Н.М. Стрижова «НЕ УБИЙ» (1918 г.)

Mar 22, 2016 12:02

    [ Н.М. Стрижова (1873 - ?) - народная учительница, дочь помещика черниговской губернии. Участница антивоенной агитации толстовцев в годы Первой мировой войны.
    ПУБЛИКАЦИЯ: Открытое слово. - 1918. - № 1. - С. 7 - 8].

«Никогда людям не предстояло столько дела.
Наш век есть век революции в высшем смысле этого слова-
не материальной, но нравственной революции.
Вырабатывается высшая идея общественного устрой-
ства и человеческого совершенства.
     (Чаннинг).

Ещё Моисей, великий вождь еврейского народа, сумевший вывести его из страны, где он пребывал в жестоком рабстве, в аравийской пустыне, когда перед еврейским народом занималась заря новой жизни, поставил перед ним заповедь „Нѳ убий“, выполнение которой влекло зa собой самые благие последствия. Но заповедь имела в виду только благо евреев. „Не убий“ не распространялась на иноземцев.

19 веков тому назад Величайший Вождь человечества, Христос, провозгласил святость жизни каждого человека, открыв людям их истинное положение в мире, указав на их духовную сущность.

Христос возвестил сыновность человека Богу, приблизил Бога к человеку, как Отца к сыну, и тем самым вознёс человека к Богу.

Мысль, что человек, будучи по своей духовной сущности сыном Божиим, мог бы перерезать горло или разбить голову другому - такому же сыну Божьему - такая мысль кажется чудовищной, хотя бы человекоубийство оправдывалось благом государства, народа или совершалось во имя свободы, равенства и братства.

Перед Отцом жизни, дарующим жизнь каждому из вас, нет большего преступления, как отнятие этого драгоценного дара y другого.

Заповедь „Не убий" получает y Христа безбрежный смысл.

"Древним сказано: не убий, кто же убьёт, подлежит суду. A я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего, подлежит суду".

He только убийство, но даже гнев, нарушающий кроткое. любовное отношение человека к человеку, в глазах Христа является преступлением.

И заповедь любви y Христа не ограничивается только рамками еврейского народа, а, как безбрежное море, разливается по всему миру.

Национальная исключительность прорвана - Христос зовёт людей на путь служения всему человечеству.

И слова истины привлекают к себе души простых, чистых сердцем, неучёных трудящихся людей - бесхитростных мытарей и рыбаков Галилеи, и толпы народа следуют за Великим Учителем, воплощавшим своё великое учение, жадно внимая Его речам.

Ho богатые, знатные, властные, учёные - первосвященники и книжники иудейские, стоящие на страже государственных интересов своего народа, бьют тревогу. „Что нам делать с этим человеком"? - совещаются они: - "если оставить его так, то все уверуют в него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом". И решают: "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

И, спасая самостоятельность Иудеи, осуждают Христа на смерть.

3а указание единственного пути к всеобщему благу и к истинной, достойной человека, свободе, Христос был распят, как государственный преступник, людьми, охранявшими государственность своей страны.

Такими жe людьми, приносящими в жертву государственности всё святое в человеке, учение любви Христа было затемнено и извращено.

Дело дошло до того. что для оправдания величайшего преступления - человекоубийства - его стали освящать именем Христа.

На евангелии, возвещающем сыновность человека Богу, заставляют присягать, т. е. клясться в повиновении людям, заставляющим убивать.

От имени Христа благословляют людѳй, отправляемых из государственных соображений убивать друг друга, и называют их христолюбивым воинством.

19 веков прошло с тех пор, как Христом провозглашён закон любви, несущий благо всем, a человечество всё продолжает руководиться старым, языческим законом насилия.

На наших глазах по „христианской" Европе ypaгaном пронеслась губительнейшая из войн, уничтожив миллионы жизней, миллиарды трудов человеческих, принеся всеобщее разорение, голод, нищету и ужасающее душевное одичание. Едва выйдя из международной бойни, люди готовятся схватиться в мёртвой схватке за национализм, свободу, социалистический строй. И опять вооружение, устремление народных и государственных усилий на государственное устройство и милитаризм.

