На просторах соловьиного края. Железнодорожная прогулка по окраинам Щигров

May 30, 2021 23:28

"Авантюра соловьиного края". Такое название получили мои посты о поездках в Курскую область, на линию Курск - Касторная - Воронеж, ведь именно в этих краях была первая ночёвка в полевых условиях. Надо сказать, что и в последующих поездках схема была идентичная, и это уже вошло в привычку, а потому слово "авантюра" я изъял из названия постов. Но воспоминания возвращали меня в ту дождливую майскую ночь, встреча пасмурного рассвета близ станции Охочевка, первый кадр пассажирского поезда №110 Москва - Анапа с тепловозом ТЭП70БС-280 в голове, и вывозные грузовые поезда под тепловозами М62. Летом состоялась поездка на окраину Щигров, в район станции Удобрительная - район, который я стал посещать регулярно. Ну и в конце лета была поездка за дополнительным пассажирским поездов разового назначения.
С тех пор прошло 5 лет. Тепловозы М62 ушли в историю, вместо них на вывозе стали работать новые 2ТЭ25КМ, транзитное грузовое движение увеличилось, также историей на этой линии стали автомотрисы АЧ2. Пассажирское движение также стало поживее, вдобавок в скором времени здесь поедет поезд Смоленск - Симферополь. Но заснять первый рейс было не суждено - перевели на сменный график работы, поездку пришлось перенести на неделю раньше, ибо позже другие планы. Тем не менее вечером 22 мая я выехал в эти края на поезде №109 Москва - Анапа.


Из-за того, что Курский вокзал постепенно освобождают от поездов дальнего следования, данный поезд был переброшен на Киевский вокзал и стал следовать через Калугу. С одной стороны, это полный бред делать такой крюк, в результате расстояние увеличилось более чем на 120 километров, но, с другой стороны, калужанам тоже хочется к морю, и переброс данного поезда, а также поезда 083/084 Москва - Адлер дали им возможность ездить регулярно, а не ждать назначение летнего поезда. Вместе с тем время отправления - 16.52, с моей точки зрения, не самое удобное - лучше был сделали на час с небольшим попозже, путём сокращения времени в пути на участке от Москвы до Калуги, сократив стоянки по Калуге-1, Туле-1 Курской (35 минут для смены локомотива всё-таки многовато) и в Орле (нафига стоять 46 минут?) А так, конечно, было интересно проехать по новому маршруту, хотя, участок Калуга - Тула проследовали по большей части по темноте, после чего я отправился спать. Рассвет за окном следующего дня разбудил меня, поезд мчался по линии Курск - Касторная. В кривых на перегоне Отрешково - Охочевка стараюсь разглядеть тепловоз впереди, похоже - обычный ТЭП70. Доехав до станции Щигры я покинул поезд. И сразу же бегом к тепловозу. Стоянка довольно короткая, но может успеем заснять поезд. Правда на соседнем пути стоял на скрещении сборный вывозной поезд, который мешал.


Но, к счастью, я успел. На выходном светофоре "Ч1" жёлтый-жёлтый мигающий, маршрут отправления готов. К счастью пассажирский поезд прибыл чуть раньше графика, да и грузовой успел покинуть станцию, что позволило мне удачно заснять пассажирский. Тепловоз загудел, поезд отправился.


Тепловоз ТЭП70-0491 в голове пассажирского поезда №110 Москва - Анапа отправляется со станции Щигры Московской ЖД. Первый кадр был успешно сделан.


Пассажирский поезд покинул станцию и вышел на перегон до станции Удобрительная. Дождавшись когда поезд отъедет я сделал ещё один снимок. Да, кто-то из пассажиров уже завтра на море. Вода правда пока ещё около 17-18 градусов, но тем не менее. А у меня пока с отпуском сплошные непонятки -по закону имею право уже через полгода, но дадут ли? Хочется верить в лучшее.


Пассажирский поезд умчался, на станции воцарилось затишье тёплого майского утра. Очередная прогулка вдоль линии Курск - Касторная - Воронеж началась. Только в этот раз прогулку начнём с другого перегона, да и ночёвки в полевых условиях не будет - первый раз за все поездки. Помимо съёмки я решил ещё погулять по Курску - программа поездки была аналогичной с Орлом.


Станция Щигры Московской ЖД. Станция расположена в одноимённого города - районного центра Щигровского района Курской области. Расстояние от станции Курск - 59,6 км.


