Мои друзья и коллеги по увлечению прекрасно знают о том, что каждый год я посещаю Донской край. У каждого человека есть место к которому тянется душа, таким местом стал для меня Ростов-на-Дону. Всё началось с поездки 2009 года с целью съёмки подвижного состава, которого в то время было большое разнообразие. Постепенно практика поездок и съёмкок стала постоянной, разве только в 2013 году поездок не было. Время шло, старый подвижной состав уходил на покой. Нет уже здесь ВЛ60, ЧС8, ЭР9П с птичками на морде....Последние месяцы доживают ВЛ80К, да и ЭР9ПК скоро не станет. Но с годами меня стало тянуть в эти края не сколько из-за съёмок сколько из-за обстановки. Время идёт, подвижной состав меняется, а вот массу положительных эмоций я получаю всегда. Началась вторая половина мая, пора вернуться на берега нижнего Дона. И впервые при дороге в Ростов я воспользовался самолётом, которых хоть опасаюсь, но всё-таки иногда летаю.
Ещё только-только начало светать как Боинг-737-800 "Ч. Айтматов" компании "Аэрофлот" приземлился на территории нового аэропорта "Платов". Забрав багаж я направился на маршрутку до Ростова, их всего две - 285 и 286, стоимость проезда 95 и 75 рублей соответственно. Режим работы круглосуточный. Но мне нужна была маршрутка 285-го маршрута которая шла прямиком к ж.д. вокзалу Ростов-Главный. Маршрутка тронулась в сторону Ростова, а я устроившись у окна стал наблюдать рассветные пейзажи Донского края. Доехав до вокзала я сдал вещи в камеру хранения автовокзала (которая по деньгами выгоднее, чем ж.д.) и вышел в город. Впереди была первая вылазка - на железнодорожную линию Батайск - Сальск.
Солнце поднималось над Ростовом освещая городские улицы и скверы. До пригородного поезда ещё было достаточно времени, а потому решил посетить небольшую закусочную и позавтракать. Утолил голод, немного прогулялся вдоль набережной реки Темерник. Но вот настал час идти на пригородный вокзал, навстречу очередной вылазке в Донском крае. У платфомы уже стоял рельсовый автобус РА2-021. Из Таганрога прибыл новенький ЭП3Д, а на посадке стоял ЭР9ПК-278, который в Ростове работает меньше года с момента передачи с Горьковской ж.д. Ходят ещё кругляки, но недолго им осталось работать. Надеюсь, что в эту поездку мы хоть один поймаем. Но пока заглянем на тепловозку, а в остальные дни попытаем удачу на ЭР9ПК и ВЛ80К.
Рельсовый автобус РА2-021 проследовал по мосту через реку Дон, после остановки на станции Заречная помчался дальше к Батайску. И когда рельсовый автобус прибыл на остановочный пункт Электродепо, я обратил внимание, что с левой стороны по ходу движения стоят два грузовых, и один из них с ВЛ80К-571 в голове. Вот те раз! Может выйти снять? Всё-таки в работе остались единицы, шансы поймать минимальны, а тут - только выйди и сделай кадр. Но я не вышел. Возможно я их больше не поймаю, но в моей коллекции Тимашевских ВЛ80К немало.
Билет у меня был до станции Мокрый Батай, т.к. я надеялся на то, что по удалению за пригородным могут отправить грузовой поезд. Но проезжая мимо парка отправления на юг я увидел только грузовые под электровозами. А рельсовый автобус РА2 вскоре покинул станцию Батайск, съехал по стрелкам на неэлектрифицированную однопутку и помчался в направлении Сальска. А я передумал ехать до станции Мокрый Батай, и покинул РА2 на остановочном пункте 12 км (Весна). Началась очередная вылазка на С-Кав ж.д.
Рельсовый автобус РА2-021 помчался дальше на Куберле. На остановочном пункте вышло довольно немало пассажиров, всё-таки рядом расположено крупное садовое товарищество. Подождав пока народ разойдётся я приступил к знакомству с местностью.
