Проведя первые дни отпуска в Коломне я вернулся в Москву. До вылета на черноморское побережье Болгарии оставалось ещё 3 дня, но перед этим я решил совершить ещё одну поездку, на этот раз на просторы Тульской области. Привычные места я уже объездил, теперь надо посетить место, куда я собирался уже несколько лет, но до текущего дня так и не доехал. На этот раз объектом фотосъёмки и прогулки стали окрестности станции Присады, и промышленная линия к крупнейшему предприятию чёрной металлургии - ПАО "Тулачермет". Ночью 3 августа я и мой друг и коллега Миша
spok182 выехали в Тулу пассажирским поездом № 237 Москва - Анапа.
Идея посетить промышленную линию ПАО "Тулачермет" относится к 2016 году. В тот год я впервые заинтересовался этой линией, но идея была перекрыта другими планами и забыта, но не навсегда. Второй раз я вспомнил о данной линии в прошлом году, даже провёл небольшое исследование этих мест с помощью карты местности, присмотрел одно место. Идею поездки я предложил также Мише, но, увы, поездка так и не состоялась. И вот, 4 августа, наконец, мы выехали в Тулу чтобы воочию увидеть эти места, и половить поезда.
В Тулу, как я уже сказал, мы приехали пассажирским поездом №237 Москва - Анапа, который следовал через Калугу. Мы специально поехали более протяжённым маршрутом, чтобы выспаться ночью, а утром быть уже на месте. Доехав до Тулы берём билеты до станции Присады. Поскольку до пригородного поезда ещё оставался целый час, решили потратить это время на завтрак. Погода была переменчивой: солнце время от времени выглядывало из облаков, но по большей части было пасмурно. Время ожидания пригородного поезда пролетело довольно быстро, и вот на станцию Тула-3 Вяземская прибыл рельсовый автобус РА2-093 на котором мы выехали к месту съёмки. Не прошло и полчаса, как впереди показалась станция Присады пути которой были заставлены составами. Ещё из окна рельсового автобуса я заметил тепловоз 2ТЭ10М, который явно немеревался уйти на промстанцию ПАО "Тулачермет". Выходим из поезда.
Станция Присады, вид в сторону Тулы. Станция расположена на территории одноимённого посёлка Киреевского района Тульской области. Вот мы и на месте. Станция была заставлены составами с углём, но первое на что я обратил внимание были звуки дизеля 10Д100, которые явно издавал тепловоз который я увидел ещё по прибытии. Для Миши подобное стало неожиданностью, ведь он ставил, что на вывозе будет работать 2ТЭ25КМ, однако я был уверен, что будет 2ТЭ10М и не ошибся. И скорее явно 2ТЭ10М-3249, в ТЧЭ-36 Новомосковск с недавнего времени это, по моему, последний тепловоз с родными дизелями 10Д100 оставшийся в работе, всё остальное либо списано, либо оставлено от работы. До недавнего времени с 10Д100 также работал тепловоз 3ТЭ10М-1310, но около месяца назад он был оставлен от работы, и ожидает отправки на КР с заменой дизелей на 5Д49. Поскольку поезд стоял под составом, а следовательно в любой момент мог отправится мы поспешили на линию ПАО "Тулачермет". Быстро доходим до Тульской горловины станции Присады.
А в это время со стороны Тулы послышался нарастающий перестук грузовых вагонов и из-за поворота показался грузовой поезд ведомый тепловозом 3ТЭ10М. Так что первый поезд снимаем на главном ходу.
Тепловоз 3ТЭ10М-1330 в голове грузового поезда, перегон Криволучье - Присады. На заднем плане мосты через реку Шат. Первый кадр получился довольно симпатичным, люблю такое небо в солнечные дни.
Ну а мы подошли к началу промышленной линии ПАО "Тулачермет". Виден знак "граница подъездных путей ОАО Тулачермет". Подъездной путь представляет из себя перегон Присады - Сортировочная протяжённостью 6,5 километров оборудованный полуавтоматической блокировкой. От станции Сортировочная отходят пучки подъездных путей, таким образом общая длина путей составляет аж 54 километра.
Но едва мы проследовали знак границы подъездного пути как раздался гудок и послышались басы 10Д100 - поезд отправился. Бежим вперёд, но быстро бежать не получается - рельсы в мазуте, подскользнуться и упасть - нечего делать. Выбегаем на перегон, но понимаем, что дальше не успеваем. Через мгновение появляется "Бугай" 2ТЭ10М с составом.
