии. Итальянец написал его в связи со смертью сына одного своего знакомого. Впоследствии отрывки из этого письма Толстой включал в свои сборники мыслей.

В русском переводе Лев Николаевич наградил итальянца прекрасным библейским именем - Иосиф.

В 1902 г. Толстой с уважением отзывался о сочинении Мадзини «Об обязанностях человека» (54: 118). Впоследствии Толстой неоднократно читал статьи и книги о деятельности Мадзини, в частности написанную Л. Розенбергом англоязычную биографию итальянского революционера.

В 1905 г. «Посредник» выпустил книгу «Избранные мысли Иосифа Мадзини» (в переводе Л.П. Никифорова). Свыше 30 изречений итальянского мыслителя из этой книги Толстой включил в сборники мыслей «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни».

Писателю был близок демократизм Мадзини, его неприятие неравноправия и социальной несправедливости, убеждённость в необходимости исполнять закон Бога, вера в единство людей, лучшее будущее человечества, для достижения которого необходимо прилагать все усилия. Импонировали Толстому и педагогические принципы Мадзини, подчёркивавшего важность развития творческих способностей ученика. Неслучайно русский писатель включил в «Круг чтения» отрывок из работы Мадзини «О воспитании».

________________________
ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ

Всегда, во все века люди жаждали знать или иметь по крайней мере какое-нибудь понятие о начале или конечной цели своего земного существования, и религия являлась, чтобы удовлетворить этому требованию их и чтобы осветить ту связь, которая соединяет всех людей, как братьев, имеющих один общий источник происхождения, одну общую задачу жизни и одну общую конечную цель.

* * * * *
      Нет пропасти между землёй и небом, и было бы кощунством думать, что та обитель, которую Бог нам дал, должна вечно находиться во власти зла, своекорыстия и угнетения. Земля не место искупления, а наше жилище, в котором мы должны трудиться для достижения правды и справедливости, стремление к которым таится в душе каждого человека.

* * * * *
    Человек не изменится оттого, что выбелится его обиталище. Благо народа не увеличится оттого, что ему дадут возможность бòльших удовольствий и материальных удобств. Душа творит своё тело. Только мысль устраивает достойное для себя жилище.

* * * * *
    Из того, что люди называют религией, вытекают их правила воспитания, их политика, социальная экономия и искусство.

* * * * *
    Преображения должны совершаться народом и для народа; до тех пор, пока они, как теперь, являются достоянием и монополией одного класса, они ведут лишь к замене одного зла другим и не служат к спасению народа.

* * * * *
      Художник - одно из двух: или первосвященник, или более или менее ловкий скоморох.

* * * * *
    Жизнь дана не затем, чтобы веселиться не трудясь. Нет, жизнь - это борьба и поход. Борьба добра со злом, справедливости с неправдой, свободы с гнётом, любви с похотями личности; жизнь - это шествие нашего «я» к осуществлению того идеала, который сияет брезжущей зарёй нашему уму и нашему сердцу.

* * * * *
    Чем более отдалена цель, тем более необходимо идти вперёд. Не спеша, но и не отдыхая.

* * * * *
    Никогда не было ни одного серьёзного шага в деле усовершенствования человеческого общества без того, чтобы главная причина этого усовершенствования не была бы вера. И потому всякое учение, не основанное на вере, всегда было и будет бессильно улучшить общественный строй. Ему, может быть, удастся создать прекрасные формы, но этим форумам будет вечно недоставать той искры, которую Прометей похитил с неба.

* * * * *
    Общество не может существовать без общей веры и общей цели; общественная деятельность должна заключаться в приложении к жизни начал, установленных религией.

* * * * *
      Человечество есть вечно учащийся человек. Отдельные люди умирают, но истина, до которой они додумались, та правда, которую они высказали, не погибает вместе с ними. Человечество хранит всё это, и человек из могил умерших пользуется тем, что добыто людьми, жившими до него. Каждый из нас родится в мире верований человечества, жившего до нас; и каждый бессознательно вносит что-нибудь более или менее ценное для жизни человечества, которое ему унаследует. Воспитание человечества совершается подобно тем восточным пирамидам, для которых каждый проходивший мимо клал по камню. Мы, минутные жильцы, отзываемые для пополнения нашего воспитания в иное место, уходим; но воспитание человечества, хотя и медленно, но совершается непрерывно.

* * * * *
      Я вижу перед собой народ в ливрее рабства и политического бесправия, народ в лохмотьях, голодный, измученный, подбирающий крохи, которые оскорбительно бросаются ему с роскошного пира богачей, или же вижу его мечущимся в порыве грозного мятежа, опьянённого зверской злобой и дикой радостью, и вспоминаю при этом, что эти озверевшие лица носят на себе отпечаток перста Божьего и имеют общее с нами назначение. Обращаю потом взоры к будущему, и передо мною рисуется народ, восстающий во всём его величии, как братья по вере, соединенные одними общими узами равенства и любви; вижу этот народ будущего, не развращённый роскошью, не озверяемый нищетой, проникнутый сознанием своего человеческого достоинства. И при этом видении сердце моё мучительно сжимается за настоящее и радостно трепещет за будущее.

