Октябрь на линии Кустаревка - Вернадовка близ Вернадовки и музей-усадьба В.И. Вернадского

Oct 23, 2024 01:23

Так получается, что последние рассказы в моём блоге чаще всего посвящены двум местам, которые я посещал - Сухиничи и Вернадовка. Сухиничи, конечно, несомненно в лидерах, ибо ближе к Москве и удобней в плане дороги. Но и Вернадовка нравится не меньше, ибо люблю я малодеятельные железные дороги. Хотя я пытался вносить разнообразие - вновь посетил линию Торжок - Ржев - Вязьма, снимал на перегоне где прежде не бывал (так то с линией я знаком). Однако сгонять в Вернадовку вновь хотелось, тем более я познакомился с одним местным машинистом, который меня спрашивал, мол, когда приедешь...Ну раз приглашают, значит надо ехать. Тем более я год назад как раз в эти дни посещал данную линию. И если раньше традиция была ездить март, октябрь, то в последнее время сместилась в май, октябрь. А впрочем - какая разница. Едем!


Вечер, Павелецкий вокзал столицы. Сажусь в купе поезда №093 Москва - Пенза. Был вечер субботы, пассажиров в вагоне почти не было, а потому до самой Вернадовки ехал один. Спалось правда не очень. Не знаю почему, но после очередной телепремьеры ("Свадьба вслепую", 13 выпуск) меня что-то конкретно накрыло...И именно непонятно почему: во-первых, я в этом направлении не новичок, а, во-вторых, я получил большое количества слов поддержки и восхищения, чего вообще не ожидал. Ну без хейта в сети, понятно дело, не обошлось, но я такое даже не читаю, ибо понимаю, что он будет всегда. Как бы там ни было - надо развеятся. Утром 20 октября я вышел на рассвете дня на станции Вернадовка.


Погода с утра выдалась облачной, но это даже лучше, чем ясная - снимем с пригорка около о.п. 120 км.


На станции Вернадовка Куйбышевской ЖД. У первой платформы стоял пригородный поезд Вернадовка - Моршанск с тепловозом ТЭП70БС-273 в голове. Если летом я сразу убегал на перегон дабы заснять пригородный, то сейчас в этом смысла не было - световой день существенно сократился, вокруг было сумеречно.


Пассажирский поезд умчался на Пензу. Стало чуть светлее, но всё-равно снимать при таком освещении не комильфо. Ну если бы ещё минут 20 в запасе не было. Но их не было, уже через 5 минут тепловоз загудел и поезд отправился на Моршанск.


Тепловоз ТЭП70БС-273 в составе пригородного поезда № 6105 Вернадовка - Моршанск отправился со станции Вернадовка. Получилось конечно слишком шумно - для коллекции не очень, но для рассказа пойдёт. Ладно, идём на перегон в сторону Земетчино


Маршрутный светофор "ЧМЗ" станции Вернадовка.


Становилось заметно светлее. Небо было красивым, хотя в прошлогоднюю поездку было заметно красивее.


Выхожу на прямую, впереди уже был виден входной светофор. Вспомнилась мне прошлогодняя поездка, которая, по сути стала для меня экзаменом как фотографа, ибо у меня вышел из стоя автофокус фикса 50 мм, на который я снимаю  90% кадров. Хотя у меня был в запасе КИТ, но тот страдал бэк-фокусом, а потому пришлось снимать с ручной фокусировкой на фикс - и я успешно провёл эту фотосъёмку. В этот раз уже фотик был полумертвый, но, к счастью, в эту поездку обошлось без "сюрпризов".


Выйдя на перегон я зашагал по прямой, по которой предстояло идти почти 6 километров.


Входной светофор "ЧЗ" станции Вернадовка со стороны станции Земетчино.


Вообще я много раз ходил по этому маршруту, и было несколько рассказов, и, казалось, нет смысла в очередной раз выкладывать фотки похожие на прошлогодние. Однако дни не одинаковы, да и осень в этот раз была заметно красивее - точнее не всё везде облетело. Хотя поначалу, глядя на сбросившие листву сосны, я думал, что опять опоздал, но нет.