Тепловоз 2ТЭ10М-3249 с составом полувагонов гружёных углём следует по перегону Присады - Сортировочная промышленной линии ПАО "Тулачермет". Не прошло и получаса с момента прибытия, как уже пойман поезд на Тулучермет и грузовой на главном ходу.
Перевозимый груз, как я уже сказал, уголь из Кузбасса который служит топливом для предприятия.
Грузовой поезд проехал мимо нас и через пару минут хвостовой вагон скрылся за поворотом. Скорость поезда была довольно небольшой - около 20 км/ч.
А потому ещё на протяжении 10-15 минут над долиной рек Шат и Упа раздавались басы 10Д100 - тепловоз штурмовал подъёмы. Поезд был заснят, мы направились вперёд чтобы посмотреть место, которое я вычислил при изучения окрестностей линии по картам
Да, есть небольшая возвышенность слева, но, увы, не настолько высокая как я предполагал. Но с выводами мы на самом деле поторопились, как выяснилось позднее, и с такой возвышенности могут получится вполне себе симпатичные кадры.
Вот, кстати, неплохое место для съёмки. А освещение - вообще кайф! Жалко только поезд поехал на предприятие, а не в обратном направлении, можно было бы получить классный кадр. Но прогулка только-только началась, да и интуиция подсказывала мне, что впереди много интересного.
Довольно красивый вид открывается на долину реки Шат. Можно снять красиво проходящие поезда. Что коллега по увлечению довольно активно делал на всём протяжении поездки, я же ограничился лишь несколькими кадрами.
А погода была переменчивой, спустя некоторое время небо затянули тучи, начался дождь. Спешно достаю зонт. Но, к счастью дождевые облака быстро пролетели и уже через 10-15 минут дождь прекратился. Поскольку поезд проехал совсем недавно я предложил прогуляться вдоль линии на предмет поиска интересных мест для съёмки. Идём в сторону предприятия.
Кривая вблизи деревни Бредихино Киреевского района. Железная дорога в этом месте лежит на деревянных шпалах, да до этого попадались участки пути на дереве. Но большая часть конечно же на железобетоне. На горизонте видно ПАО "Тулачермет"
Вид в направлении станции Сортировочная.
Вид в сторону станции Присады и нерегулирумый переезд деревни Бредихино. Вдали на горизонте видна возвышенность с которой я сделал кадр (и сделаем ещё не один кадр) и предупредительный светофор станции Присады.
Пройдя вдоль кривой вновь выходим на прямую. От возвышенности мы прошли ориентрировочно 1,5 километра, ну может чуток поболее. Однако места были совершенно обычные. В какой-то момент я предложил коллеге дальше не ходить и вернуться, решено было пройти за кривую и если ничего интересного не увидим - идти обратно.
Мы прошли ещё чуть более полукилометра, но уже пройдя часть кривой стало понятно, что ничего интересного ны не увидим - впереди был участок на линии на высокой насыпи. В результате мы повернули в обратную сторону. Ну ничего, зато время скоротали, на одном месте стоять всё-таки скучновато. Вернулись в окрестности деревни Бредихино.
А на главном ходу в это время движение было активным, правда состояло преимущественно из пассажирских поездов. Вот один из поездов мчится на Тулу.
Предупредительный светофор ПЧМ. Интересно, а что значит литер "М"? Ведь если промстанция называется Сортировочная, то должен быть "С". Сошлись на мнении, что литер обозначает "Металлургический", ведь линия идёт на предприятие чёрной металлургии.
Вновь поднимаюсь наверх. Прошло порядка полтора часа с момента прохода грузового поезда на ПАО "Тулачермет", но тепловоз пока что не вернулся. Ну значит явно ждёт когда сформируют состав чтобы вывезли на станцию Присады.
В противоположную сторону вид также открывался довольно красивый, разве только кусты и борщевик перекрывал пути. Но сломать лишнюю растительность - это не проблема, хотя с борщевиком конечно надо быть осторожнее. Но сейчас со стороны станции Присады ждать нечего, поезд должен быть с предприятия. Продолжаем ожидания.
