Авантюра соловьиного края. Поезд №563/564 Москва - Анапа

Jul 13, 2017 01:14

После успешной поездки в Курскую область в мае нынешнего года я решил, что спустя полтора месяца повторю поездку. И даже заранее назначил даты - 8 и 9 июля. И основным поводом очередной поездки стало вовсе не увеличение транзитного грузового движения. Нет, это конечно тоже повод, но в данном случае речь о другом. А именно - появление на линии летнего поезда №563/564 Москва - Анапа. И если привычные поезда №083/084 и 109/110 курсируют круглый год, то этот поезд назначался на июль-август 2017 года. Полтора месяца пролетели незаметно, и вот в ночь с 7 на 8 июля я выехал в Щигровский район Курской области для съемки первого рейса данного поезда.


Вообще я эту поездку планировал совершить не один, но так получилось что человек с которым я хотел поехать занял эти дни другой поездкой (хотя о датах поездки я говорил, и заранее приглашал). Быть может данная тема просто не заинтересовала. Но не будем строго судить - каждый волен поступать как ему хочется. Таким образом я поехал один, и на этот раз воспользовался пассажирским поездом 109/110 Москва - Анапа чтобы прямиком попасть на линию и заснять первый рейс пассажирского поезда.
Проснулся я от того, что вагон вздрогнул от жесткой прицепки локомотива. За окном был Курск. До прибытия в Щигры оставалось чуть больше часа, решил ещё немного покемарить. Открыв глаза через некоторое время я увидел проносящиеся за окном просторы Курской области - поезд следовал по линии Курск - Воронеж.
Умывшись, почистив зубы и сдав бельё проводнице я уселся на нижней боковой полке. После станции Отрешково начались кривые участки, на которых хотел увидеть из окна тянувший поезд тепловоз ТЭП70БС. Вот и кривая, и...Тут я видел что в голове поезда не привычный для этих краёв ТЭП70БС, а обычный оранжевый ТЭП70. Это было довольно неожиданно, ведь пассажирские проезда на этой линии водят почти исключительно ТЭП70БС, разве только поезда №359/360 Калининград - Адлер - Калининград и № 467/468 Смоленск - Адлер - Смоленск в голове которых можно встретить обычный ТЭП70. Естественно я решил по прибытии в Щигры пробежать в голову поезда и заснять этот тепловоз, но успею ли? Стоянка всего 2 минуты, а я еду в 4 вагоне с хвоста поезда.
В Щигры поезд прибыл на 1 минуту раньше. Выскочив из поезда я бросился вперёд. Пробежав мимо тепловоза перебегаю пути. Тепловоз загудел, поезд отправился. Быстро достаю фотоаппарат и делаю первый кадр.


Тепловоз ТЭП70-0280 в голове пассажирского поезда №110 Москва - Анапа отправляется от станции Щигры.
Первый кадр и такая удача! Хотя спустя 2 дня из-за поломки одного из тепловозов этот поезд тащил вообще 2ТЭ116, но это уже другая история. Тепловоз ТЭП70-0280 был построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1991 году. С завода поступил в ТЧ Волгоград где работал 20 лет. В момент передачи в 2011 году в ТЧ Елец Ю-Вост ж.д. этот тепловоз имел окраску под фирменный поезд "Волгоград". После передачи в Елец этот тепловоз ещё несколько лет ходил в фирменном окрасе, пока после ремонта в 2014 году на Воронежском ТРЗ ему не вернули родные оранжевые цвета.


Провожаю пассажирский поезд взглядом. Данный поезд, как я уже неоднократно писал, единственный поезд имеющий тарифные остановки на станциях Щигры, Черемисиново, Кшень. Спрос на данный поезд у местных жителей есть: я не считал, но помимо меня на станции Щигры вышло не менее 20 человек, были и те, кто совершил посадку.


Набирая скорость поезд помчался дальше по просторам соловьиного края и вскоре скрылся за поворотом. Очередная авантюрная вылазка началась. И начнём её с фото станции Щигры.


Станция Щигры. Станция расположена на территории одноимённого города являясь одной из двух станций города и главным ж.д. вокзалом. Станция состоит из 4 путей, есть подъездные пути к местным предприятиям, а также к ПЧ-27. Во времена СССР путей на станции было больше, велась активная грузовая работа, через станцию следовало большое количество грузовых поездов. В 90-е годы в связи со спадом грузового движения часть путей была демонтирована. Тем не менее небольшая грузовая работа ведётся по станции и по сей день.