Предупредительный светофор ПЧЗ, 126-й километр линии Кустарёвка - Вернадовка.


На границе 125/126 километров. Движемся на рассвет. Вообще я бы не отказался, если бы сейчас что-то проехало, но график маневровому изменили, он может вообще из Земетчино на Вернадовку не поехать.


125-й километр линии, вид в направлении Вернадовки.


Вообще, конечно, были у меня мысли выбраться на линию куда-нибудь подальше, хотя это трудно реализовать. Интерес к перегон Земетчино - Морсово есть, но туда попробуй доберись.


124-й километр, на границе Тамбовской и Пензенской областей. Времена меняются - уже не встретить тут ТЭМ2, пригородные водят ТЭП70БС, хотя первый раз в 2020 году я поехал сюда именно из-за пригородного под ТЭМ2, и тогда повезло словить синий ТЭМ2-6663, и более он мне не попадался.


На границе 124/123 км, и Здесь уже более были заметны оттенки золотой осени.


Вид в направлении Вернадовки, конец 123-го километра.


Вдали уже показалось место, с которого я любил снимать поезда, правда на деле снял там поезда только 2 раза.


122-й километр.


На пригорок решил не подниматься, благо время и без этого поджимало - надо поспешить. Но обратил внимание, что трава на этом месте выгорела, да и вообще местами сухая трава и кусты выгорели.


Вышел на открытый участок на 122-м километре.


121-й километр.


Вид в сторону Земетчино, впереди мост через реку Раевка, далее железная дорога поворачивала налево. Осталось пройти чуть менее километра, до места успеваю, но всё-таки желательно прийти с запасом, ибо неизвестно насколько сильно выросли кусты вдоль путей.


Идя вдоль кривой я несколько расстроился увидев, что деревья впереди были без листвы, но, немного приглядевшись, понял, что поспешил с выводами.


Возле о.п. 120 км. Никаких следов платформы, как я уже рассказывал в прошлых постах, на местности нет, равно как и пассажиров - удивляюсь, что остановку до сих пор не ликвидировали.


Вид в кривую, осенние просторы Башмаковского района Пензенской области. Но надо поспешить, всё-таки времени осталось немного.


Желтая листва чуток опала, но, к счастью, не вся...Кустарники тоже особо не выросли, а потому я достаточно быстро сломал те кусты, которые мешали. Правда когда ломал последние уже раздался гудок тепловоза, но я понимал, что поезд едет не быстро (скорость не более 40 км/ч), а потому не суетился. Вот раздался перестук, поднимаюсь на пригорок, и через несколько секунд из-за пригорка показался тепловоз с пассажирским вагоном пригородного поезда.


Тепловоз ТЭП70БС-295 в голове пригородного поезда № 6134 Морсово - Пачелма, перегон Земетчино - Вернадовка Куйбышевская ЖД. Первый осенний кадр с этой точки, вдобавок проследовал тепловоз, который ранее мне ни разу не попадался.


Тепловоз ненадолго притормозил у о.п. 120 км, после чего загудел и продолжил свой путь на Пачелму. Я спустился вниз, и направился назад. Получил сообщение от знакомого с предложением, мол, езжай до Морсово, там на станции пофоткаешь, ребята у нас нормальные, насчёт съёмки возражать не будут, тем более на станции, а в Земетчино пересечёмся. Ладно, надо подумать..


Вернулся к километровому столбу, немного постоял, после чего направился назад к Вернадовке.


На всякий случай уточнил по поводу вывоза под ТЭМкой из Земетчино, спустя время получил ответ: "Не поедет, на станции работы много". Ладно, тогда идём на главный ход.


Идя в окружении золотой осени обдумывал как поступить дальше...На всякий случай спросил за главный ход, а там посмотрим


У предупредительного светофора. Погода хоть и пасмурная, но была теплее чем я предполагал. Я в этот раз даже слишком утеплился, пришлось куртку расстегнуть.


