Мысли по поводу юбилейного интервью гр. В.И. Толстого, экс-директора музея-усадьбы "Ясная Поляна"

Nov 15, 2012 16:34

     Вся болтология юбиляра помещена здесь:

http://www.rg.ru/2012/09/28/tolstoj.html

(публикация в "Российской газете" от 28 сентября 2012 года)

А вот здесь:

http://www.shch10.nm.ru/

и вот здесь:

http://shch08.livejournal.com/

кое-какая информация от одного из нас, местных жителей, знающих цену трёпу Вовочки Толстого...

Итак, публикую интересные отрывки из этого интервью, а следом -- некоторые мысли по поводу, по аналогии с тем, как сделал это в интервью с женой В. Толстого, Екатериной, местоблюстительницей директорского поста в Ясной Поляне в отсутствии мужа:

http://roman-altuchov.livejournal.com/12762.html

Разговор начинается с невинно-светской темы о любви одних людей к Толстому, а других -- больше к Достоевскому. Ссылаясь на историка Муравьёва, утверждает, что сами люди эти разные. Вовочка тут же самодовольно поддерживает:

1) "Конечно, это разные типы людей. Я бы сказал, что те, кто больше любит Толстого, родились и провели детство на просторе. Человек выходит из дома и видит поле, море, реку, звездное небо, а не плотно стоящие дома - и у него другая психика и по-другому устроенное сознание. В них доминирует любовь к миру и какое-то здоровье. Я, конечно, очень люблю Достоевского, но эта углубленность в себя, сосредоточенность на темных сторонах человеческой личности, внимание к червоточинам, мрачные лабиринты психики. Да, евангельский свет в конце, но Толстой быстрее находит путь к свету".

Бла-бла-бла!.. Ах, как хочется себя завуалированно похвалить: всю жизнь я, дескать, шёл к свету, как мой великий предок... вплоть до теперешнего поста путинского советника по культуре!
   И как хорошо объясняется сразу неприязнь или равнодушие множества людей к Л.Н. Толстому! Это, оказывается, не верховный босс его, Путин, виноват и не культурно-образовательная его политика в России, направленная на насаждение невежества и мракобесия, а виноваты сами люди: зачем, как Вовочка Толстой родились в городской бедной семье, среди многоэтажек, а не у интеллигентного московского папочки с загородным домиком?
   Непонятно только, при такой любви к деревне, природе и т.п. -- для чего юный Вовочка подался в Москву не только учиться, но и жить, став не агрономом или лесоводом, к примеру, а журналистом?

2) "Я вырос в атмосфере, где тебя все любят и ты - всех. Мне повезло со всем этим".

Сволочь ты, Вова! Хоть и "везучая"... Похваляться газетчику в 50 лет от роду счастливым детством, причём -- именно тем, на что имеет право КАЖДЫЙ ребёнок и вообще каждый человек, -- пошло, подло и мелочно. Хуже, чем хвастаться успехами с деньгами, карьерой или бабами...

Далее журналист, берущий интервью, интересуется, чем Вовочке Толстому интересен Лев Николаевич Толстой. Вова и тут выдаёт перл:

3) "Я искренне, как читатель, а не как потомок, считаю его величайшим из величайших. Он - писатель номер один. Даже если вынести за скобки безупречные шедевры, мои любимые - "Анну Каренину", "Казаков", "Хаджи-Мурата", во всем другом - самый высокий уровень. От первых дневников до поздних вещей - все написано твердым пером, без перепадов и откровенно слабых вещей. Даже его пьесы остаются современными, актуальные остросоциальные драмы, очень художественно сделанные, сейчас на Западе это как раз входит в моду.
    Толстой мог любыми литературными приемами пользоваться - вплоть до постмодернистских, там где они были уместны. Его поздние народные рассказы вроде "Чем люди живы" написаны без всяких литературных изысков предельно простым языком, короткими рублеными предложениями. Но так потом писал Хемингуэй".

