Одна из лучших тем этого и других сборников мудрых мыслей, составленных Львом Николаевичем, и одна из актуальнейших. Ибо ведь не избавились мы пока не только от обманывающих и угнетающих нас наших правительств, но и от самого похабного и наивного суеверия о их необходимости -- всех этих министров, президентов, границ, таможен, армий, полиций, ФСБ и прочих глупостей и мерзостей, давно уже самой жизнью уже назначенных к уничтожению! Только наши грехи, наше грубые невежество и омрачённость, наша животная вера в насилие дают силу и власть этим уродам!
Будем же читать, думать -- будем избавляться от этого ужасного суеверия!
17-ое Октября (Суеверие государства).
1.
Есть закон Бога, написанный в сердце каждого человека, и закон человеческий, написанный на бумаге. Если закон Божеский не сходится с законом человеческим, если закон Бога говорит: все люди братья, люби всех, а закон человеческий говорит: эти и эти люди - враги, делай им зло, убивай, какого закона надо слушаться?
2.
Одно из самых вредных для людей суеверий - это то, что много людей, иногда много миллионов называются людьми одного народа, одного государства. Люди убивают, грабят друг друга из-за этого суеверия. Избавиться от этого суеверия можно только тем, чтобы считать себя сыном Божиим, и потому не отделять себя от всех людей мира, а считать всех своими братьями, живущими по одному закону Бога.
3.
Разбойники обирают преимущественно богатых, -- правительства же обирают преимущественно бедных, богатым же, помогающим им в их преступлениях, покровительствуют. Разбойники, делая своё дело, рискуют своей жизнью, -- правительства почти ничем не рискуют. Разбойники никого насильно не забирают в свою шайку, -- правительства набирают своих солдат большей частью насильно. Разбойники делят добычу большей частью поровну,--правительства же распределяют добычу неравномерно: чем больше кто участвует в организованном обмане, тем более он получает вознаграждения. Разбойники не развращают умышленно людей, -- правительства же для достижения своих целей развращают целые поколения детей и взрослых ложными религиозными и патриотическими учениями. Главное же, ни один самый жестокий разбойник, -- никакой Стенька Разин, никакой Картуш - не может сравниться по жестокости, безжалостности и изощрённости в истязаниях не только с знаменитыми своей жестокостью злодеями - государями: Иоанном Грозным, Людовиком XI, Елизаветами <Гитлерами, Сталиными, Путиными... -- R.A.> и т.п., но даже с теперешними конституционными и либеральными правительствами, с их казнями, одиночными тюрьмами, дисциплинарными батальонами, ссылками, усмирениями бунтов и избиениями на войнах.
4.
К правительствам, как и к церквам, нельзя относиться иначе, как или с благоговением, или с омерзением. До тех пор, пока человек не понял того, что такое правительство, так же как и того, что такое церковь, он не может относиться к этим учреждениям иначе, как с благоговением. Пока он руководится ими, ему нужно думать, для его самолюбия, что то, чем он руководится, есть нечто самобытное, великое и святое; но как только он понял, что то, чем он руководствуется, не есть нечто самобытное и священное, а что это - только обман недобрых людей, которые, под видом руководительства, для своих личных целей пользовались им, так он не может тотчас же не испытать к этим людям отвращения.
Ещё можно было бы как-нибудь оправдывать подчинение целого народа нескольким людям, если бы эти властвующие люди, уже не говорю, были бы самые хорошие люди, а хоть только не худшие люди; если бы хоть изредка властвовали не лучшие, но порядочные люди; но ведь этого нет, никогда не было и не может быть. Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.
6.
Для непробудившегося человека государственная власть - это некоторые священные учреждения, составляющие органы живого тела, необходимое условие жизни людей. Для пробудившегося человека то, что называется государственной властью, это только люди, приписывающие себе какое-то фантастическое значение, не имеющее никакого разумного оправдания, и посредством насилия приводящие свои желания в исполнение. Для пробудившегося человека это - заблудшие и большей частью подкупленные люди, насилующие других людей, точно такие же люди, как и те разбойники, которые схватывают людей на дорогах и насилуют их. Древность этого насилия, размеры насилия, организация его - не может изменить сущности дела. Для пробудившегося человека нет того, что называется государством, и потому нет оправдания всем совершаемым во имя государства насилием и невозможно участие в них. Насилие государственное уничтожится не внешними средствами, а только сознанием пробудившихся к истине людей.
7.
Может быть, что для прежнего состояния людей было нужно государственное устройство, может быть для некоторых людей оно нужно ещё и теперь, но люди не могут не предвидеть того состояния, при котором насилие может только помешать мирной жизни людей. А видя и предвидя это, люди не могут не стремиться к осуществлению такого порядка. Средство же осуществления этого порядка есть внутреннее совершенствование и неучастие в насилии.
8.
Не будь рабом одного или немногих. Делаясь рабом всех, ты делаешься другом всех.
По Цицерону.
9.
Тот, кто ничего не боится и готов всегда отдать свою жизнь за истину, гораздо сильнее того, кого все боятся и кто держит в своей власти жизнь других людей.
10.
Если хочешь спастись от власти людей, отдайся власти Бога. Если сознаёшь себя во власти Бога, то люди не могут ничего сделать тебе.