Тут с главного хода послышался шум. Блин, опоздал...Однако грохота не было, судя по всему что-то резервом проследовало (как позже выяснилось - это была сплотка тепловозов).


Вышел к входному светофору "ЧЗ".


Пройдя вдоль кривой я решил пройти к входному на главном ходу. Подошёл - светофор красный. Ладно, подождём. Отправился на перегон Вернадовка - Фитингоф, правда до переезда не дошёл, остался в кривой чтобы наблюдать за показаниями входного светофора. Спустя полчаса получаю информацию, что до обратного пригородного на Морсово, похоже, ничего не поедет. Ну тогда и с противоположной стороны. Мда...Ну и что будем делать? И тут я вспомнил, что здесь, в Вернадовке, находится музей-усадьба известного учёного и мыслителя В.И. Вернадского. Заглянуть в усадьбу я хотел, но не хотелось и на жд ничего упустить. И так 4 года. Но сейчас, когда есть информация, о том, что поездов не будет - вот возможность. Идём в усадьбу, благо до неё рукой подать


Я дошёл до станции Вернадовка, свернул в посёлок и спустя 15-20 минут был уже на территории усадьбы.


Тропа к дому-музею В.И. Вернадского.


Сразу скажу, что часть большинство фото сделал на смартфон, ибо широкоугольного объектива не было, но тем не менее


На территории усадьбы находятся два пруда, как мне рассказали из одного даже делали забор воды для заправки паровозов на станции Вернадовка, было это ещё при жизни В.И. Вернадского.


А вот и сам дом и бюст В.И Вернадского (1863-1945). Сам посёлок Вернадовка и станция названы именно в честь Вернадских - это было их родовое имение. В семье отца учёного были 2 дочери и сын Володя - будущий известный учёный и общественный деятель. Владимир Иванович получил это имение в наследство от отца в 1886 году. Было выстроено поместье, дом в котором учёный проводил лето.


Цветы перед домом.
Я подошёл к дому, дернул ручку - закрыто. Тут ко мне подошёл мужчина (как выяснилось - зав. музеем). Состоялся разговор:
- Вы в музей хотите?
- Да. Сколько билет стоит?
- Ну если посмотреть, то 100 рублей, а если с экскурсией, то подороже.
- Подороже это сколько?
- 240 рублей.
- Ну это вполне нормально. Беру экскурсию.
- Заходите, раздевайтесь.
Мы прошли внутрь. Заведующий музеем выдал билеты и сам начал экскурсию. Снимал я не всё, но тем не менее.


Макет поместья Вернадских. Таким оно было во времена владения В.И. Вернадского. Дом, кстати. был построен не без участия Владимира Ивановича, который сам разработал часть проекта этого дома. Правда то, что мы видим сейчас - не совсем тот дом. Всё дело в том, что после смерти учёного дом поместье пришло в запустение, и через некоторое время был разобран местными, вещи и всё содержимое дома вывезли в Тамбов, где хранили в краеведческом музее. И только в 2003 году началось восстановление дома В.И. Вернадского по чертежам и фотографиям. В 2005 году музей был открыт, а Тамбовский краеведческий музей предоставил личные вещи и экспонаты, которые в своё время вывезли в связи с разборкой дома, а потому музей-усадьба является филиалом Тамбовского краведческого музея.


Гостиная. Здесь мы видим картины, мебель самовар.


Также здесь находится пианино, и прочие старинные предметы мебели.


В соседнем помещение также много старинной мебели - здесь Владимир Иванович работал.


Владимир Иванович - был учёным в области геологии, биологии, минералогии, кристаллографии,....Перед нами - коллекция сибирских минералов.


Ну а за этим столом учёный принимал посетителей.


Также тут собраны предметы и личные вещи Владимира Ивановича которые он брал с собой в поездки, научная деятельность была связана с многочисленными путешествиями, открытиями..


Ещё немного интерьеров


И ещё одна коллекция минералов.