А мы начинаем нашу прогулку к знакомым местам вблизи станции Удобрительная. Заранее говорю, что вылазка получилась один к одному как и последняя: те же места, ракурсы, точки съёмки. Так что не обессудьте. Кто-то не любит повторяться, но в данном случае я был не против ещё поснимать на проверенных местах. Мне интересно, мне нравится - остальное не важно.


В конце 60-го километра я остановился чтобы сфотографировать вид на город и его главную достопримечательность - Свято-Троицкий собор.


Свято-Троицкий собор является кафедральным собором Щигровской епархии РПЦ образованной в 2012 году путём выделения из Курской епархии. Сам собор был построен в период 1796-1801 годах, тогда это был самый обычный храм с одним куполом. Позднее храм был перестроен приняв современный облик. После революции 1917 года храм был закрыт, кресты были сняты. Однако если большинство храмов было возвращено верующим лишь на границе 80-х и 90-х годов XX века, то Свято-Троицкий собор вернули верующим после окончания Великой Отечественной войны, с 1947 года возобновились богослужения. В годы войны храм серьёзно пострадал, и не был полностью восстановлен. Восстановления затянулось на долгие годы, и лишь в 2007 году храм вновь обрёл купола разрушенные много лет назад.


Вид на нечётный входной светофор станции Щигры. Вскоре после съемки данного кадра блокировку переключили и на входном светофоре загорелись два жёлтых сигнала.


Элеваторы Щигровского комбината хлебопродуктов. Это крупнейшее предприятие города Щигры основано более 100 лет назад. Предприятие ведёт свою историю с 1914 года когда на его месте был построен крупозавод. Предприятие развивалось в 70-х года были построены элеваторы и комбикормовый завод. В 90-е годы предприятие переживало не лучшие времена, но в середине 2000-х годов начался новый этап жизни предприятия. Был произведён ремонт, расчищена заросшая железная дорога. Сегодня это крупнейшее предприятие Курской области по производству комбикорма. В нынешнем году на территории комбината ведётся строительство новых зернохралилищ.


Железная дорога поворачивает налево, впереди виден переезд с автодорогой ведущей в том числе и к данному предприятию. Виден километражный столб извещающий о начале 62-го километра линии Курск - Воронеж.


Единственная пара проходных светофоров на перегоне. Протяжённость перегона Щигры - Удобрительная составляет менее 5 километров, данными светофорами он разделён на два блок-участка.


Вид на проходные светофоры в направлении станции Щигры


Территория Щигровского комбината хлебопродуктов. Если в прошлую поездку подъездные пути КХП пустовали, то на этот раз территория была заставлена вагонами. Виден и работающий на территории маневровый тепловоз ТГМ4Л-2928.


Конец 62-го - начало 63 го километра, вид в направлении Щигров. На территории КХП идёт активное строительство новых емкостей для хранения зерна.


Впереди показался входной светофор станции Удобрительная.


На территории станции Удобрительная. Эта станция неоднократно являлась начальной и конечной точкой моих вылазок на линию Курск - Воронеж, но на этот раз вылазка началась на станции Щигры.


А погода несколько ухудшилась: если часом ранее в почти безоблачном небе светило солнце, то сейчас налетели тучи, солнце лишь на мгновения выглядывало сквозь просветы освещая окрестности.
До прохода пассажирского поезда №564 оставался примерно час. Так как ближайший поезд ожидался со стороны Касторной, т.е. шёл в контровом свете, то о его съемки не было и речи. Да и вылазка только начинается, впереди ещё много кадров. А вот перекусить не помешало бы, в поезде я даже позавтракать не успел.
Закончив завтрак я покинул станцию Удобрительная направившись к пригорку недалеко от железнодорожного переезда.


Вновь выглянуло солнце. Через пару минут послышался информатор: "Внимание поезд! Нечётный!" Вдали был чётко слышен нарастающий перестук грузовых вагонов.