Здание вокзала станции Щигры бордового цвета. Несколько лет назад здание было перекрашено в серо-красный корпоративный окрас, но через некоторое время после ремонта вновь обрело бордовый окрас.


Памятная доска в честь Щигровских железнодорожников погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Кстати перед вокзалом есть площадка с военной техникой времён войны.


Вид в направлении Курска. На станции стоял привычный сцеп из старых купейных вагонов. Интересно, что на линии продолжаются ремонтные работы, как и год назад


Мотовоз МПТ4-491. Вообще подобную технику, как уже знают мои постоянные читатели, я не люблю, снимаю её редко, но обычно прохожу мимо. Вот и в этот раз решил сделать исключение.


Вскоре я покинул станцию и вышел на перегон Щигры - Охочевка. 59-й километр, вид в направлении Курска.


Входной светофор "Ч" станции Щигры.


58-й километр линии, вид в сторону Курска. Погода с утра выдалась тёплой и ясной, хотя после полудня обещали пасмурную погоду, а на следующий день вообще дождь. Как я буду по Курску гулять - не знаю. А потому я решил фотосъёмку закончить пораньше, чтобы было побольше времени пофоткать в самом Курске.


Но надо поспешить, в скором времени ожидался пригородный поезд из Касторной, у которого по Черемисиново было скрещение с пассажирским поездом. Я немного увлёкся прослушиванием соловьиной песни - птицы, которой знаменит Курский край. А со станции Щигры уже послышался гудок РАшки. А освещение, как назло, по центру. Пришлось пробежаться вперёд, за спиной уже слышен перестук колёс пригородного поезда.


Рельсовый автобус РА2-074 сообщением Касторная-Новая - Курск. Интересно, интересно, сколько раз приезжал в эти края, но РА2 вижу впервые. Речь именно о моих прошлых поездках, так-то РА2 тут работали и ранее, и именно они, в своё время сменили пригородные поезда локомотивной тяги.Поезд скрылся за поворотом. А впереди было именно то самое место, которое я заприметил ещё году в позапрошлом, но всё никак не добрался до него.


И вид сверху был довольно симпатичный, правда тени пока ещё падали на пути, всё-таки с восхода солнца прошло чуть более часа. Но ничего, до пассажирского поезда у нас ещё есть время.
А пока надо перекусить. Традиция неизменна: с этой целью использую ИРП Армии России, хотя время от времени собираю себе паёк самостоятельно из консервов которые мне по вкусу. Тем более сухого спирта и спичек в запасе много. Поглядываю на светофор, но блокировка пока работала на Курск. Прошло ещё полчаса - на часах 06.40 - пассажирский поезд №083 уже отправился от станции Курск. По станции Ноздрачёво, правда, 3 минутная стоянка для скрещения с пригородным.


Вид в сторону Касторной. Тени отступили от путей, но больше отступать не хотели. Ну хотя бы так. Решил заранее подготовить оборудование для видеосъемки. Но тут со станции Щигры послышался гудок. За гудком послышался нарастающий перестук - грузовой из Касторной. Гул сопровождающий перестук указывал на то, что в голове тепловоз 2ТЭ25КМ. Освещение, правда, контровое, но снимем хотя бы так.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0003 в голове грузового поезда следует на Курск со стороны Касторной, перегон Щигры - Охочевка Московская ЖД.


В составе грузового поезда также были полувагоны с углём - это уже что-то новенькое. Раньше в сборных доминировали зерновозы, но время идёт, грузовые стали более разнообразные.


Грузовой поезд проехал мимо меня, и скрылся за поворотом. Пассажирский уже на перегоне Ноздрачёво - Отрешково, скрещение с грузовым поездом будет явно по станции Охочевка.


Через 20 минут блокировку переключили на Касторную. Понимая, что лучшая точка для съёмки будет ближе к кривой я вернулся на место, где снимал хвост грузового поезда. За последние поездки я привередливо относился к тому, какой тепловоз будет в голове поезда, но на этот раз мне было всё равно. Главное - отличная точка, а остальное вторично. В 07.38 со стороны Курска послышался шум приближающегося пассажирского поезда.


Через минуту в кривой показался пассажирский поезд. Состав был не очень длинный - всего 11 вагонов, но в скором времени его длина вырастет.