Старинные часы с кукушкой.
Музейных помещений в доме всего 4, также есть библиотека. А на втором этаже банально сделали конференцзал, но там уже ничего исторического нет. Экскурсия прошла быстро, после чего зав. музея спросил из какого я города и вписал меня в список посетителей за этот день. Рассказал, что исторически сохранились только пруды и липовая аллея, а дом восстановлен. Также посоветовал посетить музей в Моршанска, сказал, что там есть древние подлинные иконы XII веков, а также древние резные иконы, статуи...Спасибо, взял на заметку.


Я покинул музей, и вышел на липовую аллею, где любил гулять учёный. Немного погуляв отправился назад на станцию Вернадовка.


На станции Вернадовка. Деревянный вокзал который можно найти на старых фото сгорел, на его месте был построен новый. Сохранилась лишь старая водонапорная башня, да и та покрыта сайдингом.


Всё-таки решил проехать до Морсово, встретится со знакомым работником жд, а заодно и сделать фото. Но перед этим решил ещё немного погулять вдоль перегона Вернадовка - Фитингоф.


Красиво, только столбы несколько портят вид. Ну это ладно, было бы движение...А его в итоге не было. Я вернулся на станцию Вернадовка.


Больше всего удивило, что пригородный приняли не на центральный путь, а на первый. Поскольку светофоры на станции Вернадовка не оборудованы маршрутоуказателями отправление осуществляется под 2 зелёных огня. Вскоре подъехал пригородный поезд, прыгаю в вагон - еду в Морсово. Поезд ехал достаточно неторопливо, мне рассказали, что ограничения здесь 40 километров в час...Да и пассажиров почти не было всего несколько человек.
В Земетчино обнаружил, что станция вся заставлена вагонами. Недалеко стоял маневровый тепловоз, воспользовавшись 15 минутной стоянкой для смены ЛБ я заснял маневровый.


Тепловоз ТЭМ18ДМ-320, станция Земетчино Куйбышевская ЖД. Встретился со своим хорошим знакомым, пообщались немного. На 1-м пути стоял внушительный состав, явно ждут большой тепловоз чтобы вывезти. Хотя, как мне рассказали, сейчас с этим проблемы - и тепловозов и локомотивных бригад не хватает.  Но время быстротечно - пора вернуться в вагон и продолжить путь в Морсово. До Морсово ехали час, за это время солнце зашло, начало темнеть


Вагон пригородного поезда на станции Морсово Куйбышевской жд. Пока тепловоз обгонялся, пока его прицепили стемнело окончательно. Тем не менее после прицепки я его также заснял.

Тепловоз ТЭП70БС-295 с пассажирским вагоном поезда № 6138 Морсово - Вернадовка. Да, вечерний рейс из Морсово только до Вернадовки, в Вернадовке смена закончится, и бригада отправится отдыхать, чтобы ранним утром уехать загонкой в Морсово под утренний рейс Морсово - Пачелма.
Сделав кадр, и немного погуляв по ночной станции Морсово я отправился в обратный путь в Вернадовку. В Морсово в вагон село 5 человек, в Земетчино еще 6-7. Удивило только то, что на линию вернули старый сидячий вагон, ибо ещё в прошлом году вагоны обновили на всех пригородных маршрутах от Ряжска до Пачелмы. А, с другой стороны, я как раз хотел прокатится в старом вагоне в полумраке его освещения - пожалуйста! Правда чуть не уснул)))
В Вернадовку пригородный прибыл за 20 минут до прибытия пассажирского поезда №093 Пенза - Москва. Пригородный убрался на боковой путь, а вдали показался прожектор тепловоза 2ТЭ10У. Да, до Ряжска наш поезд тащил тепловоз 2ТЭ10У-0156. Доехав до Моршанска я погулял по ночному перрону станции, после вернулся в вагон. Устроившись на верхней полке плацкартного вагона я заснул, чтобы ясным солнечным утром следующего дня выйти на платформу Павелецкого вокзала Москвы.
Спасибо за внимание!

Вернадский, РЖД, подвижной состав, ТЭП70БС, Земетчино, тепловозы, железная дорога, Куйбышевская ж.д., ТЭМ18ДМ, Вернадовка, усадьба. музей, поезд, природа

Previous post Next post
Up