Так вот, оказывается, что главное у Толстого с точки зрения представителя официальной российской культуры! Он --  предтеча Джойса, Хэмингуэя и пр. т.п.: самый-самый... модный романист, драматург и т.п.
   А между тем сам Лев Николаевич, подытоживая своё многолетнее творчество, в 1909 году, да и ранее, был совершенно иного мнения, и мнение это надо бы уважать и простым читателям, не говоря о "потомках"!.. Когда один такой же, как Вовочка, восторженный дурачок, похвалил автору его "Войну и мир" и "Анну Каренину", Л.Н. Толстой ответил, что хвалить его за романы, не говоря уже о прочем, -- всё равно, что сказать Эдисону: "Я очень уважаю вас за то, что вы танцуете мазурку". "Правильно ли, нет ли, -- добавил тут Л.Н-ч -- но я приписываю значение совсем другим своим книгам" (Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973. С. 273).
   И это действительно так, и говорил об этом Лев Николаевич Толстой не раз! И сочинения эти, важнейшие: общественно-политические и религиозно-философские. Но политкорректный Вовочка о них даже не упоминает...

И ещё Вова о пращуре Льве:

4) "...Горькие обстоятельства раннего детства, потеря матери в 1,5 года и отца в 9 лет, нехватка материнской ласки и отцовского внимания. Полный сирота, упрямый, самолюбивый, не признающий насилия и насмешек, ранимый, эмоциональный, трудноуправляемый, неуверенный, считающий себя некрасивым...".

"Еще мне кажется, он был лишен такого чувства, как нежность. Самых любимых дочерей - Марию, Александру - никогда не целовал. Маша, единственная из семьи, могла подойти и погладить отца по тыльной стороне ладони, и это была высшая ласка. Может быть, нежность не развилась в нем из-за ранней смерти матери".

Тут уж не то, что припахивает, а разит по полной программе любованием: "смотрите, как не повезло гению, и как повезло мне!". Вот потому ты, Вовочка, и не гений, а продажная путинская холуйская стелька, дрянь и подлец! И фрейдистские твои намёки об "отклонениях" Льва Толстого и их "истоках", развитые в околонаучной писанине забесившейся на старости лет и выживающей из ума Нины Никитиной и пиарящегося лже-толстоведа на голом месте Павла Басинского, -- прекрасно понятны. Что, не постыдился бы процитировать, будь не "Российская газета", а... хотя бы журнал "Студенческий меридиан"? Ну, ещё бы! что с тебя и взять...

5) "...Когда после моей статьи о безобразиях в ней <Ясной Поляне. -- Р.А.> мне предложили стать директором, не раздумывал ни одного мгновения".

Брешешь, брехуша брехливая! раздумывал, и раньше сам об этом рассказывал. Просто, -- ну, как же отказаться от такого лакомого кусочка: и честолюбие, и властолюбие утолить! Наглость взяла верх...

А вот очень интересный отрывок, сразу несколько признаний:

6) "Знаете, что делает вся наша плеяда 1990-х? Оберегает музейное дело от вторжения случайных людей. Я оставил жену директором только для того, чтобы сердце было спокойно. Она не абы кто, не "лишь бы свой", не член семьи, и только. Она - выращенный здесь кадр. Мы вместе строили яснополянский музей с середины 90-х годов. Она появилась на 10-й день моей работы. С прекрасным университетским петербуржским образованием, с планами на аспирантуру, с серьезным женихом и перспективой жизни в Париже... Но выбрала меня и Ясную Поляну. Оставляя "Ясную" на Катю, я руководствовался прежде всего настроем уберечь музей от вторжения "не тех" людей. Знаете, сколько охотников, особенно сейчас, когда мы объединили музеи Толстого в Москве и Ясной?! Представляете, сколько торговых площадей и арендных помещений кто-то в этом видит?!"