Тепловоз ТЭП70-0556 в голове пассажирского поезда №084 Москва - Адлер, перегон Охочевка - Щигры Московская ЖД. Отлично, кадр удался. Как-то прочно я засел на пригорке близ станции Удобрительная, а это место обошёл стороной. А место оказалось симпатичным. Но главное - снял поезд, пока всякие там личности снимающие пейзажи не приехали, не сняли, и не выложили.
Поезд умчался на Касторную, но я решил ещё подождать в надежде на грузовой по удалению, но движения не было. Спустился с выемки, дошёл до предвходного светофора, но светофор горел жёлтым сигналом. По прошествии получаса картина не изменилась.


Я направился в обратную сторону. Если пока буду идти станцию откроют на проход, есть ещё возможность быстро вернуться обратно.


Ну или здесь - на 58-м километре линии. Разнообразие точно не помешает.


Входной светофор "Ч" станции Щигры. Красный сигнал дал чёткий ответ - в ближайшее время поездов ждать не стоит. Ну в общем-то не зря ушёл, ещё неизвестно каким будет освещение в момент прохода очередного поезда.


Станция Щигры, вид в направлении Курска. Выходные светофоры горели красными сигналами как на Касторную, так и в противоположную сторону. Блокировку, пока я шёл, могли и переключить на Курск.


Вид в сторону Касторной. Ладно, идём на привычные места у станции Удобрительная.


Щигровский собор Животворящей Троицы - кафедральный собор Щигровской епархии Курской митрополии. В нынешнем году собору исполняется 220 лет.


Перегон Щигры - Удобрительная, вид в направлении Касторной.


Входной светофор "Н" станции Щигры. Погода была ясной, хотя про прогнозу в районе 14.00 - 15.00 погода должна испортится. Хотя не факт, в наше время прогнозу погоды на 100% верить нельзя.


Кривая на 62-м километре линии. Впереди видна единственная пара проходных светофоров на перегоне Щигры - Удобрительная, как я рассказывал, самый короткий на линии - его длина около 4-х километров. Слева зернохранилища Щигровского КХП.


Новые зернохранилища Щигровского КХП, введённые в эксплуатацию около 3 лет назад и вагоны на территории.


Вдали показался входной светофор "Ч" станции Удобрительная. Ещё по пути к станции Удобрительная я слышал с территории КХП гудки тепловоза, и тут заметил, что производятся манёвры, тепловоз вытащил зерновозы за территорию, и готовился поехать назад. А ведь на маневрах работает ТЭМ18ДМ - тепловоз, который был приобретён для работы на путях КХП 2,5 года назад. А данный тепловоз я ещё не снимал, а потому спешно рванул вперёд. Тепловоз с вагонами уже поехал обратно на территорию КХП, но я успел его заснять.


Тепловоз ТЭМ18ДМ-3220 с зерновозами на путях Щигровского КХП, подъездной путь от станции Удобрительная. Ну вот и первый ТЭМ18ДМ изготовленный для промышленных предприятий заснял, чему был рад. Я пошёл дальше к станции Удобрительная, однако вскоре тепловоз вновь поехал вперёд. Я настроил камеру, но тут из кабины высунулся машинист с вопросом, зачем, мол, снимаешь. Я выбрал не самое лучшее решение, сказав, что снимаю совсем не тепловоз - явно соврав, однако больше вопросов не было. Но когда тепловоз поехал обратно на территорию КХП, я опять его заснял.


Тепловоз осаживает вагоны на территорию Щигровского КХП. Нет, всё-таки голубая окраска данного тепловоза более приятна глазу, нежели корпоратив.


Дождавшись пока тепловоз отъедет подальше я сделал ещё один кадр. На этом достаточно, вернёмся обратно на перегон Щигры - Удобрительная.


А между тем, пока я снимал ТЭМ18ДМ, станцию Удобрительная открыли на проход - на входном светофоре "Ч" горел зелёный сигнал. Поскольку до прибытия пригородного поезда из Курска оставался час я предположил, что станцию открыли на проход грузового поезда, а потому поспешил вперёд.


Станция Удобрительная, нечётная горловина. В кадре маневровый светофор "М1" подъездного пути Щигровского КХП.


Нечётные выходные светофоры станции. Поезд мог проехать в любой момент, а потому я сильно ускорился, хотя и понимал, что если светофор открыли именно под грузовой, то шансов успеть на свой пригорок на границе 66/67 километров у меня почти нет - до него надо ещё 2 километра преодолеть.


Чётная горловина станции Удобрительная, вид в направлении Касторной.


