Отсидев дома на изоляции я решил, что пора съездить куда-нибудь на новое место, где я не бывал. Постоянно перечитывая рассказы друзей об их поездках на линию Раненбург - Смоленск, я захотел сгонять на участок данной линии проходящий по территории Калужской области. На территории Липецкой области я на этой линии бывал неоднократно, посещение участка по территории Тульской области представляло из себя посещение станции Горбачёво и окрестностей. Теперь настала очередь Калужской области, а именно - перегона между станциями Сухиничи и Барятинская.
Мои друзья и коллеги по увлечению много раз говорили, что мне на линии всегда везёт. Да, факт везения отрицать не буду, но вместе с тем хочу заметить, что были у меня и не результативные вылазки в плане съёмки подвижного состава. И забегая вперёд скажу, что такой вышла и эта поездка, но, несмотря на неудачно выбранный день, я остался доволен просто тем, что прогулялся вдоль линии. О чём и расскажу в этом посте.
Но началось всё довольно драматично - я едва не опоздал на поезд. Поздно выехал на вокзал, а когда приехал на Киевский вокзал - до отправления поезда Москва - Климов, на котором я должен был отправится в Сухиничи оставалось 12 минут. Казалось бы, что там успеть, но из-за деятельности "театра безопасности", в которой проход к поездам дальнего следования несколько изменился я замешкался, и выскочил на платформу за 4 минуты до отправления. До своего вагона я так и не успел добежать, пришлось сесть в штабной и пройтись по составу. Слава Богу, обошлось!
Спать я не ложился и даже бельё не брал, лишь немного покемарил. В 02.27 наш поезд прибыл на станцию Сухиничи-Главные, где я и вышел. Электровоз ЧС7 (номер не успел разглядеть) сменили на ЧС4Т-532. Покидаю станцию и иду через город к линии Раненбург - Смоленск. Пройдя по улице идущей параллельно железной дороге сворачиваю на путепровод дороги идущей к автомагистрали М-3. Пройдя вдоль дороги полтора километра сворачиваю в поле.
Сухиничи на рассвете. Этот небольшой город Калужской области впервые упомянут в истории в 1444 году, однако статус города он обрёл лишь в 1840 году. Важнейшим толчком в развитии города стало строительство железнодорожный магистралей Раненбург - Смоленск и Москва - Брянск. Сейчас это центр одноимённого района, и крупный железнодорожный узел. Население города, тем не менее, невелико - 14779 жителей
Рассвет над городом и элеватор Сухиничского комбикормового завода. Да магистрали оставалось всего ничего. Ещё идя вдоль автодороги я видел железную дорогу, благо идёт она параллельно. Движения правда никакого не было, но оно и к лучшему.
Пройдя ещё несколько сотен метров идущей к селу Беликово я вышел к переезду.
Перегон Сухиничи-Узловые (Сухиничи) - Барятинская, вид в сторону станции Сухиничи, в кадре виден чётный входной светофор.
Вид в противоположную сторону. Блокировка работала в сторону Сухиничей, поезд был скорее всего ночью. Всё-таки до прохода пригородного ещё достаточно времени, вряд ли блокировку разворачивали именно под него.
Перегон Сухиничи-Узловые - Барятинская, вид в сторону Занозной, Смоленска. Проходный светофоры к конце 359-го километра. Это самый длинный перегон на котором мне приходилось бывать, его протяжённость составляет более 55 километров. Раньше существовало ещё несколько станций (Шлипово, Матчино), но как и многие станции, они были разобраны на данной линии. Если говорить об участке линии проходящей по территории Калужской области, то из всех закрытых станций были восстановлены лишь две - разъезды Музалёвка и Павлиново. Мои друзья и коллеги по увлечению Петя
emper1or и Миша
spok182 (спасибо за рассказы, кстати, под их впечатлением приехал) также были впечатлены длиной перегона, снимая возле деревни Волково на 368 километре, они отметили проходной светофор с литером "57". А какой же максимальный литер на светофорах нечётного направления вы видите перед собой - светофор с литером "67". Такой вот длинный перегон.