А по главному ходу продолжали проноситься пассажирские поезда притом, что интересно, исключительно под оранжевыми ТЭП70. В какой-то момент коллега по увлечению высказал, что возможно надо было сходить к станции и заснять проходящие поезда, ибо все он снимал также как и я, но только на ЗУМе.
А вот и грузовой поезд ведомый тепловозом 2ТЭ25КМ следует в направлении Тулы. Время от времени нам казалось, что со стороны Тулычермета что-то едет, но это был всего лишь обман слуха. А на часах уже полдень, с момента начала прогулки прошло почти 3 часа. Ну а раз на линии затишье сошли во мнении, что пора бы и пообедать. Занимаем позиции на возвышенности, распаковываем еду. Но только-только мы приступили было к еде, как послышался звук похожий на перестук. Или опять показалось? Ведь дизеля не слышно! Но нет, похоже и вправду едет. И тут Миша восклицает - "Тэмка!"
Вдали действительно показался грузовой поезд который тащил тепловоз ТЭМ2, что стало неожиданностью, ведь по логике вещей должен был быть именно "Бугай" 2ТЭ10М.
Поезд приближался, и состав был довольно длинный - явно порожняк. Ещё по дороге мы обсуждали предстоящую поездку, даже нашли фотографии местных тепловозов в сине-голубом окрасе. Но никак не могли предположить, что нам улыбнётся удача поймать их на линии. Правда солнце в момент прохода поезда спряталось в тучи, но ладно уж, главное поймали.
Тепловоз ТЭМ2У-6893 с порожним составом следует по перегону Сортировочная - Присады. На самом деле - это тепловоз ТЭМ2, это хорошо видно по форме кабины, а надпись ТЭМ2У - это просто самодеятельность местных маляров. Но это уже мелочи, главное - поезд поймали.
Состав проехал ещё немного и вскоре остановился. Притом состав был довольно длинный, число вагонов я не считал, но их было более 40. Поезд простоял около 5 минут, после чего входной светофор загорелся двумя жёлтыми, и поезд поехал дальше.
Поезд скрылся за поворотом. Теперь надо ждать обратный проход и тепловоза ТЭМ2. Мы рассчитывали, что тепловоз долго не задержится на станции, и вскоре поедет обратно. Но прошло полчаса, час...Тишина. Зато вскоре вскоре послышалась бубнёжка дизеля 10Д100
И вскоре со стороны станции Сортировочная показался тепловоз 2ТЭ10М-3249 который, на удивление, следовал резервом без состава. Удивительно, неужели столько нужно было времени ждать чтобы проехать обратно резаком.
Тепловоз 2ТЭ10М-3249 следует резервом на станцию Присады с промстанции Сортировочная ПАО "Тулачермет". Коллега по увлечению отбежал подальше чтобы заснять тепловоз на фоне предприятия, я же снял с облюбованной позиции. После чего бегом бросился вперёд, чтобы заснять тепловоз в хвост с другой позиции.
Добежать успел, кадр был успешно сделан. Получилось хорошо, но всё-таки лишнюю растительность стоит ликвидировать чтобы не мешала съёмке. И как только тепловоз скрылся за поворотом я направился к путям убирать лишнюю растительность. Поработав таким образом около 15 минут я вернулся обратно.
Стало значительно лучше. Ну а теперь стоит поесть, а то обед был прерван в самый неподходяший момент. Правда разжечь сухой спирт было невозможно из-за ветра, но тефтели пошли в пищу легко и без подогрева. Я почти уже закончил есть, как тут раздался гудок со станции Присады. Гудок конечно может принадлежать и поезду следующему транзитом, но скрип колёс и нарастающий перестук даёт понять - поезд едет по линии на Тулучермет.
Через пару минут в кривой показался уже снятый ранее тепловоз ТЭМ2У-6893. Нервно бросаю взгляд на небо, ведь солнце постоянно перед проходом поезда пряталось в облака. И сейчас приближалось небольшое облако, которое вот вот закроет солнце. Но к счастью тепловоз проехал раньше и был успешно заснят.
Тепловоз ТЭМ2У-6893 в голове грузового поезда, перегон Присады - Сортировочная. Отлично! Сколько я ждал солнечный кадр, и вот он удался, да ещё с каким тепловозом! Одно это фото можно считать успехом всей поездки, хотя есть и ещё.
