Год: 2022.
Жанр: монография.
Автор: Роман Алтухов.
Файлы: PDF, DJVU.
Электронное оглавление: есть (в файле PDF).
836 стр., иллюстрации.
________________________________
СКАЧАТЬ:
PDF :
http://leo-tolstoy.ucoz.ru/ISSLEDOVANIYA/altukhov_r-car_lev_protiv_carja_goloda.pdf DJVU :
http://leo-tolstoy.ucoz.ru/ISSLEDOVANIYA/altukhov-r-car-lev-protiv-carja-goloda.djvu ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Поддержать Автора:
Яндекс-Кошелёк (ЮMoney):
https://yoomoney.ru/to/410015015181049Сбер-Банк, карта №: 639002669014536705 (ROMAN ALTUKHOV)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~`
АННОТАЦИЯ
Автором произведена весьма скрупулёзная реконструкция благотворительной деятельности Льва Николаевича Толстого и членов его семьи в неурожайные и голодные 1891 - 1893 гг. в контексте как внешне-событийном, так и духовной биографии Л. Н. Толстого. Особое внимание Роман Алтухов обращает на христианские религиозные выводы о коренных причинах нищеты, болезней и голода в российских сёлах и деревнях, сделанные писателем и публицистом на основе личного опыта и наблюдений.
__________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово Автора
К истории и историографии голода в России 1891 - 93 гг.
Предыстория Первая, или САМАРСКАЯ ГОЛОДНАЯ УГРОЗА. Годы 1871 - 1873
Предыстория Вторая, Московская, или ДОМ ТВОЙ ТАМ, ГДЕ ТЫ БЛИЖЕ К БОГУ
Глава Вступительная. ВЕЛИКИЕ ИМПЕРСКИЕ ГРАБЛИ, или Попаданцы в историю
Предыстория Третья, Эпистолярная. «НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ И НЕ НАКОРМИТЬ» (Эпизод из переписки Л.Н. Толстого и Н.С. Лескова)
Глава Первая. САМОМУ И ЛЮБИТЬ, И КОРМИТЬ! (Прелюдия Яснополянская. Июнь - октябрь 1891 г.)
Прибавление к Главе Первой
Глава Вторая. ЖИВЫМИ В РУКИ НЕ ДАДИМСЯ! (23 октября - 28 ноября 1891 г.)
2. 1. Великий шаг из Ясной Поляны
2. 2. Начало служения в Бегичевке и в Москве
Прибавление к Главе Второй
Глава Третья. КАК СТАТЬ ДУХОВНЫМ ЦАРЁМ (Ноябрь 1891 г.)
3. 1. Благая инициатива Софьи Андреевны Толстой
3. 2. «Страшный вопрос». Хлеб и деньги!
3. 3. Упряжка становится тяжельше
3. 4. Недрёманное око
3. 5. Напряжение доброты
3. 6. Силы зла не дремлют. Гибель друга. Привал
Прибавления к третьей главе
Глава Четвёртая. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ БЛЕВОТИНЫ, или ОДИНОЧЕСТВО ЦАРЯ НА ДУХОВНОЙ ВЕРШИНЕ ЖИЗНИ
(11 - 26 декабря 1891 г.)
4. 1. Московские будни Духовного Царя России
4. 2. ...И будни бегичевские
4. 3. Лев младший хочет сделать как папа, только еще лучше
Глава Пятая. ДУХОВНЫЙ ЦАРЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ
(Январь - март 1892 г.)
5. 1. Солнечные веретенца под январским свинцом (Начало 1892 г.)
5. 2. Реакция «русского мира» на христианское служение Толстого
5. 3. Собаки лают на гуманитарный караван
5. 4. И ещё кое-что о русской «благодарности» Толстым
Прибавление к Главе Пятой
Глава Шестая. ВОПРОС НЕ ПОЛИТИКИ, А ГУМАННОСТИ
(Помощь России зарубежных благотворителей в к. 1891 - 1892 гг.)
6. 1. «Общество друзей» из страны врагов
6. 2. «Общество американских друзей русской свободы»
6. 3. Всенародное дело
6. 4. Добрая американская фея семейства Толстых, Изабел Флоренс Хэпгуд
6. 5. Голоса любви из Скандинавии
Прибавления к Главе Шестой
Глава Седьмая. ЦАРЬ ЛЕВ В СИЛЕ И СЛАВЕ СВОИХ (13 апреля - 16 мая 1892 г.)