* * * * *
     Бог уже потому существует, что мы существуем. Называйте это Богом или как хотите, но бесспорно то, что в нас есть жизнь, не созданная нами, а дарованная нам, и источник её называйте Богом или как хотите.

* * * * *
    Вы не можете основать Христова братства там, где, с од¬ной стороны, невежество, нищета, рабство и развращённость, а с другой стороны, культура, богатство и власть мешают взаимно уважать и любить друг друга.

* * * * *
     Каждый человек обладает особенным дарованием и способен выполнить определённую задачу. Нужно постараться открыть в ребёнке это особенное дарование и соответственно ему направлять его образование. После общего обучения тем отраслям знания, которые хороши для всех людей, нужно направлять образование на развитие тех особенных дарований, которые в нём найдены. Воспитание - значит питание способностей ребёнка, а не создание тех новых способностей, которых в нём нет. Последнее невозможно.

Но одно необходимо для всех детей. Необходимо дать им верное понятие о жизни и о том, что представляет из себя тот мир, в который они посланы для выполнения их человеческой задачи.

Жизнь - долг, задача, посланничество. Ради всего святого не проповедуйте им учений о счастье ни личном, ни общем. Вера в личное счастье сделает ребёнка себялюбцем; вера в общее счастье рано или поздно приведёт его к тому же. Он будет мечтать о том, чего не может осуществить, и в молодости бороться за это неосуществимое; затем, когда он найдёт, что не может скоро осуществить мечты своей души, он сосредоточится на себе и постарается завоевать личное счастье и, таким образом, погрязнет в себялюбии.

Учите его, что жизнь имеет смысл лишь как задача или долг; что счастье, солнце счастья, сияющее путнику, может улыбнуться и ему, и тогда он должен радоваться и благословлять за него Бога; но поиски за счастьем ведут человека только к погибели и, вероятнее всего, к лишению его возможности когда-либо наслаждаться счастьем. Учите его, что совершенствовать себя нравственно и умственно ради совершенствования своих собратьев - людей есть его прямая обязанность, что он должен добиваться истины и затем служить ей словом и делом, воплощая её в жизни бестрепетно и непрестанно, что для определения истины ему даны два руководства: своё собственное сознание, своя совесть и предание, или сознание всего человечества.

* * * * *
    Источник наших обязанностей - в Боге. Определение наших обязанностей заключается в Его законе. Всё больше раскрывать и применять этот закон - такова задача человечества.

* * * * *
    Мужчина и женщина - те две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда.

* * * * *
      Я не верю ни в одну из существующих религий и потому не могу быть заподозрен в том, что слепо следую какому-либо преданию или влияниям воспитания. Но я в продолжение всей моей жизни думал настолько глубоко, насколько был способен, о законе нашей жизни. Я отыскивал его в истории человечества и в моём собственном сознании, и я пришёл к ненарушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как вечная; что бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь своё практическое развитие; что в нас есть мысли, стремления, далеко превосходящие возможности нашей земной жизни; что именно то, что в нас есть эти стремления и мы не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством того, что они входят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне её; что ничто не погибает здесь на земле, кроме разных видов вещества, что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, - всё равно что думать, что работник умер, потому что орудия его износились.

* * * * *
    В период сознательной жизни человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно - слепое, чувственное, и другое - зрячее, духовное. Слепое, животное, ест, пьёт, отдыхает, спит, плодится и движется, как движется за-ведённая машина; зрячее, духовное, существо, связанное с животным, само ничего не делает, но только оценивает деятельность животного существа тем, что совпадает с ним, когда одобряет эту деятельность, и расходится с ним, когда не одобряет её.

Зрячее - это духовное существо, проявление которого в просторечии мы называем совестью, можно сравнить со стрелкою компаса, которая всегда показывала бы одним концом на добро, другим, противоположным, на зло, и не видно нам до тех пор, пока мы не отклоняемся от даваемого им на-правления, т. е. от добра ко злу. Но стоит сделать поступок, противный направлению совести, и появляется сознание духовного существа, указывающее отклонение животной деятельности от направления, указываемого совестью.

Бог дал вам предание, или сознание всего человечества, и ваше личное сознание, т. е. вашу совесть, как те два крыла, при помощи которых вы можете приближаться и возноситься к нему и познавать истину. Зачем же вы хотите подрезать одно из этих крыльев? Зачем уединяться от мира или поглощаться миром? Зачем заглушать или голос своей совести, или голос человечества? Оба они священны. Бог говорит вам и тем и другим. Каждый раз, как они совпадают, когда голос вашего сознания или совести подтверждается сознанием человечества, вы находитесь в присутствии Бога и можете быть уверены, что нашли истину или прочли по крайней мере часть закона Бога, так как один голос служит проверкой другого.