Тут, во-первых, замечательное прибавление к нашим, уже высказанным ( http://roman-altuchov.livejournal.com/12762.html), соображениям по поводу откровений Екатерины Толстой. Итак, Катя вовсе не стремилась ни русской культуре и науке послужить, ни музей Толстого на родной тульской земле поддержать, учась в питерском вузе. Видя, что в стране, и в науке, и в культуре делается, она желала для себя одного: укатить подальше от этих проблем, в Париж, с "серьёзным женихом"... Но, видно, вовремя сопоставила силёнки с амбициями, и, пообщавшись с Вовочкой, поняла, что Париж и сладкая жизнь от неё и так не уйдут, и закрутила с молодым тогда директором авантюрный роман, итогом которого было то, что Вовочка бросает (впоследствии официально разводится) свою законную ровесницу-жену Марию и пристраивет Катеньку: и под бочок в супружеской постельке, и на непыльное блатное местечко в музее... Карьера Катеньки, мягко говоря, "с душком": сперва (без специального образования, которое от неблатных там строго требуется!) сотрудница библиотеки (есть такая прямо в музее), позже -- отдела экспозиций, а после рождения детей и "детского" отпуска... как-то сразу -- директор нового, элитного детского сада в дер. Ясная Поляна, с коего поста (ах! какая связь! какая достойная кандидатура!.. ха-ха!) перескакивает на директорство всем Музеем-заповедником!
    Ах! Ну да, конечно! это же не по блату: свой кадр "вырастил"! Холил-лелеял!
    Будто за прошедшие годы вокруг сей парочки, барана да ярочки, все остальные не росли, а только старели. глупели и т.д. ... и альтернативы -- ну, просто не было!
   А правда такова, что блатня и семейственность была в музее и до Вовочки, он лишь дал этой сомнительной традиции новую жизнь. И если бы не прелести Катеньки, от которых в 1994 г. восстал-возбудился Вовочкин х... в брючках и помутился умишко, -- иначе бы сложилась судьба и её, и Вовочкина, и всей Ясной Поляны. Если бы на месте Катеньки был, скажем, никому не известный молодой человек, тоже, к примеру выпускник истфака, и "с перспективами аспирантуры" и прочими достоинствами -- достоинства эти без блатных связей и(или) личного расположения Вовочки -- молодого петушка в музейном гареме -- не помогли бы молодому человеку, будь он хоть самый большой энтузиаст, и с самых юных лет любил бы и знал Л.Н. Толстого...

(Говорю это без преувеличений и домыслов, ибо испытал сию разницу, как говорится на собственной шкуре и нервах, приехав, как и некогда Катенька, жить и работать в Ясную Поляну... Всегда, с самого развала СССР болевший душой за культуру и  науку, знавший и читавший Толстого и как писателя, и как публициста ещё в те самые годы, когда юная б... Катюша мечтала только укатить в Париж со своим ..., нет! я у него, видите ли, -- "не тот": того и гляди, проклятых врагов напущу... параноик ты, Вова, дурак, сука седо...ый!!!)

7) "Хранитель - это вообще особая психология. Такая любовь к предмету хранения, что каждую половицу в музее он защищает как мать ребенка, любая дырочка в ней величиной с игольное ушко для него - трагедия мирового масштаба. У хранителей репутация монстров, они конфликтны, у них все по гамбургскому счету, могут не пустить большого начальника на хранимый объект и т.п., но они - истинные музейщики.
    Исследователь - настоящий ученый, автор открытий и прекрасных публикаций, демифологизатор, глубокий знаток, куратор выставок.
    Ну и наконец современный музей невозможен без развития. "Человек развития" в музее - продвигает охраняемое и исследуемое наследие в мир, делает его достоянием многих, заражает общество музеем.
   Так вот музей может возглавить только человек, имеющий в себе задатки всех трех начал".

Да кто поверит, что именно жинка твоя их в себе наилучшим образом сочетает,а?!! Что ты их ей приписал, отрицая во множестве тебе известных и не менее достойных людей, до такой степени отрицая, что вовсе гонишь с работы, кто тебе не лижет ж... -- это оставляю на твоей совести...

