От морозного утра до пасмурного вечера близ Вернадовки

Oct 25, 2023 13:31

Давно я не писал постов, да и вообще - снимать стал гораздо реже. Конечно были и совместные вылазки, новые знакомства, новые перегоны, но...И вроде даже на тех немногочисленных поездках получалось всё неплохо, но уже не было такого заряда позитива, как было раньше. Хотя то же лето, не сказал бы что прошло совсем неинтересно: успешная поездка в Ростов-на-Дону, съёмки в телепередаче "Кто хочет стать миллионером" (вышла в эфир 23.09.2023). А вот вылазок то и не было, считай, не считая двух летних поездок в Ростов-на-Дону. Раньше ждёшь выходных с нетерпением: уже готов план очередной поездки, а в этот раз пропускал одни за другими. Ну разве только на ту же линию Ожерелье - Узловая ездил, ну и в Сухиничи - и всё. Всё это стало причиной начавшегося кризиса: осознав, что к 40 годам не состоялся ни в карьере, ни в личной жизни, да и неудачи продолжали преследовать, и все попытки что-то изменить терпели неудачу, я окончательно потерял контроль над ситуацией, начались гулянки по барами, спиртное и т.п. Выход я пока так и не нашёл (хотя понимаешь, что он должен быть), ну разве только завязал с тем, что нежелательно потреблять чрезмерно. Справедливости ради следует сказать, что не всё уж так и было плохо, что-то и получалось. Например: понимая, что с планами на отпуск могут быть проблемы из-за финансов активно стал зарабатывать в сети. Итог: мало того, что всё реализовано, так ещё ряд вещей превзошли ожидания. Последняя поездка в Сочи в начале октября сильно приободрила, отбросил вредные привычки в сторону, вновь вступил в борьбу за перемены к лучшему. А что с вылазками на жд? А вот тут была неопределённость: с одной стороны, меня приглашали на совместные поездки, но, с другой стороны, будучи в этом плане "кошкой которая гуляет сама по себе", я всё-таки хотел реализовать своё, пусть даже и привычное. Стал перебирать поездки прошлых лет, куда хотел в этом году летом, но не сгонял. Остановился на двух вариантах: либо Волгоградка (линия Грязи - Поворино - Волгоград), либо Вернадовка. Активного движения в обоих случаях ждать не стоило, но это не главное для меня. Но на Волгоградке, в районе Токарёвки, я был в начале года, а вот в Вернадовку хотел летом, но не поехал, хотя то, за чем ездил изначально уже изменилось. И всё-таки решил - еду в Вернадовку, на линию Кустаревка - Вернадовка.


21 октября я прибыл на Павелецкий вокзал. Первая перемена: поезд №093/094 Москва - Пенза теперь отправляется с Павелецкого вокзала вместо Казанского, и в Вернадовку теперь прибывает на 2 с небольшим часа позже. Отчасти это хорошо, ибо всё-равно приходилось полтора часа тусить близ станции, лишь потом я уходил на линию идущую на Земетчино/Кустаревку. Почти до самой Рязани я не спал, думал о разных вещах, да и хотелось чуток посмотреть на участок Узуново - Рыбное, хоть и ночной темноте за окном. После Рязани лёг спать. Правда особо не спалось: лишь только заснёшь, то вскоре просыпаешься. В районе Ряжска проснулся, глянул в окно: и тут моё внимание привлек факт, что помимо красного ТЭП70БС в тупиках стояла сплотка тепловозов с Кбш жд, один даже зелёный был. Вот это интересно, ибо слышал, что в последние 1,5-2 года, на линии Пенза - Ряжск опять глухо: остался только вывоз, а транзита почти не осталось, те же угольные грузовые следующие с Кузбасса на Вослебово, Присады почти исчезли, уголь стали завозить на эти станции со стороны Тулы/Узловой. Ну в общем-то мне на главном ходу и в прошлые поездки особо не везло, но он и не являлся главной целью поездки.
За окном появилась полоса света, поезд следовал по просторам Тамбовской области. Вскоре сквозь деревья показался Вернадовский элеватор. Через 3 минуты я вышел на платформу станции Вернадовка.