Предисловие к Главе Седьмой
[ Весной 1892 г. в Бегичевке ]
Глава Восьмая. ТАК УСТАЛИ ОБА, А ДО КОНЦА ДАЛЕКО (Лето 1892 г.)
8. 1. Снова в Бегичевке. Лето 1892 г.
8. 2. На приспущенных парусах (14-29 июля 1892 г.)
Прибавления к Главе Восьмой
Глава Девятая. ГОЛОД, ЭПИДЕМИИ И УСТАЛОСТЬ (21 октября - 21 ноября 1892 г.)
9.1. Пир во время чумы. (Предыстория)
9.2. В Ясной Поляне и в Москве осенью 1892-го
Глава Десятая, Заключительная.
УТОМЛЁННОЕ СВЕТИЛО (30 января - 6 ноября 1893 г.)
Вступительный очерк
10.1. Нет времени быть счастливыми (30 января - 25 февраля 1893г.)
10.2. Девать дней тревожного лета (11 -19 июля 1893г.)
Прибавление к Главе Десятой
ИЗ 1898 ГОДА. Послестория
Прибавление к Послестории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_________________
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
Благотворительность подобна тому, что бы сделал человек,
который, иссушив сочные луга водосточными канавами,
потом поливал бы эти луга в тех местах,
где они представлялись бы особенно сухими.
У народа отберут то, что ему нужно,
и тем лишат его возможности кормиться своим трудом,
а потом стараются поддержать его слабых,
распределяя между ними часть того, что у него отобрано.
(Дневник. 17 марта 1907 г.)
Не загадывайте о будущем, что нужно будет, то и делайте.
Жизнь вам сама скажет. Ведь нет христианского дела,
а есть только христианское отношение к делу.
(Вера Величкина. У Л.Н. Толстого в голодный 1892 год)
Счастливые периоды моей жизни были только те,
когда я всю жизнь отдавал на служение людям.
Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь.
(Дневник. 8 апреля 1901 г.)
___
В одном из томов обширного издания «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии» главу, посвящённую деятельности Толстого в 1891 - 1893 гг. в связи с постигшим Россию неурожаем, советский исследователь, биограф Лидия Дмитриевна Опульская (1925 - 2003) открывает следующей цитатой из наставительного письма от октября 1889 года Льва Николаевича к Ольге Спенглер, молодой дочери духовно близкого ему человека, одного из первых толстовцев, Николая Лукича Озмидова, вышедшей в январе 1887 г. замуж за сельского учителя Фёдора Эдуардовича Спенглера, тоже толстовца и товарища Владимира Григорьевича Черткова, приближённого друга Толстого:
«У меня теперь сделалось вот что: прежде, бывало, хотелось совершить подвиг - удивить и людей, и Бога даже, и себя даже, всё натуживался, всё придумывал, как бы чем бы пожертвовать, а теперь боишься подвигов, блеска, треска, сторонишься от всего такого; а только как-нибудь, как-нибудь потихоньку, не слишком скверно, чтобы стыдно не было слишком перед Богом или перед совестью, прожить эти годочки, которые остались» (64, 316).
В связи с этим отрывком Лидия Дмитриевна прибегает к характеристическому противопоставлению, как будто возражая главной персоналии своей биографической книги:
«В голодный 1891/92 год Толстой совершил подвиг и чувствовал себя, как некогда в осаждённом Севастополе» (Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии. 1886 - 1892. М., 1979. [Далее: Материалы… 1886 - 1892]. С. 234).
Это противопоставление не до конца корректно - даже несмотря на точную биографическую подробность: Толстой и некоторые его помощники, служившие прежде в военной службе, действительно, не раз почувствовали себя в 1891 - 93 гг., находясь среди страдальцев от голода и эпидемий, словно в бою - в сражении со смертью за жизнь. Но всё-таки это была не та же деятельность служения молодого Толстого царю и государству, что в годы его военной службы и на фронте Крымской войны!