Пара минут, и вот мимо меня проносится тепловоз 3ТЭ10МК-1199 с составом из полувагонов. До недавнего времени вопрос оставался открытым - откуда идут данные грузовые. Проанализировав ряд фактов я пришёл к выводу, что вагоны эти грузовые на восток идут с Михайловского ГОКа, а вот куда дальше - вопрос остался без ответа.


Грузовой промчался мимо, а впереди уже показался железнодорожный переезд на окраине города и моя любимая точка для съемки, собственно говоря с ней я и собирался заснять пассажирский поезд, который кстати уже 40 минут как отправился со станции Курск и скоро будет здесь.


Только вот рассчитывал я на солнечную погоду, а в результате небо затянули тучи - это совсем не то, на что я рассчитывал.


Вот такой должно было выглядеть освещение в момент прохода поезда, но солнце спустя несколько минут скрылось в облаках. А на входном светофоре станции Удобрительная горели два жёлтых - на боковой путь принимался поезд под скрещение, только вот какой? Грузовой уже проехал, может быть сейчас будет вывозной, но в Охочевке я как раз видел вывозной под 2М62У-0095 пропускавший поезд на котором я ехал в эти края.


Но спустя 10 минут раздался гудок и со стороны станции Черемисиново показался тепловоз. Солнце было надежно закрыто тучами, но в данном случае это сыграло на руку, иначе бы пришлось снимать чисто против света.


Тепловоз ЗТЭ10МК-3065 в голове грузового поезда следует по перегону Черемисиново - Удобрительная на Курск. В составе были полувагоны, хопперы-зерновозы и несколько крытых вагонов, судя по всему это всё-таки местная сборка.
Грузовой поезд прибыл на станцию Удобрительная. Через пару минут блокировку переключили на Касторную. Солнечного кадры мне явно не видать, но сам факт - первый рейс поезда №563/564 будет заснят. Через несколько минут голос информатора станции Удобрительная известил о приближении чётного поезда.


Через мгновение раздался гудок и на горизонте показался пассажирский поезд с тепловозом ТЭП70БС в голове.


Обычно скорые поезда преодолевают расстояние от станции Курск до станции Удобрительная за час, но данный поезд был обычным пассажирским, а потому и ехал более медленно. Навожу фотоаппарат и делаю первые кадры данного поезда.


Тепловоз ТЭП70БС-210 в голове пассажирского поезда №564 Москва - Анапа, перегон Удобрительная - Черемисиново. Несмотря на отсутствие солнца кадр вышел неплохим, первый рейс данного пассажирского поезда был заснят.


Вот так, теперь здесь утром можно заснять сразу три пассажирских поезда №084, 110 и 563. Что касается обратных поездов, то это как и раньше поезд №109 Анапа - Москва и №083 Адлер - Москва. Что касается поезда №563, то первый обратный рейс будет лишь 11 июля, и, увы, заснять его невозможно так как участок Касторная - Курск он преодолевает ночью с прибытием в Курск в 02.55.


Едва на проходном светофоре загорелся зелёный сигнал, как со станции Удобрительная послышался гудок. Это был рельсовый автобус РА1, который следовал по пятам за пассажирским поездом ввиду его небольшой скорости. Возвращаюсь на пригорок.


Рельсовый автобус РА1-0061 сообщением Курск - Кшень.
Пригородный умчался, наступило затишье. В общем-то можно менять позицию, но я решил заснять ещё и грузовой поезд со стороны Курска. Правда его надо ещё дождаться но куда спешить. Спустившись вниз я решил немного прогуляться. Солнце на мгновения выглядывало сквозь облака, то также быстро и скрывалось. Погода стала ветреной, но тем не менее было не холодно, признаки дождя также отсутствовали. Прогуливаясь я наткнутся на большую поляну на которой росла лесная клубника.


Правда в большинстве своём ягоды ещё не дозрели, но тем не менее я нашёл несколько кустиков с более-менее созревшими ягодами.
Проведя порядка 30 минут на земляничной поляне и нарвав спелых ягод я вернулся обратно на пригорок. И в этот момент послышался голос информатора станции Удобрительная: "Внимание поезд! Чётный!" Отлично, скоро будет поезд из Курска - явно грузовой. Прошло несколько минут. Информатор продолжал предупреждать от чётном поезде, но на горизонте ничего не было видно. Наконец спустя 4 минуты вдали показался огонёк прожектора, который спустя минуту погас. Это ещё что?