Чётная горловина станции Вернадовка. Вдали виден входной светофор "Ч"


Рассвет на станции Вернадовка. У платформа стоял пригородный поезд Вернадовка - Моршанск, которому также изменили график - теперь он отправлется на полчаса позже. Зато удобно для тех, кому надо ехать до промежуточных о.п. между Вернадовкой и Моршанском. Хотя спроса на него на этой станции почти нет - садятся всего несколько человек.


Пассажирский поезд умчался на Пензу. Вернадовка встретила меня морозной погодой, шпалы были покрыты инеем. Конечно можно было бы установит штатив и сделать качественные кадры на рассвете, но поскольку свободного времени в моём распоряжении почти не было снимал на высоких значениях ISO. Решил снять уходящий на Моршанск пригородный, но не получилось - кадры удалил. В тот момент я ещё не знал какой неприятный сюрприз преподнесёт мне техника в эту поездку.


Ну а мы держим путь на линию в сторону Земетчино. Поскольку утро обещало быть ясным и малооблачным, снять пригородный из Морсово идеально по солнцу можно было бы только возле о.п. 120 км, а туда ещё почти 8 километров идти, а запас времени 1,5 часа.


На границе 127/128 километров, станция Вернадовка, вид в сторону Кустарёвки.


Вид в противоположную сторону, в кадре маршрутный светофор ЧМЗ.


Рассвет над Пичаевским районом Тамбовской области и Башмаковским районом Пензенской области. Сама станция Вернадовка находится в Тамбовской области, а там вдали на горизонте справа уже Пензенская область. Тут я обратил внимание, что автофокус как-то странно себя ведёт, точнее - вообще никак не ведёт. Проверил - всё нормально, автофокусировка включена и на объективе и на камере. Проверил - не работает. Может что-то сбил. Но проверка показала, что всё включено, должен работать. С собой был ещё ЗУМ-объектив, его я не любил из-за частого бэк-фокуса, но надо с помощью его проверить что и как.


Кривая на 127-км. И проверка открыла для меня неприятный факт - отказал автофокус фикса 50 мм, который я использую для съёмкок на жд. Да что ж такое! То в одном не везёт, то в другом, приехал отдохнуть - и тут такая подстава! И почему именно здесь? Ладно, попробуем выкрутится с помощью ЗУМа, может не сильно лажать будет. И вообще надо спешить - потерял 10 минут времени проверяя технику.


Железная дорога поворачивала направо, впереди показался входной светофор "ЧЗ"


Входной светофор "ЧЗ" станции Вернадовка. Светофор горел красным, значит тепловоза резервом сейчас не будет (иногда ТЭМка ездил в этот час на Моршанск для пересменки ЛБ)


А теперь побежали. А зачем бежать? Да потому, что можно банально не успеть к пригородному. Всё дело в том, что за год произошло несколько перемен. Первое: были закуплены новые сидячие вагоны у ТВЗ, теперь на Моршанск , Ряжск, Морсово, Пачелму ходят новые вагончики. Второе: пригородный Морсово - Вернадовка - Пачелма был ускорен, и вместо ТЭМ18ДМ пригородный стал ходить под ТЭП70БС. Теперь он прибывал к о.п. 120 км на 20 минут раньше прежнего, а значит чтобы успеть в тот район надо часть пути пробежать. А я ещё и время потерял.


Предупредительный светофор "ПЧЗ". Уже и лампа жёлтого сигнала перегорела.


Спешу вперёд. 124-й километр линии. А за споной, с главного хода, послышался дизель 10Д100, правда судя по всему резак, ибо грохота вагонов слышно не было.


Вид в сторону Вернадовки. Надо сказать, что пик золотой осени уже прошёл, многие деревья уже были без листвы, особенно те, которые стояли на открытом пространстве. Здесь, в лесополосе было ещё не так всё плохо.