Приходится сразиться и с ложью за правду - с вкравшимся в точку зрения советского толстоведа следствием влияния её атеистического и светски-гуманистического окружения. Если бы писавший предыдущие тома «Материалов к биографии» Толстого близкий его друг, секретарь и, главное, религиозный во Христе единомышленник Николай Николаевич Гусев (1882 - 1967) успел довести своё повествование до 1891 - 1892 гг., мы не встретили бы такого противопоставления в его тексте. Потому что для христианского сознания «подвиг» - не то же, что для церковного обрядовера и идолопоклонника, для светского гуманиста, для атеиста, для государственного и военного патриота… Для самого Толстого или, скажем, для «генерала в толстовстве» Владимира Григорьевича Черткова (1854 - 1936), толстовца № 1 (не по времени, а по значению для Льва Николаевича), подвигом было, например, мученичество сельского учителя Евдокима Никитича Дрожжина (1866 - 1894), лишённого должности учителя по ничтожному доносу, призванного в связи с этим на военную службу, отказавшегося принимать присягу и брать в руки оружие, мучимого в 1892 - 1894 гг. садистами в погонах в Воронежском дисциплинарном батальоне и, наконец, «нечаянно» доведённого, без одежды на морозе, до тяжёлого заболевания, а вскоре и смерти, при пересылке в гражданскую тюрьму. Тихое мученичество матерей в разорённых войнами странах было Толстому ближе, дороже, нежели все «подвиги» взаимной грызни и взаимного уничтожения их отцов, сыновей и мужей в их безумных, никчемушных во все времена военных драках.
Мирный труд, даже самый домашний, женский, презренный в лжехристианском мире труд во славу Божию, а не свою, в смирении и страхе Божием (то есть в страхе согрешить, навредить вместо добра), с жертвою своими силами, временем, любыми материальными ресурсами, а часто здоровьем и жизнью - вот чтó было для Толстого-христианина свидетельством подвига повседневного, истинного служения единому, всехнему нашему Отечеству - Божьему миру, живой планете Земля. Именно о таком подвиге пишет Лев Николаевич в более раннем, нежели цитированное Л.Д. Опульской, письме к супругам Спенглер, от 24 января 1887 г.:
«Никто из нас не призван к тому, чтобы уничтожить все страдания людей, а на то только, чтобы служить им. Всегда спрашивают: Зачем зло? Что такое зло? То, что мы называем злом, это вызов нам, требования, предъявленные к нашей деятельной любви. И тот человек, который будет отвечать на эти требования любовью деятельною, увидит ровно столько зла, сколько ему нужно, чтобы вызвать его к деятельности. Так я теперь в 60 лет думаю и чувствую, но ещё недавно я видел очень много зла и негодовал, и отчаивался, и потому не упрекаю вас, но советую вам тот рецепт, который мне помог: как только видишь зло, хоть самое маленькое - пытаться исправить, уменьшить его. Тогда никогда не увидишь много зла сразу и не придёшь в отчаяние, и руки не опустятся, и сделаешь больше» (64, 7).
Это та самая деятельность, которую афористически описывает обожаемая Львом Николаевичем древняя и знаменитая пословица: «Делай сам то, что должен, а там пусть всё будет так, как будет».
Вот почему в письме Л.Н. Толстого от 17 октября 1889 г. к Ольге Спенглер нет того противоречия с деятельностью помощи голодающим Л.Н. Толстого в 1891 - 1893 гг., которое представилось Л.Д. Опульской. Жить в воле Отца и Хозяина Жизни можно и довольно активно, не фарисейски и не монашески, а именно христиански в миру. Для большинства людей это значит, как минимум: лично с юных лет жить так, чтобы не посрамить перед Богом прожитого и своей старости. Иногда это подразумевает и общественный, и гражданский активизм - в случаях, когда греховно, преступно даже простое бездействие!
В том же письме к Спенглер Толстой добавляет:
«Выгода главная та, что для совершения подвигов другие люди могут мешать, и всегда есть такие мешающие люди, а для того, чтобы как-нибудь прожить не постыдно только, ничто не мешает» (Там же. С. 317). Речь о стыде перед Высшей, Божьей правдой, а отнюдь не о стыде общественном. В сложных реалиях исповедничества и подвижничества Льва Николаевича Толстого в голодную годину ему предстояло, конечно, встретить и помехи от людей внешних, не разделявших его чистого, евангельского, христианского религиозного понимания жизни. Но зато встречены были им и многие помощники - со многими из которых на этих страницах ждёт встреча и читателя.