Остановочный пункт Весна (второе название - 12 км) расположен в конце 11-го километра линии Батайск - Сальск. Название "Весна" остановочный пункт (или площадка, как называют в этих краях) получил от одноимённого садового товарищества, расположенное на территории городского округа "город Батайск". Вообще в Ростовском регионе (да и не только) несколько лет назад ряд остановочных пунктов были переименованы, притом в большинстве были присвоены километровые названия. Одно дело когда километровым о.п. дают новое название по ближайшему селу, деревне, реке, но когда наоборот - это крайне глупо, да и запутаться легко. Ладно, это уже тема отдельного поста.
Конец 11-го - начало 12-го километра, вид в сторону Сальска. Вдали на горизонте был едва заметен жёлтый сигнал предупредительного светофора станции Мокрый Батай. Поскольку в ближайшее время поездов явно не ожидалось, то я решил прогуляться до предупредительного светофора, немного побыть в окрестностях, а затем вернуться назад, а далее обратно в сторону Батайска до путепровода, с которого сделать кадр встречного РА2, а также подождать дневную нитку грузового на Сальск.
12-й километр, вид в сторону Батайска.
Конец 12-го километра. С утра погода была солнечной, но облака потихоньку затягивали облака. Вот по этой причине я часто в названии очередного поста использую слово "контраст", в большинстве случаев имея ввиду погоду. А погода, к слову, была довольно комфортная: не жарко, но и не холодно. И это хорошо, ибо большинство вылазок у меня проходили под палящими лучами южного солнца.
Пройдя ещё немного вперёд я вышел на границу 12-го и 13-го километра. В этом месте проходит граница дистанций пути, 13-й километр находится уже на территории Сальской дистанции.
На границе дистанций пути, вид в направлении Батайска.
На территории Сальской дистанции пути. В окрестностях линии царила тишина, лишь время от времени её нарушал дизель работающего в поле трактора. А время летело довольно быстро, с момента начала прогулки прошёл уже час.
А я уже подошёл к предупредительному светофору станции Мокрый Батай.
Предупредительный светофор "ПЧ" станции Мокрый Батай. На всём протяжении линия Батайск - Сальск используется полуавтоматическая блокировка, ввиду малодеятельности линии. Как и многие похожие линии данная линия прошла через расцвет и упадок. Но любителям железных дорог она известна тем, что именно здесь эксплуатировались последние на РЖД тепловозы ТЭП60. Ещё в 2000-х годах здесь ходили пассажирские поезда Ростов - Баку, Ростов - Волгоград, которые таскали именно тепловозами ТЭП60. Но когда осенью 2009 года я впервые приехал в Ростов, то эксплуатация этих тепловозов завершилась. Волгоградский ПДС вплоть до отмены таскал 2ТЭ10М, а Бакинский был переведён на Тихорецкий ход. После отмены пассажирского поезда Ростов - Волгоград пассажирские поезда исчезли с данной линии, остались лишь пригородные и редкие сборно-вывозные. Но несколько назад обстановка изменилась к лучшему - стали регулярно ходить несколько пар грузовых поездов.
Прошёл ещё час с небольшим, но на линии сохранялось затишье. А вдали возле платформы я заметил мелькающих людей в оранжевых жилетах - путейцы приехали работать. Будний день, вполне ожидаемая картина. Больше задерживаться смысла не было, я решил идти обратно.
Возле остановочного пункта весна действительно работала приличная группа путейцев. Вскоре они направились в направлении станции Мокрый Батай. Я остановился возле посадочной платформы.
Несмотря на отсутствия движения настроение было отличным. Надо сказать, что в последние годы мне всё сложнее становится выбраться в такие поездки - работы много. Работу конечно давно пора менять, но в другом месте может быть ещё сложнее в этом вырваться. Да и вообще чем старше становишься, тем забот прибавляется. Но подобные поездки нужны, душа отдыхает. Эта уже 3-я на данную линию, и 11-я в Ростов. И одна из целей съемка грузового с путепровода. В первую поездку я снял лишь РА2 и ЧМЭ3Т, мог снять и грузовой, но упустил отлучившись за водой. Во вторую поездку грузовой поймал, но остался недоволен результатом. В эту планировал всё заснять идеально, шансы есть. Разве только погода не ахти, но тут не угадаешь. Ладно, пора идти к путепроводу трассы М4.