Ну а я продолжил бежать вперёд. Вообще по моим расчётам я успевал, но цель была быть на нужно месте хотя бы немного заранее.


Вот я уже на территории Башмаковского района Пензенской области. 122-й километр линии.  Вдали вон кстати уже пригорок с которого я люблю снимать.


Ну вот он собственно слева.  Несмотря на малодеятельность вдоль путей срезали много кустов расчистив обочины, но правда не везде. и не всё.


Вот мы уже на открытом пространстве. Как видите, большинство деревьев уже сбросили листву, да и вообще у меня сложилось впечатление, что золотой осени в Черноземье особенно и не было, по крайней мере когда из Сочи возвращался - на просторах Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей видел много деревьев без листвы, в то время как в Рязанской и Московской областях картина была совсем другая.


На границе 121/122 километров, вид в направлении Вернадовки.


121-й километр, мост через реку Раевка.


Вид с противоположной стороны.


Железная дорога поворачивала налево, в конце кривой находится о.п. 120 км, собственно на левом краю чётко видно это место.


Мда...Сплошная серость.


Ну а с другой стороны что из-за этого не снимать? Нет, если есть желание даже в такое время, то, конечно, надо ехать - смена обстановки на меня всегда влияла позитивно. Хотя положительный заряд, увы, стал быстро заканчиваться в последнее время. Дойдя до о.п. 120 км я обратил внимание на освещение у выемки - было много теней. Ладно, вернёмся назад.


Заняв позицию я стал ждать. Вот уже вдали послышался гудок, а до прибытия пригородного ещё 7 минут.  То, что будет БС это я уже сказал, даже предполагал какой номер будет. С помощью одного из своих подписчиков и Инстаграме узнал, что с пригородным работает ТЭП70БС-190, а на маневровой и вывозной работе -ТЭМ18ДМ-1419. Вскоре гудок раздался уже рядом - показался тепловоз ТЭП70БС с вагонов. Простояв минуту о.п. 120 км тепловоз загудел и отправился на Вернадовку.


Тепловоз ТЭП70БС-245 в составе пригородного поезда № 6134 Морсово - Пачелма, перегон Земетчино - Вернадовка Куйбышевская ЖД. Нет, не 190-й, как оказалось, а 245. Ну, кстати тоже неплохо - ибо данный тепловоз я ранее не снимал. Кадр удался, только вот работой объектива я остался недоволен: хоть и поезд получился резким, но в левой части кадра было сплошное мыло, пришлось с оригиналом поработать.


Пригородный умчался, яже решил прогуляться вперёд к о.п. 120 км и до выемочки.


Ну собственно вот тут справа я снимал пригородный в мае прошлого года под ТЭМ18ДМ, как оказалось, последний раз перед переменами.


Ну как видите на местности никаких признаков о.п. и нет, да и я вообще удивлён, что пригородный здесь ещё останавливается, ибо поблизости нет ни одной деревни, ни одной избушки.


Ладно, идём обратно. Со станции Вернадовка раздались гудки тепловоза ТЭП70БС, и тишина. А спустя 10 минут со стороны Моршанска опять послышался едва слышимый дизель 10Д100 - ну в общем-то и в прошлые поездки так было.


Вновь иду вдоль кривой. Что дальше? Ну до главного хода идти больше часа, а я снимать планирую здесь же, тем более в районе полудня ТЭМка должна быть резервом на Земетчино, если что-либо не поменялось. Выйдем за мост на прямую и подождём.


Ну собственно за мостом мы и остановимся.


Миновав мост через реку Раевка я остановился на этой полянке. Если в районе полудня будет маневровый из Вернадовки, то как раз по солнышку его можно будет идеально заснять вслед. Хотя кто его знает как с погодой будет. Согласно прогнозу с Гисметео с утра должна была быть вот такая погода, но после полудня уже должна была быть пасмурная облачная погода без осадков. Забегая вперёд скажу, что так оно и было.