Входной светофор "Н" со стороны Касторной. Осталось преодолеть всего лишь километр - и я на месте. Я решил немного пробежаться, частенько бывает, что тебе осталось дойти всего чуть-чуть, и тут появляется поезд. Но о приближении поезда оповестит информатор станции Удобрительная. Пробежался мимо переезда, осталось преодолеть пару сотен метров. Но столь длительное отсутствие поезда указывало на то, что скорее всего станцию открыли под проход пригородного поезда.


Вот я и на месте. Конечно снимать с точки с которой всё начиналось теперь мешает дикая груша, но ничего страшного. Время шло, но предполагаемый грузовой поезд так и не появился, и так до самого пригородного поезда, который прибыл точно по расписанию. Со станции Удобрительная послышался гудок, и вскоре впереди показался силуэт рельсового автобус РА2.


Рельсовый автобус РА2-074 сообщением Курск - Касторная-Курская, перегон Удобрительная - Черемисиново Московская ЖД. Пригородный поезд был успешно заснят. На этом поезде мне предстоит возвращаться обратно в Курск. Вообще я планировал уехать в Курск на вечернем пригороде, но поскольку прогноз погоды сулил на следующий день дождливую погоду, а у меня была запланирована прогулка по Курску, то решил вернуться пораньше, и начать уже сегодня. Мало ли что.
А между тем вдали послышался шум похожий на грузовой поезд. Или с чем-то спутал? Всё-таки в прошлые поездки о приближении грузового поезда я узнавал по гудку и информатору станции Удобрительная. Однако через мгновение со станции Удобрительная послышался информатор "Внимание поезд! Чётный!", что развеяло все сомнения - приближается грузовой.


Раздался гудок, и впереди показался грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ25КМ в голове. Надо сказать, что я ещё в прошлые поездки мечтал снять с этой точки именно грузовой под 2ТЭ25КМ, а то все прошлые были под тройниками 3ТЭ10МК, ну один под 2М62У. Наконец-то и КМ попался.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0117 в голове грузового поезда, перегон Удобрительная - Черемисиново. Грузовой поезд был не слишком длинный, однако, судя по составности - это не местная сборка, а минимум участковый до Касторной. Грузовые поезда, не считая вывозных Курск - Кшень в этих краях с Курска следуют до Касторной, далее на Старый Оскол, и Лиски через Валуйки. На Воронеж грузовых ранее не было, но есть информация, что планируется назначить несколько пар до Воронежа. Кто знает, быть может этот туда и следует - раньше рефрижераторов в составе поездов я не видел.


Грузовой поезд умчался, на линии вновь воцарилось привычное затишье. Теперь, по идее, следующим поездом должен быть воскресный пригородный на Ливны, до которого оставался час. Однако спустя 30 минут вдали послышался гудок, информатор по станции Удобрительная вновь оповестил о чётном поезде. Вдали показался тепловоз 3ТЭ10МК с привычным грузовым из полувагонов с железорудным сырьём (окатыши, как правило) с Михайловского ГОКа.


Тепловоз 3ТЭ10МК-0208/2070А в голове грузового поезда. Когда-то эти грузовые были единственным редким транзитом на данной линии, но за последние годы количество транзита выросло. Касаемо этих грузовых - ходят около 2 пар Курбакинская/Михайловский Рудник - Котёл, и 2 пары до станции Лиски-Узловая (далее на восток в Орск, Магнитогорск, Челябинск или на юг). Есть правда ещё нитка на НЛМК, однако последняя назначается в случае производства ремонтно-путевых работ на участках Курбакинская - Лужки-Орловские и Лужки-Орловские - Елец. Однако сейчас ремонты идут на этой линии - на перегонах Курск - Ноздрачёво и Охочевка - Щигры, а потому картина такова, что часть грузовых на восток могут следовать в такие дни через Лужки-Орловские - Елец.


Грузовой поезд скрылся из виду, следующим явно будет пригородный поезд. Я спустился вниз и решил отойти подальше на перегон, сняли несколько поездов с одной точки - и на сегодня достаточно. Интересно, а в качестве пригородного поезда на Ливны будет также РА2 вместо привычного РА1? Кстати в последнюю поездку этот рейс преподнёс мне сюрприз в виде РА1 в родном заводском окрасе. Время летело довольно быстро, вскоре со станции Удобрительная раздался гудок Рашки. "Ну опять РА1 в родном окрасе будет" - с иронией подумал я. А в итоге ирония оказалась правдой!


