Вот и завершилась календарная зима, начался март. Правда погода за окном чисто зимняя, но недалёк тот день когда станет тепло и начнёт таять снег. Ещё до наступления весны я стал планировать очередную поездку, вспомнил о том, что в прошлом году, в первый день весны, я впервые посетил станцию Вернадовка, а также познакомился с линией Кустарёвка - Вернадовка. После этого была ещё одна поездка, но осенью. Однако я решил не останавливаться на достигнутом, и посетить этот район как раз в дни когда исполнится год с момента первой поездки. Изначально поездку назначил на 27 февраля, но погода на эти дни меня не устраивала, а потому я её перенёс на неделю позже. А в последние дни февраля 2021 предпочёл встречу с Петей
emper1or которой остался доволен, впрочем, как и всегда. Но миновала неделя, наступил март, и вечером 5 марта я выехал в Вернадовку поездом №094 Москва - Пенза.
Дорога прошла нормально, в отличии от прошлой поездки, в этот раз даже удалось поспать. Первый раз проснулся во время стоянки на одной из станции, будучи разбуженным одним проходящим грузовым поездом, ну и во время стоянки в Моршанске. Больше я уже не спал до самой Вернадовки, по прибытии на данную станцию я покинул тёплый вагон, переместившись в морозную атмосферу станции.
И сразу же попытался заснять прибывший поезд со штатива. Получилось не очень удачно, вдобавок поезд в этот раз был значительно длиннее чем осенью, локомотив плохо освещался.
Тепловоз ТЭП70БС-275 в голове пассажирского поезда №094 Москва - Пенза на станции Вернадовка Куйбышевская ЖД. Через мгновение тепловоз загудел, поезд отправился дальше на Пензу.
Хвостовой вагон промчался мимо меня, выходной светофор зажегся красным сигналом. Перестук пассажирского постепенно затихал, и через несколько минут станция вновь погрузилось в тишину морозной ночи.
Вид в сторону Моршанска/Ряжска. В общем-то на ночной станции я уже снимал, но и в этот раз решил сделать несколько кадров. Слева стоял одинокий пассажирский вагончик пригородного поезда Вернадовка - Моршанск, справа грузовые составы из хопперов-зерновозов, но в одном ещё были и крытые вагоны - явно на Земетчино, хотя...Подойдя к ближайшему составу я постучал по кузову зерновоза - гружёный. Значит состав уже сформирован, осталось только дождаться пока за ним приедет тепловоз, и утащит на Пензу или Ряжск. К другим составам я подходить не стал, а направился в нечётную горловину станции.
Выходные светофоры в направлении Пензы. Выходной светофор по главному пути загорелся зелёным, ожидался поезд со стороны Моршанска. Интересно, в прошлые поездки вообще в этот час ничего не проходило. Спустя несколько минут тишину нарушило нарастающее бубнение дизеля 10Д100, грузовой приближается. Шум усиливался, вскоре на станции показался тепловоз 2ТЭ10У, но не с грузовым составом, а со сплоткой нескольких локомотивов 2ТЭ10У/М, один даже был в зелёном окрасе. Да и ладно, всё равно бы не снял.
Сплотка умчалась на Пензу, а со стороны Моршанска опять раздался 10Д100, через 5 минут на станцию прибыл тепловоз 2ТЭ10У, но в этот раз за вагоном пригородного поезда. В первую поездку пригородный на Моршанск тащил ТЭМ2, в последнюю ТЭП70БС, а теперь вот 2ТЭ10У. Хотя в общем-то не так давно были времена, когда 2ТЭ10У с пригородным было абсолютно обычным явлением для линии Ряжск - Пенза. Пригородный снимать не стал, хотя в момент его отправления на Моршанск стало светать. Направился на перегон. Вскоре 2ТЭ10У загудел и пригородный умчался на Моршанск. Но как только пригородный покинул станцию Вернадовка со стороны Пензы раздались гудки, и через 8 минут за пригородным проследовал угольный грузовой под парой 2ТЭ10У. В прошлые поездки его, кстати, не было.
Перегон Вернадовка - Фитингоф, вид в направлении Моршанска.
Вид в сторону станции Вернадовка. Памятуя о прошлой поездки я не исключал, что вскоре со стороны Земетчино может приехать тепловоз. Так получилось и в этот раз, где-то за деревьями раздался тифон Т-9, и вскоре по линии на Кустарёвку промчался тепловоз ТЭМ2 резервом. Я знал, что в Вернадовке тепловоз долго не задержится, и почти сразу поедет на Моршанск, с целью пересменки локомотивных бригад
Так и получилось: спустя всего 4 минуты тепловоз загудел и отправился на Моршанск. Света, конечно, было маловато, но всё-таки попытался сделать кадр данного тепловоза.