Вид на светофор "2" в направлении станции Сухиничи. Широтных пассажирских поездов по линии сейчас нет, когда восстановят тоже пока не известно. А потому расчёт только на грузовые, ну и пригородный должен ещё быть из Спас-Деменска.
На границе 359 и 360 километров, вид в сторону Сухиничей.
А мы продолжаем прогулку вдоль линии. Стало потихоньку светать, солнце уже показалось из-за горизонта. Ночь выдалась тёплой, прогноз погоды сулил сегодня жаркую, малооблачную погоду.
Несмотря на то, что магистраль Раненбург - Смоленск уже давно не существует как единая линия, километраж сохранён. Худшая ситуация с движением только на территории Тульской области, где находится разобранный участок линии. В данной области линия действует от станций Белёв в сторону Козельска, от станции Куликово Поле в сторону станции Лев Толстой - движение редкое, и представляет из себя тепловоз ЧМЭ3 с несколькими вагонами. Участок Белёв - Горбачёво не действует, а на участке Горбачёво - Теплое движение в последний год-два только до станции Пономарёво. Но это в Тульской области, а в Калужской линия цела, да и движение шустрее.
Рассвет над Сухиничским районом Калужской области.
Конец 360-го - начало 361-го километра, вид в сторону Занозной.
361-й километр линии, проходной светофор "65". Впереди виден путепровод автомагистрали М-3 "Украина".
Проходной светофор "4"
А это уже вид на путепровод с противоположной стороны. Идя вдоль путей постоянно оборачиваюсь назад контролируя показания входного светофора станции Сухиничи, благо даже без зума его можно разглядеть.
362 километр линии Раненбург - Смоленск, вид в сторону Занозной. А между тем мы подходим к остановочному пункту 362 километр.
Проходные светофор "63" и "6" окрестности остановочного пункта 362 км.
А вот и сам остановочный пункт 362 километр, который представляет из себя небольшую платофму длиной метра 3-4. Данный остановочный пункт расположен на границе 362-го и 363 километров. Сама посадочная платформа находится на 362-м километре, а вот знак "Остановка локомотива" в направлении Занозной уже на 363-м. Остановочный пункт предназначен для жителей расположенной рядом деревень Свечи и Кипячка. Такие вот своеобразные названия.
Табличка и расписание на остановочном пункте. Пригородное движение представляет из себя всего одну пару Спас-Деменск - Сухиничи и обратно.
Вид на остановочный пункт в направлении станции Сухиничи.
Конец 363-го - начало 364 километра. Солнце поднималось вс выше и выше, местами пути уже неплохо освещались.
А вот там где лесополоса вплотную прилегала к путям всё было пока что в тени. Иду постоянно вслушиваясь. Входной светофор станции Сухиничи с этой точки уже не увидеть из-за перепада высот, но интуиция подсказывала мне, что до пригородного поезда ждать ничего не стоит.
Проходные светофоры "61" и "8", 364-й километр линии.
Вид в сторону Сухиничей.
Кривая на 365-м километре. Судя по карте за поворотом должна быть протяжённая прямая до самого остановочного пункта Светики.
Вид в сторону Сухиничей.
На границе 365-го и 366-го километров. Поглядываю на часы, надо немного ускорится, всё-таки снимать пригородный поезд в тени совсем не хотелось.
Проходные светофоры "59" и "10". На горизонте уже показался переезд вблизи остановочного пункта Светики. А на часах уже 06.15, по моим расчётам пригородный должен прибыть к данному остановочному пункту менее чем через полчаса.
366 километр линии, вид в направлении Занозной.
Вот впереди показался километражный столб на границе 366-го и 367-го километров. Осталось совсем немного.
367-й километр. По мере приближения к остановочному пункту я увидел, что участок за переездом был идеально освещён солнечным светом. Ну теперь надо точно поспешить, упускать возможность снять поезд на таком месте было бы непростительно. Тем более я сам где-то затянул время - мог бы прийти в этот район гораздо раньше.