Супруги Спенглер, без сомнения, не забыли наставлений старшего спутника в последовании Христу. К несчастью, сведения о позднейших годах жизни Ольги Николаевны затерялись, но о супруге её, Фёдоре Эдуардовиче, известно, что он служил на желез-ной дороге в Харькове и погиб в 1908 г. от брюшного тифа, которым заразился, ухаживая за больными железнодорожниками в больнице (Гриценко Е.П. Спенглер Фёдор Эдуардович // Лев Толстой и его современники. Энциклопедия. Вып. 3. Тула, 2016. С. 522).
Такие подвиги часто забывает и не ценит лжехристианский мир - предпочитая им гнусную, но эпатирующую многих и импонирующую рабам и жертвам мирской лжи деятельность политиков, поэтов, любовников, полководцев, военных «героев»…
11 декабря Антон Павлович Чехов, познакомившись с только что опубликованной в сборнике «Помощь голодающим», изданном «Московскими ведомостями», статьёй Льва Николаевича Толстого «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», поделился в письме к издателю, публицисту и литературному критику Алексею Сергеевичу Суворину следующими мыслями и эмоциями по поводу этой статьи: «Толстой-то, Толстой! Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер. В “Сборник” он дал статью насчёт столовых, и вся эта статья состоит из советов и практических указаний, до такой степени дельных, простых и разумных, что, по выражению редактора “Русских ведомостей” Соболевского, статья эта должна быть напечатана не в “Сборнике”, а в “Правительственном вестнике”» (Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. Т. 4. М., 1976. С. 322 - 323).
Широко известна уже позднейшая, от 29 мая 1901 г., дневниковая запись самого Алексея Сергеевича Суворина о Толстом как одном из двух царей в России:
«Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии. […] Попробуй кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост. […] Герцен громил из Лондона. Толстой громит в Лондоне из Ясной Поляны и Москвы, в России, при помощи литографий, которые продаются по 20 копеек.
Новое время настаёт, и оно себя покажет. Оно уже себя показывает тем, что правительство совершенно спуталось и не знает, что начать. “Не то ложиться спать, не то вставать”. Но долго ли протянется эта безурядица? Хоть умереть с этим убеждением, что произвол подточен и совсем не надо бури, чтоб он повалился. Обыкновенный ветер его повалит» (Дневник А. С. Суворина. М. - Пг. 1923. С. 263).
Но раньше Чехова и раньше Суворина этого высочайшего титула удостоил Толстого Н. Я. Грот, назвавший Льва Николаевича в письме к нему “на голод”, в Бегичевку, от 21 ноября 1891 г. «духовным царём», на которого возлагаются все надежды лучших людей России в трудную её годину (Материалы... 1889 - 1892. С. 251 - 252).
Да, возлагались надежды. И да - лучших! Но, в массе своей, не понимавших Толстого-христианина. Не близких по вере. Тот же Чехов, с его материализмом и атеизмом, имел в виду, взирая с позиций светского гуманизма, не более чем пресловутое общественное благо от деятельности толстовского «министерства добра» в Бегичевке, и вряд ли имел в виду то же, что имел в виду, как важнейший стимул, сам Лев Николаевич Толстой, как в своей широкоизвестной эпопее помощи голодавшим крестьянам в 1891 - 1893 гг., так и позднее: именно христианское религиозное служение бедствующим, служение добрыми делами и словами, с жертвою своими временем, силами, трудом, иногда и жизнью, а никак не деньгами, и даже не одним только хлебом.
Царь проживает жизнь в своём царстве, со всеми поддаными своими - от доверенного советника, до последнего солдата и пастушки, но никогда Царь не откупится от их бед и проблем «благотворительными» подачками!
И по сей день Россия любит царей и «вождей» палачей, убийц - «мужей силы». Любит и богатых «благотворителей» посредством денег, исторических и современных. И - замалчивает, либо говорит очень мало, о подвижничестве в миру истинных духовных царей.
Именно об таком, истинном - тихом, в христианских трудах и в смирении - подвиге Льва Николаевича Толстого с духовными его учениками и сочувствующими, близкими и не очень, расскажет наша небольшая, но многополезная и чудоувлекательная книга.
ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!
РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ!
Роман Алтухов
__________________