* * * * *
    Где нет свободы, там жизнь сводится к жизни животного.

* * * * *
    Бог есть. Мы не должны и нам не нужно это доказывать. Всякая попытка доказать Его бытие есть уже кощунство; всякое же отрицание Его есть безумие. Бог живёт в нашей совести, в сознании человечества, в окружающей нас вселенной. Наше сознание, наша совесть взывает к Нему во все наиболее торжественные минуты горя и радости. Отрицать Бога под сводом звёздного неба ночи, у гроба дорогих людей или при казни мученика может только или очень жалкий, или очень преступный человек.

* * * * *
    Без Бога можно принуждать, но не убеждать; можно стать тираном, но не воспитателем.

* * * * *
    Нет, слово всемогущего Бога ещё не вполне высказано, и мысль Его ещё не открыта во всей её полноте. Он творит и будет творить в течение вечных веков, охватить которые ум человеческий не в силах. Прошедшие века раскрыли нам лишь отрывки его творения. Наше дело никогда не будет закончено. Мы едва знаем его источник и совершенно не ведаем его конечной цели: время знания и открытия лишь расширяют его границы. Из века в век оно восходит до неведомых нам судеб, отыскивая свой закон, немногие строки которого мы в состоянии разобрать.

* * * * *
      Поклонники пользы не имеют никакой нравственности, кроме нравственности выгоды, и никакой религии, кроме религии материального блага. Они нашли тело человека изуродованным и истощённым нищетой и в своём необдуманном рвении сказали себе: «Давайте излечим это тело; когда оно будет сильно, жирно, хорошо упитано, то душа вернется в него». А я говорю, что излечить это тело можно, только излечив душу. В ней корень болезни, и телесные недуги являются лишь внешними проявлениями этой болезни. Современное человечество умирает от отсутствия общей веры, связующей землю с небом, Вселенную с Богом. От отсутствия этой религии духа, от которой остались лишь пустые слова и безжизненные формы, от полного отсутствия сознания долга, способности жертвовать собою, человек, подобно дикарю, пал, распростёртый в прах, и воздвиг на пустом алтаре идол «выгоде». Деспоты и князья мира сего стали его первосвященниками. От них-то и возникло отвратительное учение выгоды, гласящее: «Каждый только для своих, каждый только для себя».

* * * * *
    Мы чтим Бога каждый раз, когда чувствуем жизнь наших ближних так же, как нашу собственную жизнь.

* * * * *
    Законы человеческие хороши и ценны, лишь поскольку они сообразуются с законом Бога, применяя и развивая его. И дурны всегда, когда противоречат этому закону, и в таком случае мы не только вправе, но и обязаны уничтожить их.

* * * * *
    Здесь, на земле, нет и не должно быть покоя. Жизнь - это стремление к цели, к которой можно приблизиться, но которой немыслимо достигнуть, поэтому здесь и нет покоя. Покой безнравственен. Я не решаюсь указать, в чём заключается эта цель; но какова бы она ни была, она есть или должна быть. Без неё жизнь бессмыслица; допустить это - значит отрицать Бога; мало того, это значило бы признать жизнь злой и глупой шуткой.

* * * * *
    Мы, люди, должны понимать, что все мы - дети одного Отца, призванные выполнять здесь, на земле, один общий закон; что каждый из нас должен жить не для себя, а для других; что цель жизни не в том, чтобы быть более или менее счастливым, а чтобы самому становиться и другим помогать быть более добродетельными; что бороться против несправедливости и заблуждения всюду, где бы мы их ни встречали, есть не только наше право, но и наша обязанность, - обязанность всей нашей жизни, пренебрегать или нарушать которую мы не можем, не впадая в тяжёлый грех.

* * * * *
    Люди, проповедующие нравственность и ограничивающие ваши обязанности пределами вашей семьи и родины, проповедуют вам эгоизм, более или менее широкий, но тем не менее вредный и вам и другим. Семья и родина - два круга, заключающиеся в ещё более широком круге - человечестве. Это две ступени, которые нужно пройти, но на которых не следует останавливаться.

* * * * *
   То, что нам нужно, что нужно народу, то, чего требует наш век, для того чтобы найти выход из той грязи эгоизма, сомнения и отрицания, в которые он погружён, - это вера, в которой наши души могли бы перестать блуждать в отыскивании личных целей, могли бы все идти вместе, признавая одно происхождение, один закон, одну цель. Всякая сильная вера, которая возникает на развалинах старых изжитых верований, изменяет существующий общественный порядок, так как каждая сильная вера неизбежно прилагается ко всякой отрасли человеческой деятельности.

Человечество повторяет в разных выражениях и различных степенях слова молитвы Господней: «да приидет царствие твое на земле, как и на Небе».
_____________
СКАЧАТЬ книгу из моих документов ВКонтакте:
https://vk.com/doc-39641980_499638939
___________________________

Мадзини, Лев Николаевич Толстой, мысли, христианство, этика, Л.Н. Толстой

Previous post Next post
Up