В какой-то момент пришлось немного пробежаться, но. к счастью, я успел. Вот передо мной платформа остановочного пункта Светики (367 км). Интересно, что поблизости населённого пункта с таким названием нет, ближайшие к платформе населённые пункты - деревня Фурсово и Волково.
Ну а вот и собственно пара проходных светофоров с литерами "57" и "12", которая встречается в рассказах многих любителей, упоминается, как правило, светофор с литером "57", всё-таки я лично не знаю столь длинного перегона на автоблокировке.
Пройдя мимо проходных светофоров занимаю позицию на пригорке. Дойти я успел, но до прохода пригородного поезда остались считанные минуты, а я ещё хотел видео заснять. Спешно расставляю штатив, устанавливаю видеокамеру.
Через 3-4 минуты на горизонте показался огонёк прожектора пригородного поезда. Автомотрисы АЧ2, которые в основном обслуживали этот маршрут, к сожалению ушли в историю в пригородном сообщении, теперь в качестве пригородного поезда здесь используют рельсовые автобус РА1. При том, что для ряд автомотрис АЧ2 продолжают эксплуатироваться в качестве служебных на ряде железных дорог - филиалов РЖД. То есть всяких шишек возить можно, а простых пассажиров нельзя - срок эксплуатации вышел. Смешно конечно! Но, всё внимание пригородному поезду.
Рельсовый автобус РА1-0034 сообщением Спас-Деменск - Сухиничи, перегон Барятинская - Сухиничи-Узловые Московская железная дорога. Первый поезд на данном перегоне линии Раненбург - Смоленск был успешно заснят. И даже видео снять получилось:
Click to view
Постояв около минуты возле остановочного пункта Светики рельсовый автобус РА1-0034 закрыл двери и помчался дальше на Сухиничи и вскоре скрылся из виду.
По удалению за пригородным ничего не было, а потому я решил воспользоваться моментом и перекусить. Погода становилась всё жарче и жарче, но было довольно хорошо. Вокруг пели птицы, где-то за деревьями мычали пасущиеся коровы, свежий воздух...Кайф! Я никогда не скрывал, что вот такие места, да и жизнь в деревенской местности мне больше по душе, чем в окружении высотных коробок из стекла и железобетона, хотя сам в Москве родился. Кто-то по ряду причин не любит сельскую жизнь, в общем-то понять таких людей можно, всё-таки здесь хоть и свежий воздух, но не всё так просто, как кажется - есть и ряд минусов.
А для меня это возможность отвлечься от проблем, отдохнуть от столичной суеты. Конечно, учитывая тот факт, что на момент поездки я нахожусь в статусе безработного, времени у меня вагон. Но, как я уже рассказывал, пришлось пару недель отсидеть дома, в связи с неприятными событиями в моей семье. И как только прошли эти 14 дней - сразу на природу, в провинцию, на малодеятельную однопутку. Новые места, новые эмоции.
Прошло полтора часа. Затишье на линии сохранялось, а освещение было уже почти по центру, вскоре надо было перемещаться на другую сторону.
Через некоторое время я решил пройти чуть вперёд и переместиться на противоположную сторону. Сделав очередной снимок возле будки КТСМ "368 километр" я переместился на противоположную сторону.
Знакомый многим любителям вид на 368-м километре линии. В общем-то я тоже рассчитывал заснять здесь грузовой поезд, тем более его в эти часы ловили неоднократно. По крайней мере когда он с Занозной идёт идеально по свету.
Вид в направлении Сухиничей.
На часах миновало 09.00. Прогуливаясь вдоль путей я несколько раз фоткал это место, и в один момент, увеличив фото обнаружил, что нечётный проходной светофор горит зелёным. Или показалось, и это всего лишь увеличение искажает изображение. Но совсем рядом же пара проходных светофоров.