A следствием этих преступлений явятся ещё горшие страдания, ещё большее одичание человечества.

Бедствия, происходящие вследствие отступления <людей> от своего закона жизни - закона совести - становятся всё ужаснее. всё невыносимее; и приближается время, когда нечеловеческие всеобщие страдания заставят людей бросить преступный и губительный путь насилия и вступить на совсем иной, несущий успокоение и радость истерзанному человечеству путь жизни - путь жалости, сострадания, любви и взаимного прощения друг другу.

Приближается время, когда человек проникнется сознанием, что лучше самому быть убитым, чем убивать других; когда люди услышат, наконец, и поймут призыв Христа: „Придите ко мне все труждающиеся в обременённые и Я успокою вас. Возьмите иго моё на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем и найдёте покой душам вашим; ибо иго моё благо в бремя моё лёгко".

"Bсей душою веря в то, - писал Толстой -  что мы живём накануне всемирного великого переворота в жизни людей, и что всякое усилие для скорейшего разрушения того, что не может не быть разрушено, и скорейшего осуществления того, что не может не быть осуществлено, всякое усилие, хотя бы и самое слабое, содействует наступлению этого переворота, я не мог, доживая, по всем вероятиям, последние дни моей жизни, не попытаться передать другим людям эту мою веру.

Да, мы стоим на пороге совсем новой, радостной жизни, и вступление в эту жизнь зависит только от нашего освобождения себя от всё более и болеѳ мучающего нас суеверия необходимости насилия для совокупной жизни людей и признания тoго вечного начала любви, которое уже давно живёт в сознании людей и неизбежно должно заменить отжитое и уже давно ненужное, и только губительное начало насилия“. * )
_________________
      * ) Л. Толстой. "Неизбежный переворот"

"Не может не прийти время, когда любовь, составляющая основную сущность души, займёт в жизни людей то место, которое свойственно eй, и будет главной основой отношений людей между собою". *)

___________________
     * ) Л. Толстой. "О значении русской революции"

"Переворот, предстоящий теперь человечеству, состоит в освобождении себя от обмана повиновения человеческой власти...

Деятельность участников прежних революций состояла в насильственном свержении власти и захвате её. Деятельность участников теперешнего переворота должна и может состоять только в прекращении потерявшего смысл повиновения какой бы то ни было насильнической власти, и в устроении своей жизни независимо от правительства“.

„Большинство русских людей ясно видит, что причина всех претерпеваемых ими бедствий - повиновение власти и что русским людям предстоит одно из двух: или отказаться быть разумными, свободными существами, или перестать повиноваться правительству.

Увеличивающиеся бедствия неизбежно приведут их к единственному средству избавления от них: прекращению повиновения правительствам, и, вследствие прекращения повиновения правительствам», уничтожению государственных насильнических соединений.

Для того чтобы совершился этот великий переворот, нужно только, чтобы люди поняли, что государство, отечество есть фикция, a жизнь и истинная свобода есть реальность; и что поэтому не жизнью и свободой надо жертвовать для искусственного соединения, называемого государством, a ради истинной жизни и свободы - освободиться от суеверия государства и вытекающего из него преступного повиновения людям. В этом изменении отношения людей к государству и власти - конец старого и начало нового века“ ** ).
_____________
     ** ) Л. Толстой. "Конец века"

"И познаете истину, и истина сделает вас свободными“ - говорит Христос.

Признание в себе духовной сущности и подчинение своему внутреннему закону - закону совести, закону Бога - делает человека истинно свободным существом и освобождает его от подчинения тем внешним человеческим законам, которые нарушают высший закон Бога.

„Судите сами, справедливо ли слушаться вас более, чем Бога?" - говорили апостолы, когда их принуждали к повиновению таким насильническим человеческим законам.

Только такие свободные существа, отказавшиеся совершенно от насилия, сумеют устроить на земле царство свободы, братства и правды, которого так жаждет всякое сѳрдце человеческое и которое так тщетно пытаются люди ввести путём насилия.

_______________________________

Не убий, 1918 год, анархизм, христианское учение, освобождение, Л.Н. Толстой, Н.М. Стрижова, неповиновение правительствам, Открытое слово, учение Христа, религия, христианство

Previous post Next post
Up