Вид в сторону Вернадовки. Вот только работа автофокуса ЗУМа мне совсем не нравилась, а вот фикс картинку давал хорошую, но сломался очень не вовремя. Но, думаю, раз автоматика отказала - фокусируйся вручную, в конце концов ты фотограф или кто? Ну давайте попробуем. Нацепил обратно фикс, на всякий случай проверяю - а вдруг чудо произойдёт? Нет, чудес ждать не стоит показала проверка. Ну чтож, пробуем применить свой опыт и выкрутится. Хотя, надо сказать, опыта съёмки с ручной фокусировкой у меня почти не было, единственный случай был лет 6 назад, и как раз с этим объективом. Тогда фокус чуток подводил ( позже в СЦ автофокус отрегулировали), запорол несколько кадров, и чтобы больше не было добивался когда АФ сфокусируется правильно в отсуствии поезда, после чего отключал АФ и делал снимок уже поезда - и успешно. Ну а теперь целиком всё вручную.  А вообще и перекусить пора, с утра вообще ничего не ел.


Прошло полтора часа...Погода стала более облачной, солнце всё реже и реже выглядывало из облаков. Правда немного потеплело - иней исчез с травы и шпал.


Правда за спиной вид был немного получше, но всё равно пасмурно. Но пасмурная погода это даже лучше, можно будет снимать поезда не волнуясь касаемо освещения.


Даже отсюда, например. Хотя нет, у меня на данной линии есть места и куда более симпатичные, не зря же я сюда приезжаю уже в который раз.
А между прошёл ещё один час, время приближалось к полудню. Однако со стороны Вернадовки так ничего и не появилась, да и вообще была тишина. Если бы в Вернадовке тот же маневровый был гудки то явно услышал бы.


Когда на часах пробило 12.30 я направился обратно, решил дойти до пригорка, с которого я буду снимать пригородный. Правда до него ещё 2 часа, но ничего - время пролетит незаметно.


Ну вот я и на месте. Эх, конечно я поздновато приехал в эти края, надо было чуток пораньше, когда природа была красивее. Но только двумя неделями ранее я как раз в Сочи был, а на прошлой неделе был всего 1 выходной по графику. Ладно, что есть то есть. Вот только кусты не нравились мне на заднем плане. Ну а чтобы скоротать время решил сходить и срезать.


Но когда я уже срезал часть растительности для будущих вылазок со стороны Земетчино неожиданно показался тепловоз ТЭМ18ДМ. Не ожидав такого поворота событий я рванул на исходную что есть силы памятуя о том, что у меня объектив с неработающим автофокусом - надо точно сфокусироваться вручную. Вроде успел.


Тепловоз ТЭМ18ДМ-1419 следует резервом по перегону Земетчино - Вернадовка Куйбышевской ЖД.


Тепловоз проследовал мимо меня и вскоре скрылся за ветками. Вот так неожиданность, не думал, что тепловоз проедет в это время со стороны Земетчино, обычно он рано с утра проезжал. Ну значит наверняка за вагонами в Вернадовку едет, и обратно поедет по удалению за пригородным. Но сейчас меня волновало больше другое - какими вышли кадры данного тепловоза. Я увеличив кадры я увидел, что сфокусировался очень точно - тепловоз получился резким, как и весь кадр. Отлично, продолжаем снимать так же аккуратно. Тем более фотоколлекцию пополняли локомотивы, которые я ранее ни разу не снимал.


Тепловоз умчался на Вернадовку, спустя 15 минут со станции начали раздавать гудки разной протяжённости - началась манеровая работа. А мне надо было присматривать место для съёмки пригородного на Морсово. Изначально хотел снимать здесь, но посчитал, что с пригорка всё-таки интересней. А это место можно и под грузовой оставить. Пожалуй, так и сделаю


Вернувшись на пригорок я стал ждать. Небо окончательно затянули облака стало заметно темнее, но пока не критично. А поскольку до прохода пригородного поезда было ещё порядка 50 минут решил пообедать слушая гудки тепловоза вдали с Вернадовки. И вот со станции раздались гудки уже ТЭП70БС.