Тепловоз ТЭМ2У-6893. Всё-таки красивый окрас и тепловозов предприятия! Но кстати этот тепловоз обозначен как ТЭМ2У уже несколько лет.
Поезд проследовал дальше штурмуя небольшой подъём. В составе поезда было несколько крытых вагонов, притом два из них - теплушки для охраны. Интересно, а теплушки зачем? Тулачермет - не оборонное предприятие и не военный объект всё-таки. Пришёл к выводу, что дело в том, что продукция предприятия - чугун довольно часто становился предметом краж. Кражи происходили как на предприятии, так и из вагонов проходящих поездов. Видимо решил использовать теплушки с охраной для сопровождения поездов.
А в хвост поезда нас ждал сюрприз в виде толкача ЧМЭ3-3508.
Правда в момент снимка солнце спряталось, но оно и к лучшему. Тепловоз-толкача ЧМЭ3-3508 следует в хвосте грузового поезда в направлении станции Сортировочная.
Но до самой станции Сортировочная тепловоз не доехал: тепловоз помог грузовому поезду преодолеть подъём и через 200 метров отцепился. Поезд поехал дальше, а машинист тепловоза ЧМЭ3 включил прожектор и тепловоз поехал обратно на станцию.
Тепловоз ЧМЭ3-3508 следует обратно на станцию Присады.
Засняв тепловоз я обратил взор на ПАО "Тулачермет". Это одно из старейших предприятий чёрной металлургии существует уже 88 лет с момента своего основания в феврале 1931 года, когда в этом месте был основан Новотульский металлургический завод. В настоящее время это крупнейшее предприятие страны по производсту чугуна. Продукция реализуется как на внутреннем рынке, так и экспорируется за рубеж. На предприятии трудятся более 5000 сотрудников.
Посмотрели на часы - 14.03. В наших планах была съёмка пассажирских поездов, правда по солнцу их шло всего 2. Первый из них - поезд №480 Сухум - Санкт-Петербург через 13 минут должен будет отправится от станции Узловая.
Поскольку текущего результата нам было более чем достаточно (одна ТЭмка чего стоит), мы приняли решение идти на станцию Присады, и снять пассажиские поезда у мостов через реку Шат. Но едва мы вошли в кривую как раздался гудок и послышался дизель 10Д100. Сомнений не было - тепловоз 2ТЭ10М-3249 снова следует на станцию Сортировочная. Миша остался возле кривой, я бросился обратно на возвышенность. Дизель нарастал, вот уже слышен перестук вагонов.
Торопливо взбираюсь наверх в тот самый момент когда тепловоз появлился в кривой. Спустя мгновение кадр был сделан.
Тепловоз 2ТЭ10М-3249 с очередным составом из полувагонов следует в направлении станции Сортировочная ПАО "Тулачермет" Основательно надымил штурмуя подъём. Кто знает, быть может последний раз я слышу этот дизель на просторах нашей страны, и снимаю тепловоз с дизелем 10Д100.
Нет, всё конечно бывает, я ещё в том году когда снять 3ТЭ10М-1310 думал, что этот кадр тепловоза с 10Д100 будет последним, но, как оказалось, нет. Но учитывая, что это последняя машина в Новомосковске с родным дизелем находящаяся в регулярной эксплуатации, всё возможно, тем более от локомотивов с 10Д100 активно избавляются: либо на списание, либо на КР с заменой на 5Д49.
Грузовой поезд проехал мимо, сделав кадр в хвост я направился в сторону станции Присады. Надо поспешить, ведь пассажирский поезд уже отправился от Узловой и ему меньше часа в пути до Тулы.
А со стороны Тулы следовал очередной пассажирский поезд, правда на этот раз с тепловозом ТЭП70 в окрасе ТЧ Елец. И опять не туда. Если такая тенденция пошла, то нам вообще тепловозов в родном окрасе не достанется.
Впереди показался входной светофор станции Присады со стороны станции Сортировочная.
Миновав входной светофор мы вышли на станцию. За поворотом стоял тепловоз ЧМЭ3-3508 с заглушенным дизелем. Аккуратно обходим тепловоз и перемещаемся на пути главного хода.
Станция Присады, вид в направлении Узловой. Выходной светофор в сторону Узловой горел зелёным, и вскоре со стороны Тулы раздался нарастающий перестук.
