Oct 23, 2012 06:42
Нижеприведённые высказывания, главным образом -- самого Л.Н. Толстого, адресованы каждому. Но так мало тех, кто хотел бы отнестись к этим мыслям серьёзно и практически, без апелляций к, дескать, всегда мешающей, как плохому танцору в пословице, "злой реальности" или "наивности толстовских утопий"!.. Например, любому современному буржуазному правительству стать правдивым -- значит уничтожиться как правительство. Ибо любая власть человека над себе подобными основана либо на авторитете умельца и знатока, либо на нравственном, либо на "авторитете" силы и принуждения, либо на лжи, обманах, манипуляции сознанием единичной жертвы или целых народов. Первые два варианта правительствам как правительствам просто недоступны, насилие же -- стало немодно среди игроков в "демократию". Остаётся -- ложь: и сама "демократия", и внушаемые массам представления о самих себе как о "профессионалах власти" (это что-то вроде "профессионального" бандитизма и киллерства, только безопасней и потому подлей!), и ложь о "необходимости" правительств, армий и пр., в которой воспитываются целые поколения... Вся современная буржуазная культура есть культура подделки, лицедейства, и -- лжи, лжи...
ПРЕДЕЛЬНО актуальная тема Л.Н. Толстого!
23 Октября (Усилие правдивости).
1.
Не думай, что легко и просто говорить правду. Пока мы одни, мы знаем правду, но как только мы перед людьми и хотим угодить им, сейчас же слова наши путаются, и мы невольно говорим неправду, или не высказываем всего, или говорим то, чего не было в нас, или говорим не то, что было. Берегись этого, правда дороже всего.
2.
Мы все любим истину больше, чем ложь, но когда дело касается нашей жизни, то мы часто предпочитаем ложь истине, потому что ложь оправдывает нашу дурную жизнь, а истина обличает её.
3.
Люди, признающие религиозную ложь, так отвыкают различать истину от лжи, что уже и в других областях лгут, не сознавая этого.
4.
Науки математические полезны тем, что научают мыслить независимо от желаний. Но нет ничего вреднее наук политических, юридических и в особенности богословских и ложно философских: они приучают людей мыслить неясно, не договаривая, путая, подтасовывая. Люди, прошедшие такую школу, теряют способность управлять мыслью.
5.
Правда сама по себе не есть добродетель, но она - необходимое условие всего доброго.
6.
Есть ложь сознательная, когда человек знает, что он говорит неправду, но он говорит её для того, что она ему выгодна; и есть ложь невольная, когда человек и желал бы, но не умеет сказать правду.
7.
Вредна ложь во всех житейских делах: продать старое за свежее, порченое -- за целое, обещать отдать долг и знать, что не отдашь, и т.п., но всякая такая ложь - ничто перед ложью в делах духовных; выдавать за Бога то, что не есть Бог, уверять в спасительности для души того, что не даёт блага душе, выдавать за грех и худое то, что праведно и добро, и т.п. В таких делах - главное зло неправды.
8.
Нет человека безгрешного, и нет человека вполне правдивого. Разница между людьми не в том, что один вполне безгрешен и правдив, а другой - весь грешен и лжив, а в том, что один стремился к наибольшей безгрешности и правдивости, а другой не стремится к этому.
9.
В склонности верить в то, что нам говорят, заключается и добро и зло. Именно эта склонность делает возможным поступательное движение общества, и именно она делает это поступательное движение столь медленным и мучительным: каждое поколение, благодаря ей, без усилия получает достающееся ему по наследству знание, приобретённое тяжёлым трудом, и каждое поколение, благодаря ей, оказывается порабощённым ошибками и заблуждениями своих предшественников.
Генри Джордж.
правительства,
демократия,
На каждый день,
Л.Н.Толстой,
ложь,
правдивость,
усилие