Прошло 8 минут, и вот вдали показался свет прожектора. Занимаю позицию, включаю видеокамеру.


Тепловоз ТЭП70БС-245 в составе пригородного поезда № 6133/6137 Пачелма - Земетчино - Морсово. Локомотивная бригада погудела, поезд промчался мимо меня. И почти в это же время я услышал гудки уже на главном ходу, притом 10Д100 слышно не было, а локомотив явно следовал на Моршанск. Неужели ТЭМка из Земетчино на Моршанск уехала? Хотелось верить, что нет, что это какой-нибудь другой тепловоз следующий через Вернадовку со стороны Пензы.


Ожидаю пока пригородный прибудет в Земетчино освободив перегон под грузовой, который нередко идёт по удалению за пригородным. Но настораживал тот факт, что гудки маневрового тепловоза со станции Вернадовка прекратились. Прошло полчаса, пробило 14.30. Тишина. Прошло 20 минут - без изменений. Стало понятно, что гудки с главного хода принадлежали именно ТЭМке прибывшей в Вернадовку из Земетчино, которая всё-таки уехала на Моршанск.


Ну значит всё, можно уходить. Я направился обратно к станции Вернадовка.


Спустя пару километров раздался шум падающих капель, но как оказалось это с неба падали не капли а небольшие льдинки. Ну такими темпами скоро и первый снег выпадет.


Вдали за ещё были видны остатки золотой осени, но скоро и там листва опадёт.


Посмотрел в обратную сторону. Всё-таки много душевности в подобных линиях, а ведь когда-то здесь и пассажирский на Москву ходил. Были времена...А сейчас между станциями Морсово и Свеженькая вообще движения нет. Интересно, в каком состоянии пути на данном перегоне? По спутниковым снимкам складывается ощущение, что перегон не зарос, и время от времени его состояние проверяют. Как на деле - не знаю.


Конец 125-го начало 126-го километра.


У предупредительного светофора "ПЧЭ"


На границе 126/127 километров.


Ну вот мы и снова перед входным "ЧЗ" на станцию Вернадовка.


Миновав кривую я подошёл к зернохранилищу. Впереди был километровый столб на 127/128 км, возле него была тропа по которой можно было бы перейти к главному ходу, что я и сделал.
Выйдя на главный ход Ряжск - Пенза я первым делом прошёлся к Вернадовке дабы посмотреть показание светофора "Ч" и оценить обстановку на станции. На входном светофоре горел красный - вполне ожидаемо. Вообще-то мне не везло особо в эти часы, только один раз был случай когда я поймал вывозной с Вернадовки на Моршанск и сплотку тепловозов. Направился в противоположную сторону к переезду. На часах 16.08, заход солнца менее чем через час. Не на что надеятся. Но когда я ещё шел вдоль кривой, то вдруг где-то вдали послышалась бубнежка. Неужели поезд едет? Или показалось? Да нет, точно дизель вот только на 10Д100 не похоже что-то.


Тем не менее иду к перееду. Правда тут я сфокусировался неточно, но бывает... Когда до переезда осталось совсем немного дизель стал громче, и тут я всё-таки узнал в нём 10Д100. Грузовой из Пензы!


Занимаю позицию на переезде, фокусируюсь, жду. Басы 10Д100 стали ещё громче добавился и грохот грузовых вагонов. Перезд зазвенел.


Через мгновение на проходном светофоре "17" загорелся зелёный сигнал - локомотив проследовал светофор "Ч" станции Вернадовка и вышел на перегон.


В кривой показался грузовой поезд с дымящим 2ТЭ10М в голове.


