17 Октября. Суеверие государства (По книге Л.Н. Толстого "На каждый день")

Oct 17, 2012 07:35


Одна из лучших тем этого и других сборников мудрых мыслей, составленных Львом Николаевичем, и одна из актуальнейших. Ибо ведь не избавились мы пока не только от обманывающих и угнетающих нас наших правительств, но и от самого похабного и наивного суеверия о их необходимости -- всех этих министров, президентов, границ, таможен, армий, полиций, ФСБ и прочих глупостей и мерзостей, давно уже самой жизнью уже назначенных к уничтожению! Только наши грехи, наше грубые невежество и омрачённость, наша животная вера в насилие дают силу и власть этим уродам!
Будем же читать, думать -- будем избавляться от этого ужасного суеверия!

17-ое Октября (Суеверие государства).

1.

Есть закон Бога, написанный в сердце каждого человека, и закон человеческий, написанный на бумаге. Если закон Божеский не сходится с законом человеческим, если закон Бога говорит: все люди братья, люби всех, а закон человеческий говорит: эти и эти люди - враги, делай им зло, убивай, какого закона надо слушаться?

2.

Одно из самых вредных для людей суеверий - это то, что много людей, иногда много миллионов называются людьми одного народа, одного государства. Люди убивают, грабят друг друга из-за этого суеверия. Избавиться от этого суеверия можно только тем, чтобы считать себя сыном Божиим, и потому не отделять себя от всех людей мира, а считать всех своими братьями, живущими по одному закону Бога.

3.

Разбойники обирают преимущественно богатых, -- правительства же обирают преимущественно бедных, богатым же, помогающим им в их преступлениях, покровительствуют. Разбойники, делая своё дело, рискуют своей жизнью, -- правительства почти ничем не рискуют. Разбойники никого насильно не забирают в свою шайку, -- правительства набирают своих солдат большей частью насильно. Разбойники делят добычу большей частью поровну,--правительства же распределяют добычу неравномерно: чем больше кто участвует в организованном обмане, тем более он получает вознаграждения. Разбойники не развращают умышленно людей, -- правительства же для достижения своих целей развращают целые поколения детей и взрослых ложными религиозными и патриотическими учениями. Главное же, ни один самый жестокий разбойник, -- никакой Стенька Разин, никакой Картуш - не может сравниться по жестокости, безжалостности и изощрённости в истязаниях не только с знаменитыми своей жестокостью злодеями - государями: Иоанном Грозным, Людовиком XI, Елизаветами <Гитлерами, Сталиными, Путиными... -- R.A.> и т.п., но даже с теперешними конституционными и либеральными правительствами, с их казнями, одиночными тюрьмами, дисциплинарными батальонами, ссылками, усмирениями бунтов и избиениями на войнах.

4.

К правительствам, как и к церквам, нельзя относиться иначе, как или с благоговением, или с омерзением. До тех пор, пока человек не понял того, что такое правительство, так же как и того, что такое церковь, он не может относиться к этим учреждениям иначе, как с благоговением. Пока он руководится ими, ему нужно думать, для его самолюбия, что то, чем он руководится, есть нечто самобытное, великое и святое; но как только он понял, что то, чем он руководствуется, не есть нечто самобытное и священное, а что это - только обман недобрых людей, которые, под видом руководительства, для своих личных целей пользовались им, так он не может тотчас же не испытать к этим людям отвращения.
  •                                                               5.

   Ещё можно было бы как-нибудь оправдывать подчинение целого народа нескольким людям, если бы эти властвующие люди, уже не говорю, были бы самые хорошие люди, а хоть только не худшие люди; если бы хоть изредка властвовали не лучшие, но порядочные люди; но ведь этого нет, никогда не было и не может быть. Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.

6.

Для непробудившегося человека государственная власть - это некоторые священные учреждения, составляющие органы живого тела, необходимое условие жизни людей. Для пробудившегося человека то, что называется государственной властью, это только люди, приписывающие себе какое-то фантастическое значение, не имеющее никакого разумного оправдания, и посредством насилия приводящие свои желания в исполнение. Для пробудившегося человека это - заблудшие и большей частью подкупленные люди, насилующие других людей, точно такие же люди, как и те разбойники, которые схватывают людей на дорогах и насилуют их. Древность этого насилия, размеры насилия, организация его - не может изменить сущности дела. Для пробудившегося человека нет того, что называется государством, и потому нет оправдания всем совершаемым во имя государства насилием и невозможно участие в них. Насилие государственное уничтожится не внешними средствами, а только сознанием пробудившихся к истине людей.

7.

Может быть, что для прежнего состояния людей было нужно государственное устройство, может быть для некоторых людей оно нужно ещё и теперь, но люди не могут не предвидеть того состояния, при котором насилие может только помешать мирной жизни людей. А видя и предвидя это, люди не могут не стремиться к осуществлению такого порядка. Средство же осуществления этого порядка есть внутреннее совершенствование и неучастие в насилии.

8.

Не будь рабом одного или немногих. Делаясь рабом всех, ты делаешься другом всех.
По Цицерону.

9.

Тот, кто ничего не боится и готов всегда отдать свою жизнь за истину, гораздо сильнее того, кого все боятся и кто держит в своей власти жизнь других людей.

10.

Если хочешь спастись от власти людей, отдайся власти Бога. Если сознаёшь себя во власти Бога, то люди не могут ничего сделать тебе.

насилие, На каждый день, государство, общество, обман, религия, Л.Н.Толстой, христианство, суеверие

Previous post Next post
Up