Бросив взгляд на проходные светофоры я понял, что мне не показалось: светофор чётного направления погас - блокировку переключили на Занозную. Поезд со стороны Сухиничей был мне в общем-то ни к чему, свет всё равно контровый. Зато место съёмки было хорошо тем, что можно было спрятаться в тени растущих рядом деревьев и ждать. Так я и сделал, всё равно поезд ожидается с противоположной стороны. Прошло около 20 минут, со стороны Сухиничей послышался гудок - поезд приближался к переезду вблизи о.п. Светики. Но что-то перестука особо не слышно, похоже, что тепловоз следует на Занозную без вагонов. Выхожу к путям. Так и вышло: через мгновение мимо проследовал одинокий тепловоз.
Тепловоз 2ТЭ25КМ-0107 следует резервом по перегону Сухиничи-Узловые - Барятинская в сторону станции Занозная. Грузовой поезд конечно бы я не снял, но резак - совсем другое. Это всё меняло.
Тепловоз набирая скорость стал подниматься в гору постукивая колёсами на стыках.
Через мгновение тепловоз скрылся из виду. Хоть всё пошло не по тому сценарию на который я рассчитывал пока вс шло результативно. Да и на часах только 09.50. Перегон пусть и большой, но если у данного тепловоза будет скрещение по Барятинской или Занозной, то встречный поезд всё-равно будет по солнцу. Ничего, подождём. Тем более одна нитка после полудня вроде как есть.
Деревня Волково сельского поселения "Село Шлиппово" Сухиничского района Калужской области. Рассказы о негостеприимности местных жителей я слышал от нескольких человек, а некоторым моим друзьям даже удалось с эти столкнуться. Но у меня в эту поездку никаких проблем с местными не было, вдобавок я был на позициях где местные то особо и не ходят. Тем более местами трава выше пояса.
Просторы Сухиничского района Калужской области. Из всех соседних с Подмосковьем областей Калужская область у меня не самая популярная - было всего четыре поездки, две из которых на перегон Ферзиково - Перспективная в 2014-2015 годах за тогда ещё курсировавшим поездом Санкт-Петербург - Ташкент, и две на главный ход - на перегоны Ерденево - Суходрев и Бабынино - Кудринская в 2016 году. После 2016 года я в данной области не снимал.
Понимая, что в ближайшее время за резаком вряд ли будет поезд я спрятался в тени. Прошло 50 минут, выхожу на линию в надежде на то, что блокировку переключили обратно. Увы, пока без изменений. Время потихоньку приближалось к полудню, пора и пообедать.
Миновал полдень, я бросил взгляд на проходные светофоры. Но блокировка продолжала работать на Занозную.
Подождав ещё порядка часа я поспешил вперёд, если будет второй поезд из Сухиничей, то по крайней мере его можно будет заснять с более лучшей позиции, пусть и свет контровый. А если блокировку всё-таки переключат, то и вернуться успеем без какой либо спешки, перегон вон какой длинный.
Вид на КТСМ и проходные светофоры. Сделав данный снимок я зашагал вперёд, и через 12 минут уже был на другой стороне
Приближаясь к пригорку, с которого мои друзья и коллеги по увлечению делали красивые кадры. Впереди также виден километражный столбик на границе 368-го и 369-го километров.
Вид в противоположную сторону.
Изначально я думал занять позицию на пригорке, но трава там оказалась настолько высокой, что для того чтобы что-либо заснять мне наверно пришлось бы её всю вытоптать. Решил встать здесь. Разве что показания проходных светофоров я не контролировал.
Время от времени я перемещался ближе к путям следя за показаниями проходных светофоров, но блокировка продолжала работать на Занозную.
Время неумолимо летело вперёд. Жара стала ещё более нестерпимой, а спрятаться в тени было несколько сложнее. Из-за этого быстро расходовалась вода. Время от времени я всё-так прятался в тени, чтобы хоть как-то скрыться от палящего июльского солнца. А на линии продолжало царить затишье. 14.00, 15.00, 16.00. Ни гудка, ни перестука. В моём распоряжении оставалось менее часа, мне надо было покинуть это район в 16.30, чтобы успеть дойти обратно. Можно конечно подождать подольше, а потом просто выйти на дорогу и поймать попутку, но я решил погулять ещё вдоль путей.