Тепловоз ТЭМ2-1365 следует в направлении станции Моршанск со станции Земетчино через Вернадовку, перегон Вернадовка - Фитингоф Куйбышевская ЖД.
Тепловоз умчался на Моршанск, на линии вновь воцарилась тишина. Утро выдалось морозным и туманным. Вообще погода до последнего для меня была главной проблемой, уж очень не хотел я ехать в ясную погоду, с точки зрения съёмки она совсем не подходила. И, судя по всему, погода как раз таки будет ясной. Ладно, что теперь говорить, попробуем снимать исходя из того, что имеем. Направляюсь на линию до станции Кустарёвка.
Срезав путь по вытоптанной в снегу тропе я вышел к линии. В кадре маршрутный светофор "ЧМЗ" станции Вернадовка, а вдали виден входной светофор "Ч" со стороны Моршанска. На территории Вернадовского элеватора вагонов не было, да и явно сюда они уже не меньше чем несколько дней сюда не подавали.
Вид в направлении Кустарёвки.
Утро, как я уже говорил, выдалось туманным и довольно морозным. Идя вдоль кривой я обдумывал план съёмки. Пригородным снимем, ориентировочно, на 123-м километре линии, но может и подальше пройдём. Поглядим.
Пройдя вдоль кривой выхожу к входному светофору "ЧЗ" станции Вернадовка. Впереди была протяжённая прямая длинной около 6 километров.
А между тем солнце уже показалось из-за горизонта, и через мгновение выглянуло из облака. Несмотря на мороз настроение было отличным и весенним. Начался второй месяц моей трудовой деятельности на новой работе, уже получил первую зарплату. И даже не в деньгах дело, хотя всё-таки на поездки нужны средства, но и в том, что смотрю на всё более оптимистично, даже когда дело идёт не так как планировал. Почаще бы только с друзьями встречаться, всё-таки общения не хватает. А так всё хорошо.
На границе 126/127 километров линии, вид на входной светофор "ЧЗ" станции Вернадовка.
125-й километр линии, вид в направлении станции Кустарёвка.
Вид в сторону Вернадовки, в кадре предупредительный светофор "ПЧЗ"
124-й километр линии. Несмотря на то, что согласно прогнозу погоды в этих краях на неделе был снегопад идти было довольно легко. Тем не менее снега в этих краях было всё равно много, стоило лишь отойти в сторону и сразу погружаешься в снег почти по колено.
А сам путь был хорошо расчищен, снегоборьбой, судя по ряду признаков здесь занимается снегоборьбой снегоуборочная типа СМ2.
А между тем я вышел на 123 километр, а немного ранее пересёк границу Тамбовской и Пензенской областей. В общем-то здесь есть небольшая выемочка, снимать я планировал стоя справа от путей. Пройдя ещё немного вперёд я выбрал место для съёмки. Правда по глубокому снегу было перемещаться тяжеловато, но тем не менее...Однако спустя некоторое время я решил немного пройти вперёд.
Но скорее с целью разведки, впереди, кстати, место где я осенью снимал пригородный поезд. В общем пройдя вперёд около 400-500 метров я принял решение вернуться назад. Хотя, надо сказать, деревья там выглядели более красиво, ибо ветки были покрыты инеем. Но встать толком негде.
Вернулся назад, ожидаю пригородный поезд, до прохода которого оставалось около получаса. Деревья загораживали солнце, как и пелена из облаков - это даже к лучшему. Иначе морда локомотива получится тёмной, а бок светлым. Вскоре со стороны Земетчино послышался гудок и дизель тепловоза - пригородный приближается. Дизель с каждой минутой усиливался, но поезда пока не видно, но это неудивительно - здесь он едет не быстро. Но вот впереди показался силуэт ТЭмки.
Тепловоз ТЭМ18ДМ-717 в голове пригородного поезда №6134 Морсово - Пачелма, перегон Земетчино - Вернадовка Куйбышевская ЖД. Кадр удался! Как и видео:
Click to view
Вообще я предполагал, что в голове пригородного поезда будет тепловоз ТЭМ2-1567, не так давно он работал с пригородными Вернадовка - Моршанск. Но ТЭМка с тем пригородным больше исключение, обычно ТЭП70БС, а сегодня 2ТЭ10У был, а вот здесь - на линии Кустарёвка - Вернадовка ТЭМка с пригородным - правило! Однако я был рад, что попалась ТЭМДМ с пригородным - первый пригородный под данным тепловозом (обычный ТЭМ18, который я прошлым летом снял на линии Окуловка - Неболчи - не в счёт).