Тепловоз 2ТЭ10М-0821 в голове грузового поезда, перегон Вернадовка - Фитингоф Куйбышевская ЖД. И вновь я сфокусировался правильно, ну правда глубины резкости чуток нехватило, ибо я приоткрыл диафрагму дабы не задирать ISO (стояло 640), которое из-за надвигающейся темноты уже пришлось поднять. И тем не менее и кадр удался, да ещё тепловоз приписки ТЧЭ-16 Бугульма попался.


Грузовой поезд помчался дальше по просторам когда-то Сызрано-Вяземской магистрали. С маршрутом поезда интересно. Как выяснил с помощью моего подписчика (Виктор - благодарю за помощь) это грузовой поезд № 3401 Пачелма - Моршанск по индеску, но по факту Белинская - Моршанск. Всё дело в том, что по Пачелме поезд был якобы расформирован, но уже через 20 минут сформирован обратно и чуть менее чем через час отправлен дальше. Зачем надо было городить "огород" по обычной промежуточной не участкой станции не понятно.


Но как бы там не было - поезд был успешно заснят.


Поезд вышел с блок участка - светофор погас. Я же перешёл на другую сторону переезда. Прошло 10 минут. Немного походив вдоль грунтовой дороги я вернулся обратно.


Стало потихоньку темнеть на переезде загорелось освещение. И тут со стороны Вернадовки опять 10Д100. Ещё один грузовой? Верилось в это с трудом. Но гудок развеял все сомнения.


В кривой показался поезд. Тут уже ISO пришлось до 1600 поднимать, ну чисто для поста сделать кадр. Место конечно так себе, но дальше я отойти не успевал особо.


Тепловоз 3ТЭ10У-0023 в голове грузового поезда, перегон Вернадовка - Фитингоф. Поезд № 2677 Кильчуг - Вослебово. Ну вот, всё-таки угольники на Рязанскую ГЭС ещё ходят пусть и нерегулярно. Локомотивной бригаде - спасибо за приветствие.
Поезд умчался на Моршанск, а над окрестностями стало быстро темнеть. До поезда на Москву оставалось ещё 3,5 часа, чтобы как-то скоротать время вернулся на линию на Земетчино и стал неторопливо гулять вдоль путей. Скоротав таким образом порядка часа я всё-таки направился на станцию Вернадовка. Со стороны Моршанска в это время раздался гудок - вернулся тепловоз ТЭМ18ДМ-1419 с платформой. Я отправился на станцию смотреть маневры. Тепловоз отцепился от платформы и обогнавшись опять прицепился к ней. Прогулялся по ночной станции к нечётной горловине и обратно коротая времени. В 19.51 в Вернадовку прибыл пригородный из Морсово после прибытия которого ТЭМка с платформой умчалась на Земетчино. В 20.10 прибыл пригородный из Моршанская под ТЭП70БС-190 - тепловозом, который я ожидал увидеть с пригородным Морсово - Пачелма, но в итоге снять другой, чему был не менее рад.
На платформе станции Вернадовка стал собираться народ. В 20.35 объявили о прибытии поезда №093 Пенза - Москва. Переместившись с холодной осенний улицы в теплый вагон я расстелил постель. Погуляв во время продолжительной поездки в Моршанске я лег спать. Москва меня встретила пасмурной промозглой погодой, но настроения этого не испортило. Может быть впервые за длительное время я почуствовал прилив сил, и быстро написав этот пост (сам не ожидал от себя такого рвения) вновь вступил в борьбу за перемены к лучшему. Пример не слишком корректный, но уж если в той же Вернадовке, несмотря на отказ автофокуса, я взял себя в руки и в ручном режиме фокусировки  успешно снял всё, что хотел, добившись результата, то, быть может, и в остальном всё, наконец, получится? Время покажет!
Спасибо за внимание!

3ТЭ10У, подвижной состав, ТЭП70БС, тепловозы, железная дорога, Куйбышевская ж.д., ТЭМ18ДМ, Вернадовка, поезд, 2ТЭ10М

Previous post Next post
Up