И тут мой слух уловил шум похожий на поезд. Шум то появлялся, то пропадал. Я продолжал ждать, но вскоре стало понятно, что слух меня обманул. Ладно, пора идти обратно, а там может на обратном пути что-нибудь проедет.
Но места мне понравились. Вообще, если погода пасмурная, то идти в этот район особо смысла нет, есть симпатичные места около пары светофоров "67" и "2", а также возле путепровода автомагистрали М-3 есть выемка. Но я не жалею, что пришёл в эти края - края, где снимали мои лучшие друзья.
Проходной светофор "12" и "57"
Остановочный пункт Светики (367 км).
Иду обратно. Железная дорога, к счастью, была освещена довольно хорошо, в случае чего есть где встать. Правда есть и проблемные участки где кусты и заросли борщевика мешают. Растительность по обочинам если и скосили, то только с одной стороны, где располагались пикетные и километражные столбики. А мне, если снимать поезд из Сухиничей надо вставать на другую сторону.
На границе 366-го и 365-го километров.
Миновав кривую я вышел на прямую идущей к самой станции Сухиничи.
Недалеко от этого места я увидел зайца-русака, но заснять не успел, увидев меня заяц мигом скрылся в траве.
Возле о.п. 362 км.
Глянул на часы - по времени я должен успеть. После того, как я едва не опоздал на поезд в эти края, повторять ошибку рискуя оказаться на платформе за 10-12 минут до отправления было бы глупо. Тем более я первый раз в этих краях и мог допустить неточность в расчёте времени.
Миновал путепровод, выхожу в очередной паре проходных светофоров. Вдали на горизонте можно было заметить входной светофор станции Сухиничи.
Последняя пара проходных светофоров перед входным светофором. В это время со станции Сухиничи раздался гудок. Неужели под конец прогулки мне повезёт? Однако прошло несколько минут, но поезд так и не появился, гудок явно принадлежал поезду следовавшему по главному ходу.
На горизонте - входной светофор станции Сухиничи (Сухиничи-Узловые). Ну вот и всё, мы прибыли к конечной точке прогулки вдоль линии.
Сухиничи на горизонте. Иду в город. До отправления моего поезда на Москву осталось полтора часа - должен успеть. Правда в какой-то момент я решил немного ускорится, дабы выиграть немного времени, но когда я вошёл в город, то в одном месте это самое выигранное время обратно проиграл. Тем не менее на станцию Сухиничи-Главные я пришёл за 15 минут до прибытия поезда на Москву. Вскоре подъехал скоростной поезд №742 Брянск - Москва, на котором я поехал обратно в Москву. Проезжая станцию Сухиничи-Узловые я обратил внимание, что по станции маневрировал тепловоз 2ТЭ25КМ-0070, который, судя по всему пришёл со стороны Тулы. Быть может, снимай я на перегон Сухиничи-Узловые - Музалёвка результат был бы получше, но я поездкой всё равно разочарован не был, а наоборот - был счастлив. Но счастлив я был прежде всего потому, что вдохнул свежего провинциального воздуха, что погулял вдоль железной дороги, открыл для себя новые места...Да и уехал всё-таки не совсем с пустыми руками. Да, результата может и не быть, но всякое бывает, и если смотреть на это проще, то и разочарован не будешь. Главное - ты жив, ты здоров, а значит всё впереди - все в твоих руках. И поездки будут результативные, и трудности которые ты испытываешь закончатся. Всё будет хорошо. И вскоре состоялась очередная моя поездка на линию, где я ещё не бывал, но это уже тема следующего поста.
Спасибо за внимание!
Мой инстаграм:
https://www.instagram.com/romancherinov/Канал на youtube:
https://www.youtube.com/channel/UCf91E-MDviZsRZKkrMAlRRg?view_as=subscriber Банковский перевод:
Яндекс-кошелёк: 4100111420637187
ВТБ: 4483 4300 1479 8869