Пригородный поезд умчался на Пачелму, я спустился вниз. Теперь вопрос будет ли сегодня грузовой на Земетчино, или всё дело ограничится только тепловозом следующим резервом? То, что этим тепловозом будет ТЭМ2-1365 вне всяких сомнений, а вот с грузовым вопрос оставался открытым. Надо сказать, что у меня на этот период твёрдого плана не было, хотя изначально планировал не возвращаться на станцию Вернадовка, а твёрдо ждать грузовой, или тепловоз резервом - на что повезёт. Но соблазн словить на главном ходу взял верх, тем более со стороны Моршанска должен в скором времени прибыть тепловоз 2ТЭ10У, с целью забрать вагоны на Пензу. Но уже спустя 20 минут я услышал за лесополосой бубнёжку дизеля 10Д100, в этот раз тепловоз прибыл раньше. Но ничего страшного, раньше прибытия дневного поезда №121 Пенза - Москва его всё-равно не отправят, а за это время я успею и на станцию прийти, и на перегон Вернадовка - Поминаевка выйти. Но тут я допустил просчёт - не проверил расписание пассажирских поездов, а поезда №121 Пенза - Москва - Пенза в этот день не было, а потому вывозной на Пензу отправили с Вернадовки раньше обычного. Короче - как только я вышел на станцию Вернадовка грузовой поезд показал мне лишь хвост и умчался на Пензу. Я опоздал. Ну ладно, попробуем подождать поезд с Моршанска, уж маневровый тепловоз должен быть точно. Однако полчаса ожидания ничего не дали, несолоно хлебавши я отправился обратно на перегон Вернадовка - Земетчино, поезд на Земетчино был в приоритете, а снимать в границах станции Вернадовка я его не хотел. Но отойдя на перегон до Земетчино на полтора километра я вновь услышал 10Д100 со стороны Моршанска. Эх, рано ушёл!
Иду вдоль перегона Вернадовка - Земетчино. Со станции Вернадовка опять 10Д100, правда на этот раз поезд следовал с противоположной стороны. Со стороны Моршанска тихо, тепловоз ТЭМ2 пока не прибыл, значит есть ещё время. Погода за это время стала более солнечной, да и потеплело. Для грузового, правда, такая погода нежелательна. А на часах уже миновал полдень. На всякий случай посмотрел прошлогоднее фото грузового поезд - поезд проследовал в 12.41. Но в это время поезда явно не будет, времени осталось немного, а тепловоз ещё даже в Земетчино не прибыл.
Но в какой-то степени это был плюс - это позволило дойти мне до выемки на 122-м километре. Погода за это время стала более облачной, была надежда, что облака закроют солнце. Хорошо бы, а то солнце чуть ли не в объектив мне светить будет. Если конечно снимать здесь пригородный на Морсово.
Решил снимать поезд здесь. С главного хода опять послышался шум поезда, но это был очередной грузовой поезд на Пензу. Да-а, что-то сегодня многовато поездов.
Просторы Земетчинского района Пензенской области. Всё-таки люблю я эту провинциальную душевность несмотря на то, что москвич. Кого-то тянет в Москву, а меня наоборот подальше от столицы. Любой стресс снимает, хотя сейчас его и нет - чувствую себя замечательно. Были конечно сложности, хотя и финансовые, но сейчас и в этом вопросе всё налаживается. Дай Бог и в остальном будет также, планов на жизнь хватает.
А между тем со стороны Моршанска раздался тифон Т-9, тепловоз ТЭМ2-1365 возвращается. Посмотрел на часы - 13.20. Если следовать резервом, то тепловоз теоретически успеет доехать до Земетчино перед пригородным, освободив перегон, а вот с грузом точно нет. Прошло 15 минут, но на перегоне ничего не появилось. Ну либо решили не рисковать, либо с грузом будет. Тогда ждём пригородный
В 14.00 со станции Вернадовки послышался гудок тепловоза ТЭМ18ДМ, прошло ещё немного времени, и вот впереди показася свет прожектора тепловоза. Погода так и осталась малооблачной, солнечный свет лишь чуток ослабило лёгкое облачко.
Тепловоз ТЭМ18ДМ-717 в голове пригородного поезда №6133/6137 Пачелма - Морсово, перегон Вернадовка - Земетчино Куйбышевская ЖД. 122-й километр линии Кустарёвка - Вернадовка. Но, кстати, несмотря на контровый свет получилось более-менее терпимо, думал, будет хуже.