Тепловоз 2ТЭ25КМ-0294 следует с грузовым составом со стороны Тулы. В составе поезда перегоняется на ремонт тепловоз ВЛ11.8-833 приписки ТЧЭ-27 Орёл.
Грузовой поезд умчался. Сделав ещё один кадр станции я спешно направился к мосту - пассажирский поезд уже где-то на подходе к станции. И когда мы переходили мост за спиной раздался гудок. Перейдя мост оборачиваюсь, вижу вдали тепловоз ТЭП70БС.
Немного отходим от моста, но далеко не отойдёшь поезд уже близко. Впрочем, и так кадр получился неплохим.
Тепловоз ТЭП70БС-244 в голове пассажирского поезда №479 Сухум- Санкт-Петербург следует по мосту через реку Шат, перегон Присады - Криволучье. Ну вот, пошли тепловозы в корпоративе. Хорошо хоть этот тепловоз у меня не отснят.
После съёмки данного поезда у нас возникла довольно безумная идея, с учётом прохладной погоды - искупаться в реке Шат. Направились к мосту, спустились вниз. На самом деле вода оказалась хоть и прохладной, но купаться в принципе можно, сели вы не мерзляк конечно. Впрочем, когда мы вышли на берег холодно не было.
Закончив с водными процедурами мы вернулись на исходную. Кадр следующего пассажирского поезда я решил делать с таким расчётом, чтобы попало ещё и название реки.
Вид в сторону Тулы. За кривой находится остановочный пункт 313 км. Тут у нас возникла мысль посмотреть график ближайщего пригородного на Тулу. И хоть он на станцию Тула-1 Курская не заходит, но может он прибывает на Тулу-Вяземскую так, что мы успеем добраться до Тулы-1 на общественном транспорте. Выяснилось, что прибывает он в Тулу-Вяземскую в 17.31, что за 44 минуты до отправления электропоезда Тула - Серпухов. Должны успеть по любому! Приняли решение ехать таким образом, а не ждать последний пригородный и ехать в Москву на последнем электропоезде. Но в начале снимем второй пассажирский.
Вскоре со станции Присады вновь послышаля гудок и показался тепловоз ТЭП70, увы, в корпоравном окрасе РЖД. Так я и думал, что не хватит на нас ТЭП70 в родном окрасе.
Тепловоз ТЭП70-0276 в голове пассажирского поезда №135 Махачкала - Санкт-Петербург. На этот раз попалась бывшая Волгоградская машина.
Поезд умчался на Тулу. До прибытия пригородного поезда ещ оставалось порядка 50 минут, мы понадеялись на грузовой. Через 10 минут вдади показался силуэт тепловоза 3ТЭ10М, но....Тепловоз прибыл на боковой путь и остановился.
Маневровая работа на станции Присады продолжалась, тепловоз ЧМЭ3 вытянул состав из полувагонов на путь к ПАО "Тулачермет". Ехать на станцию Сортировочная тепловоз не собирался, просто данный путь также используется как вытяжной. Но вскоре раздался дизель 10Д100, тепловоз 2ТЭ10М-3249 возвращается на станцию Присады.
Дизель усиливался, и вот в долине оказался тепловоз 2ТЭ10М-3249, который на этот раз возвращался с предприятия с составом полувагонов. Учитывая, что поезд шёл против солнца удачно заснять его не получилось бы. Да и ладно!
Движения по главному ходу не было, вскоре мы пошли к остановочному пункту 313 км, где уже собралась толпа пассажиров. Вот только бы двухвагонный РА2 не дали! Но, к счастью, приехал уже знакомый РА2-093 на котором мы и поехали обратно в Тулу. Доехав до станции Тула-Вяземская покидаем пригородный поезд и идём в город где садимся на маршрутку. Расчёт оказался верным: на Московский вокзал Тулы мы прибыли за 18 минут до отправления электропоезда на Серпухов.Купив билеты, а также тульские пряники (куда же без них) садимся в 6 вагонный электропоезд ЭД4-0005. Дорога прошла благополучно: в Серпухове пересели на ЭП2Д-0020 до Москвы на которой вернулись в столицу. Поездка получилась продуктивной и принесла массу положительных эмоций перед вылетом в Болгарию - на берега Чёрного моря! Но это уже другая тема, и другая история.
На этом всё, благодарю за внимание!