Далее -- о причинах принятия "поста" советника по культуре:

8) "Я позволил себе подумать на тему возможного согласия стать советником президента только из-за надежды и попытки сделать все, что в моих силах, чтобы радикально изменить отношение к культуре и ее положение в стране. Я очень переживаю за это. И вижу, как серьезна для страны угроза небрежения культурой и культурным наследием. В последнюю четверть века выбрана однобокая технократически-рыночная модель развития. Гуманитарное начало отодвинуто, почти удалено".
    "Когда власть спохватилась и задумалась об опасности абсолютно бездуховных стратегий, она интуитивно как за соломинку уцепилась за Церковь. Церковь - важный институт, но одного его недостаточно. Как у материальной жизни два крыла - экономическое и политическое, так и у духовной - вера и культура. На религии, не подпитанной культурой, далеко не улетишь".
     Как говорится, поздно спохватился... или, что вернее, долго выжидал. Это во-первых. Второе же: для поворота к гармоничной культурной политике не грех бы стать самому или президентом, или министром по культуре, а не простым советником. А если туда не пускают (и не пустят!) -- не лучше ли выправлять описанный крен на своём, "скромном" месте хозяина Ясной???
    Всё равно, если второе "крыло" (культура) будет качественно равноценно первому (церковь) -- нам нечего ждать хорошего... Не признавая этого, В. Толстой просто скрыто полемизирует с великим предком своим, Л.Н. Толстым, давшим, как известно, критическую характеристику именно такого культурного положения России: церковь в идеологическом союзе с властью, претендующая на духовное вождество, прозелитство и гегемонию, влияние в сферах науки, семейной жизни и др. ... Ничего хорошего: наступаем на те же грабли, а про Л.Н. Толстого -- критика церкви и буржуазно-капиталистической Российской империи предпочли "забыть"...

9) "Я пришел в Кремль не лоббировать интересы Ясной Поляны или устанавливать привилегии для музейного дела в ущерб театральному или музыкальному. Я уже забыл, что был директором музея. И права не имел не забыть".

Каждое слово -- красивая брехня! Ещё когда речь только шла о назначении -- уже по-холуйски обсуждали в музее, что, мол, "зато и нам перепадёт"... сдавленно, шёпотком, как и всё в этом царстве лицедейства и подлости, но -- говоили... Тот случай, когда скорее можно верить частным мнениям, нежели красивым декларациям для "Российской газеты"!..

10) Мне говорят: идеалист, романтик, есть жестокие законы рынка...

Да не хвались, и не ври! Ты, сука, -- прожжёный прагматик, а не романтик, и цели у тебя вполне конкретные: лично-честолюбивые и материальные!

11) Надеюсь, Катя примет меня обратно.

Нет! ПРОГОНИТ!!! Шутка.. Куда ж она без тебя, и КТО она без тебя!?. То же, что и хорошо известная тебе, близко-преблизко, молодая мамзель Вронская: стелька постельная, оставшаяся без наездника, разве что -- законная, в отличие от Вронской... И теперь целой гвардией помощников (из "своих". разумеется) окружил жинку-то -- хер пробьёшься!.. Изменять ей тебе поздновато: у тебя не стоит -- и у ней уж не чешется, так что -- никуда матрона твоя не денется! Возвращайся, как Путина завалят! Ждём! Сука ты, конечно, а сейчас -- ещё и дурак большой, ибо свойство дурака -- суетиться, срываться в 50 лет и не знать своего места... Но -- не боись, по старым заслугам тебя простят... "Свои". А вот остальные, и я вместе с ними... Есть легенда, тебе хорошо известная, что погибающий в петровских застенках царевич Алексей уже проклял ваш род до энного колена... Ты -- станешь причиной нового проклятия, и неважно, кто его произнесёт -- могу предсказать тебе, что будет так! вполне уж заслужил!..

*****

Ясная Поляна, Путин, юбилей, В.И. Толстой, мысли, Владимир Толстой, интервью

Previous post Next post
Up