Пригородный поезд скрылся за поворотом. Очевидно, что тепловоз с Вернадовки поедет на по прибытии пригородного на станцию Земетчино. Осталось только дождаться его и сделать кадр. Но, с учётом освещения, здесь его снимать не вариант. А потому решил пройти вперёд за кривую вблизи о.п. 120 км., там освещение должно быть явно лучше.
121-й километр, мост через реку Раёв, вид в направлении Кустарёвки.
Вид в сторону Вернадовки.
Железная дорога поворачивала налево, в конце кривой находится остановочный пункт 120 км, а за ним короткая прямая - там и будем ждать ТЭМ2.
Конец 120-го километра. Собственно здесь и находится о.п. 120 км. Но мы идём дальше, времени осталось немного.
Занимаю позицию, жду. Снег и здесь глубокий, из-за этого я не успел срезать часть растительности за спиной, если тепловоз проследует резервом, то его можно будет заснять вслед, а так кусты мешать будут. Спустя 5 минут со станции Вернадовка послышался гудок. Посмотрел на часы - до прибытия пригородного на станцию Земетчино ещё 2 минуты, но входной светофор он могу уже вполне проследовать. Но не факт конечно, поезд может следовать и по главному ходу. Но шум усиливался, стало очевидно, что поезд едет всё-таки на Земетчино - и это был грузовой! Через пару минут я увидел сквозь деревья тепловоз ТЭМ2 с хопперами-зерновозами.
Тепловоз ТЭМ2-1365 в голове грузового поезда, перегон Вернадовка - Земетчино, окрестности о.п. 120 км Куйбышевская ЖД. Отлично, грузовой поезд на Земетчино успешно заснят!
Click to view
Грузовой поезд скрылся за поворотом. Всё-таки не зря я перенёс поездку, ещё неизвестно что было бы если приехал неделей ранее.
Ну а теперь можно возвращаться в окрестности станции Вернадовка, может и на главном ходу наконец повезёт. Прошёл мимо о.п. 120 км. Как видите, никакой платформы нет, пассажиры просто спрыгивают прямо в снег
Здесь пассажиры (если они бывают) ожидают пригородный поезд. Судя по множеству следов народ всё-таки здесь выходит, только вот кто, а главное - вышел, а дальше куда? Вблизи нет ни одного деревни, ни одного дома. Ну разве только путейцы могли садится, другого варианта придумать не могу.
Ну а я поспешил обратно. По моим расчётам я должен прийти на станцию Вернадовка за час до захода солнца. Погода, между тем, стала заметно портится солнце скрылось в тучах.
Несмотря на малодеятельность линии, накат на путях, на удивление хороший. Я бы сказал слишком хороший для 1,5 (2) пар пригородного, 1 пары сборного-грузового, ну тепловоза резервом.
Прошёл мимо места, которое мне больше всего полюбилось за эти поездки. Как-нибудь ещё поснимаем здесь, возможно даже в этом году.
Жалко только линия уже давно не работает на сквозное движение, хотя накат такой, будто движение интенсивное. Когда-то ходил поезд №602/603 Москва - Вернадовка, да и пригородные были по всей длине линии, а сейчас между стыку Московской и Куйбышевской ЖД перегона Свеженькая - Морсово движения уже несколько лет нет, но данный перегон не разбирают. Целиком линия сохраняет актуальность на случай крушений или серьёзных ремонтов на участках Рязань-1 - Кустарёвка, Кустарёвка - Рузаевка, Вернадовка - Ряжск для пропуска поездов в обход. Но в каком состоянии сейчас перегон Свеженькая - Сасово сказать сложно, сам я не был там.
Продолжаю путь к станции Вернадовка. Небо полностью затянули тучи, а вскоре начался снег. Поначалу он был не очень сильным, но через 20 минут начался более обильный снегопад.
Видимость стала заметно хуже, но вот впереди показался предупредительный светофор "ПЧЗ". А с главного хода послышался дизель 10Д100, со стороны Моршанска приближался грузовой поезд. Зараза, опять не успел! Похоже на главном ходу мне сегодня ничего не светил. Однако по звукам вскоре стало понятно, что это был не грузовой поезд, а тепловоз резервом, более того - он шёл не на проход, а прибыл на станцию Вернадовка,
Входной светофор "ЧЗ" станции Вернадовка. Со станции раздавались свитки тепловоза, который осуществлял манёвры по станции.
Вернадовский элеватор. Вдали показался маршрутный светофор "ЧМЗ". Пройдя немного вперёд я решил срезать дорогу и переместился на главный ход.