Немного сместившись сделал несколько кадров увеличив которые я заметил на станции тепловоз 2М62У. А-а, всё понятно, тепловоз 2М62У привёз очередные вагоны для Щигровского КХП. ТГМ4Л сейчас наверняка уже едет на станцию Удобрительная чтобы забрать часть вагона на КХП, после этого "Машка" отправится дальше.
Процесс отцепки и маневровых работ занял порядка часа, по прошествии которых вновь раздался голос информатора.


И тепловоз 2М62У оправился в дальнейший путь везя за собой несколько зерновозов, скорее всего на Кшенское ХПП.


Тепловоз 2М62-0095 с зерновозами следует по перегону Удобрительная - Черемисиново. После передачи данного тепловоза в ТЧЭ-29 Курск-Сортировочный поймать в этих краях вывозной под обычным М62 стало довольно сложно, вывозную работу теперь выполняет этот тепловоз. И ладно бы он был в зелёной окраске, но он окрашен в корпоративные цвета выгоревшие на солнце.
После съемки данного поезда я направился было в направлении станции Черемисиново, как спустя пару минут информатор вновь сообщил о приближении чётного поезда.


Вдали показался силуэт тепловоза 3ТЭ10МК. Солнечный свет немного осветил окрестности, сквозь облака, хотя освещения было всё-равно недостаточно. Тем не менее очередной грузовой поезд был успешно заснят.


В голове данного грузового поезда был тепловоз 3ТЭ10МК-1348. Грузовой поезд состоял целиком из полувагонов принадлежащих Новой перевозочной компании.


Именно вагонами этой компании осуществляется вывоз руды с Михайловского ГОКа. Раньше почти все грузовые с Михайловского ГОКа следовали на восток через Орёл - Елец, теперь стали активно использовать и участок Курск - Касторная.


Спустя полчаса проходной светофор погас - блокировку переключили на Курск. Знакомая картина, в прошлой поездке была аналогичная картина и спустя некоторое время на Курск проследовал ТЭП70БС резервом. Наверняка и сейчас будет резак, тем более должна быть загонка тепловоза под второй рейс поезда №563/564 Москва - Анапа.


Я поспешил вперёд. Солнце всё чаще и чаще выглядывало сквозь облака, стало заметно теплее, но по июльским меркам погода всё-равно была прохладной.


Вот уже иду в кривой на границе 67-го и 68-го километров линии.


Понимая, что тепловоз может проехать довольно скоро я спешил, но пройдя вдоль кривой и увидев жёлтый сигнал на предвходном светофоре я понял, что можно не спешить, и в ближайшие минуты поезд не ожидается.


А впереди начинался протяжённый прямой участок. Годом ранее я ранним утром прошёл аж до 71-го километра, где и снимал утренние пассажирские поезда. Завтра утром будем также снимать утренние поезда, но это будет завтра.
Поднявшись на выемку я бросил рюкзак на траву. Достав бутылку воды и сделав несколько глотков я сел на траву. Прошло полчаса, час, полтора...На линии сохранялась тишина, предвходной светофор по прежнему горел жёлтым. Голова стала немного тяжелеть и в какое-то мгновение я заснул, но также быстро проснулся.


Разбудил меня жаркий луч солнца. Посмотрев на часы я понял, что проспал аж 40 минут. Поднявшись я осмотрелся - ничего не изменилось.


Но вскоре предвходной светофор загорелся зелёным. До обратного прохода пригородного поезда оставалось чуть больше часа я понадеялся на вывозной, который теоретически мог пройти в этом интервале времени, но увы. Стало понятно, что до обратного прохода пригородного поезда ждать ничего не стоит.


В 17.45 на горизонте показался силуэт рельсового автобуса РА1 который возвращался в Курск.


РА1-0061 сообщением Кшень - Курск.


Сделав кадр вслед уходящему рельсовому автобусу я стал следить за показанием предвходного светофора. Памятуя о том, что в прошлую поездку шёл транзитный грузовой под 2ТЭ25КМ вглядываюсь вперёд. На предвходном светофоре зелёный, значит скоро будет. Но прошло 20 минут, полчаса...И вот на горизонте показался свет прожектора.


А это тепловоз 2М62У возвращается резервом на Курск.