Рельсовый автобус РА1-0053 сообщением Курск - Ливны-1. Вот это удача: год прошёл - и снова РА1 в родном окрасе, только в прошлом году был РА1-0031. Помню тогда я ещё сокрушался, что не стал снимать его на видео, но в этот раз заснял, чем был очень рад.


После прохода пригородного в моём распоряжении оставалось чуть более 2,5 часов, если я всё-таки решил вернуться обратно на дневном рейсе из Касторной. Я прошёл вперёд за кривую и спрятавшись в тени от деревьев стал ждать, в надежде на скорое переключение блокировки.


Погода, между тем, стала более облачной, но было всё-равно довольно жарко. Спрятавшись в тени от деревьев я продолжил ожидания, а заодно решил пообедать. Но прошло полчаса, час...А блокировка продолжала работать на Касторную.


Со стороны Курска надвигались тучи, но, забегая вперёд, скажу, что никакого дождя не было. Равно как и не было поездов из Касторной. А потому в 14.05 я отправился обратно на станцию, на обратном пути решил сделать ещё несколько фоток с отвала фосфогипса. Иду обратно, прошёл мимо предвходного светофора "1". Но тут со стороны Курска послышался гудок. Спешно расставляю штатив, который я уже собрал. Послышался дизель 5Д49 и вскоре впереди показался тепловоз 3ТЭ10МК с очередным составом из полувагонов.


Тепловоз 3ТЭ10МК-1215 в голове грузового поезда следует в направлении Касторной. Вот так: ждал грузовой с одной стороны, а он проехал с другой, что, впрочем тоже неплохо.


Да и тепловоз знакомый: совсем недавно снимал его на Орловище, вот и снова встретились. Засняв грузовой поезд я направился назад, поднялся на отвал, откуда сделал несколько фото.


Просторы Щигровского района Курской области вблизи станции Удобрительная.


Окраина Щигров и пруды на реке Щигор. Обожаю такие виды, когда смотришь с высоты на это, то понимаешь, что жизнь прекрасна, и что те или иные трудности не стоят того, чтобы расстраиваться. Так уж получается, что эта линия, Курская область стали моим вторым любимым местом съёмок, уступая лишь Ростовской области. В которой, надеюсь, в скором времени вновь поснимаем.


Я спустился вниз и дошёл до переезда. Блокировку уже переключили на Курск, на входном светофоре станции Удобрительная горел жёлтый сигнал. Я глянул на часы и вытаращил глаза - до прибытия пригородного оставалось всего 10 минут, а до платформы километр пути. Пришлось бежать. Но, к счастью, успел хотя едва не опоздал. Забегая вперёд скажу, что на следующий день я так едва не опоздал на Ласточку до Москвы, но и там, к счастью, мне повезло.
Когда я подходил к платформе раздался информатор "Внимание поезд" Чётный!" Через пару минут на второй путь прибыл сборный поезд под 2ТЭ25КМ-0003, который я снимал в утренние часы. В хвосте поезда были зерновозы, которые он явно привёз для Щигровского КХП. Однако манёвры с ТЭМ18ДМ по станции Удобрительная я не увидел - я покинул эти края умчавшись в Курск на РА2-074. Приехав в Курск я увидел на станции холодный электровоз ЭП2К-411, который также снял.


Электровоз ЭП2К-411 на станции Курск Московская ЖД. Этот кадр стал последним в эту поездку, я покинул станцию и направился в город, где разместился в гостинице Центральная, недалеко от знаменитого Знаменского собора. Но в скором времени ещё поснимаем на этой линии, тем более скоро сюда будет переведён поезд Смоленск - Симферополь, да и поезд №564 Москва - Анапа в июля тоже должен вернуться, а значит с утра можно будет снять аж 4 ПДСа. Но как оно будет - посмотрим. Главное - получить удовольствие, как от этой поездки, остальное вторично!
На этом всё! Спасибо за внимание!

Мой инстаграм: https://www.instagram.com/romancherinov_railway/
Канал на youtube: https://www.youtube.com/channel/UCf91E-MDviZsRZKkrMAlRRg?view_as=subscriber



Банковский перевод:

Яндекс-кошелёк: 4100111420637187
ВТБ: 4483 4300 1479 8869

РА2, фотолинии, подвижной состав, рельсовый автобус, 3ТЭ10МК, тепловозы, железная дорога, фото, ТЭМ18ДМ, участок Курск - Касторная, 2ТЭ25КМ, РА1

Previous post Next post
Up