Входной светофор "Ч" станции Вернадовка. Со станции раздавался дизель 10Д100, но видимость была никакая. Чуть прошёл, похоже, тепловоз встал под состав и повезёт его на Моршанск. Или нет? Да нет, явно на Моршанск, на Пензу забрали бы утром, и не стали для этого пригонять лишний тепловоз.
А раз так, то надо поспешить на перегон, поезд могут отправить в любой момент.
Вид в сторону Вернадовка. Снег, между тем, перестал - очень кстати. Теперь важно успеть к переезду, и чтобы поезд отправили до того, как начнёт темнеть.
Миновал кривую, приближаюсь к переезду. Я прошёл ещё пару десятков метров, и тут зазвенел переезд. Быстро добегаю до переезда, достаю камеру. Проходной светофор пока не горит, поезд ещё не проследовал выходной светофор. Но через минуту проходной загорелся зелёным и через мгновение со стороны станции Вернадовка показался грузовой поезд.
Тепловоз 2ТЭ10У-0432 в голове грузового поезда, перегон Вернадовка - Фитингоф Куйбышевская ЖД. Ну вот и здесь грузовой поймал, а думал не успел. Отлично.
Грузовой поезд умчался на Моршанск. Проходные светофоры последовательно отключились. Я об особенностей работы здесь автоблокировки не рассказывал, но, расскажу, ибо первый раз такое увидел именно здесь. Обычно на однопутках наблюдаешь стандартную картину: в одном направлении светофоры автоблокировки горят, в противоположном погашены, но в зависимости от направления движения поездов автоблокировку переключают с чётного на нечётное направление и наоборот. Соответственно по горящим светофорам и ориентируешься. Здесь же устроено по другому: пока поездов нет проходные светофоры погашены в оба направлении, но как только поезд вступает на перегон проходные светофоры начинают включатся, но не все разом, а последовательно. Как только поезд проследовал горящий зелёным сигналом проходной светофор, сразу включается следующий проходной ограничивающий блок-участок, а предыдущий переключается на красный. Но как только хвостовой вагон поезда проследовал проходной светофор, светофор сразу гаснет. Вот так!
Поезд был успешно заснят, но я решил ещё немного подождать, может ещё что по удалению проедет. Но спустя полчаса шум дизеля послышался уже с противоположной стороны.
Через 5 минут со стороны Моршанска появилась сплотка тепловозов с 3ТЭ10УК-0058 в голове.
В хвосте был 3ТЭ10М-1404, а вот тепловоз посередине опознать не удалось, ясно только, что это 2ТЭ10У. Ладно, уже темнеет, идём на станцию.
Вид на входной светофор "Ч" станции Вернадовка. Стало ещё темнее, а через некоторое время вновь возобновился снегопад. На этом съёмку я завершил. До поезда на Москву оставалось ещё пара часов, за это время ещё надо поужинать. Правда ощутимо похолодало, вдобавок погода стала более ветреной. Дойдя до павильона станции Вернадовка я сел на скамью и приступил к разогреву консервов. Зал ожидания, как назло, был закрыт а погреться было бы очень кстати, вдобавок ноги всё-таки промокли. Но за час до прибытия поезда зал ожидания всё-таки открыли. Внутри было хоть и простенько, но тепло...Удивил тот факт, что на стене висело старое расписание пассажирских поездов, которое уже несколько лет как неактуально.
Согревшись я вновь вышел на станцию Вернадовка. Выходной светофор на Пензу был открыт на проход, через несколько минут раздался дизель 10Д100 и со стороны Моршанска проследовал 2ТЭ10У резервом. Что-то много сегодня резаков, однако. Вскоре прибыл пригородный из Морсово, а за ним 2ТЭ10У притащил обратно вагончик пригородного поезда Моршанск - Вернадовка. Объявили о прибытии поезда №093 Пенза - Москва, и через несколько минут данный поезд, с тепловозом ТЭП70БС-165 в голове, прибыл на станцию Вернадовка. Вагон был заполнен лишь на одну четверть, да и по пути домой на промежуточных станциях народу много не подсело. В 05.00 следующего дня я прибыл в Москву. Поездка получилась успешной, и я ни грамма не пожалел, что сдвинул её на неделю.
Спасибо за внимание!
Мой инстаграм:
https://www.instagram.com/romancherinov_railway/Канал на youtube:
https://www.youtube.com/channel/UCf91E-MDviZsRZKkrMAlRRg?view_as=subscriber Банковский перевод:
Яндекс-кошелёк: 4100111420637187
ВТБ: 4483 4300 1479 8869