Нет, всё-таки "Машка" в таких бледных цветах смотрится не очень на фоне местной природы. Перекрасили бы её обратно в зелень - совсем другое дело будет.


И этот локомотив я решил заснять вслед. Но больше задерживаться нельзя, скоро будут вечерние пассажирские поезда. Идём обратно! Тем более не исключено, что Анапский опять будет тащить обычный ТЭП70.


Первый пассажирский поезд я решил заснять в этой прямой, а второй уже с переезда. В какой-то момент я подумывал изменить планы и пройти к переезду, но было уже поздно. Послышался перестук из-за поворота показался пассажирский поезд, в голове которого был привычный ТЭП70БС. Техника правда немного подвела, кадр мне не очень понравился, но тем не менее.


Тепловоз ТЭП70БС-123 в голове пассажирского поезда №109 Анапа - Москва. Ну красный ТЭП70БС это всё-таки тоже неплохо. И техника чуток подвела, но будет возможность переснять тепловоз на рассвете следующего дня. Идём к переезду!


Через 15 минут я уже стоял на переезде вблизи станции Удобрительная. За полтора месяца местность немного заросла, но это не помешает. Главное - тёплое вечернее освещение. Облака рассеивались, солнце всё чаще освещало окрестности железной дороги.


Вскоре зазвенел переезд и вдали показался силуэт тепловоза ТЭП70БС. Занимаю позицию и делаю кадр который, пожалуй, оказался лучшим в этот день.


Тепловоз ТЭП70БС-281 в голове пассажирского поезда №083 Адлер - Москва. Прекрасное освещение, симпатичная кривая. Но особенно порадовала локомотивная бригада своим приветствием! Спасибо мужики! Всегда бы так!


Поезд умчался, а вскоре на входном светофоре вновь зажёгся зелёный. Ну всё понятно - сейчас должна сработать нитка грузового поезда. Прошло 10 минут. Очень хотелось перекусить, но перед этим конечно сделать кадр очередного поезда, тем более освещение было идеальным. Время шло, но на линии царила тишина. Но вот, наконец, на переезде зазвенел переезд. Занимаю позицию. Только перестука что-то не слышно, явно едет не грузовой поезд, а что-то другое. Через мгновение на перегоне появился одинокий тепловоз ТЭП70БС.


Тепловоз ТЭП70БС-210 следует резервом по перегону Черемисиново - Удобрительная на Курск. Загонка под пассажирский поезд №564. Совсем забыл про эту нитку, а ведь в самую первую поездку по данной нитке как раз был тепловоз у которого было скрещение с вечерним пригородным по станции Ноздрачёво. Видимо и сейчас будет так.


Перед тем как приступить к ужину я сделал очередной кадр линии. На входном светофоре станции Удобрительная горел красный, на этот раз стало понятно, что со стороны Касторной в ближайшее время поездов не ожидается.


Солнце скрылось за горизонтом, стало потихоньку темнеть. Вскоре блокировку переключили на Касторную. Съемка получилась довольно неплохой, но что делать дальше? Я думал проехать на пригороде в район станции Мармыжи и на следующий день поснимать там. Но будучи неуверенным в этом решении всё-таки остался в Щиграх.


Красивый закат стоял над соловьиным краям. Прославленные певцы уже прекратили концерты, но душевность этих мест всё равно никуда не делась. Вот поэтому я и возвращаюсь сюда вновь и вновь.
Стемнело. Вскоре к станции Удобрительная прибыл пригородный поезд Курск - Касторная, в лице всё того же РА1-0061. В район Мармыжей я так и не уехал, остался в Щиграх. Через 15 минут информатор станции Удобрительная оповестил о чётном поезде. Темноту осветил свет прожектора и мимо помчался грузовой поезд ведомый тепловозом 3ТЭ10МК. А в районе полуночи промчался поезд №468 Смоленск - Адлер ведомый тепловозом ТЭП70, номер к сожалению не успел рассмотреть. Впереди была ночь, а на рассвете - очередная фотосъемка, но об этом в продолжении: http://roman983.livejournal.com/93277.html
Спасибо за внимание!

3ТЭ10М, фотолинии, подвижной состав, ТЭП70БС, рельсовый автобус, 3ТЭ10МК, тепловозы, железная дорога, фото, ТЭП70, 2М62У, РА1, МЖД

Previous post Next post
Up