Железнодорожный переезд вблизи остановочного пункта Весна. Автодорога пересекающая путь идёт к автомагистрали Ростов - Ставрополь, которая расположена в 1.5-2 километрах, и идёт параллельно железной дороге.
После переезда начинается путь лежаший на деревянных шпалах. Несмотря на то, что подобные участки пути постепенно обновляют, ещё есть места где путь лежит на деревянных шпалах, придавая небольшую изюминку линии. Трудно сказать сколько ещё времени здесь будут деревянные шпалы, но то, что в последнее время на РЖД всё меняется очень быстро - факт. Тех же 2ТЭ25КМ, которые в основном здесь работают, вон сколько понаделали.
На границе 10-го и 11-го километров линии, вид в направлении станции Мокрый Батай.
10-й километр линии, вид в сторону Батайска.
Вид в противоположную сторону. Погода ухудшилась, вскоре с неба упали первые капли дождя. Но зонт можно было и не раскрывать, покапало совсем чуток, даже зелёная трава и цветы, ещё не выжженые южным зноем, не успели намокнуть. А до прохода пригородного поезда остался всего час. Судя по всему и ждать ничего не стоит, по крайней мере в предыдущие поездки ничего не проезжало.
Конец 9-го, начало 10-го километров, вид в сторону станции Батайск.
Я прошёл вдоль кривой и вышел на прямую протяжённостью чуть более километра. А на горизонте показался тот самый путепровод автомагистрали М4, откуда я сделал первые кадры с этой линии ещё в позапрошлом году. И с которого буду снимать и в этот раз.
Конец 8-го - начало 9-го километра линии. На мгновение вновь заморосил дождик, но через некоторое время сквозь облачную пелену стало проглядываться солнце. Стало заметно светлее. Пройдя под путепроводом я поднялся наверх.
Да-а, всё-таки с момента первой поездки здесь уже не так, как раньше - всё заросло. Но всё равно красиво. Теперь дело за малым - снять пригородный, а следом - грузовой который должен быть в районе 13.00, или чуть позже.
Каазалось, что погода должна улучшится, но вскоре солнце опять спряталось. Ну хотя бы без дождя. А на часах миновал уже полдень, скоро ожидается пригородный поезд на Ростов. А пока поглядываю вперёд на знакомые окрестности железной дороги.
Но вот со стороны Сальска показался силуэт РА2. Занимаю позицию, готов сделать первый кадр подвижного Северо-Кавказской ж.д. в этом году. Вопрос лишь какой РА2 проедет? Вообще мне хотелось, чтобы проехал РА2 который мне раньше не попадался. Хочешь? Так получай!
Рельсовый автобус РА2-065 сообщением Волгодонская - Ростов-Гл, перегон Мокрый Батай - Батайск. Первый кадр был успешно сделан!
Рашка умчалась на Ростов, а мне оставалось ждать грузовой по предполагаемой нитке.
Прошло 20 минут. На горизонте постоянно мелькали вагоны грузовых поездов прибывающих в Батайск со стороны станции Староминская. А мне уже захотелось перекусить, тем более в пакете были консервы, осталось только разогреть. Правда с сухим спиртом были проблемы: в аэропорту его изъяли из пайка, мол, нельзя (бред конечно, это же не ВМ, и не самовозгорающее вещество). Однако одну, наполовину сгоревшую таблетку изъять как-то забыли, а потому я достал спички и приступил к разогреву еды.
Через несколько минут я уже уплетал еду поглядывая вперёд - всё было без изменений. Но спустя 5 минут я увидел впереди поднимающийся дым, а через мгновение между деревями показался силуэт тепловоза 2ТЭ25КМ. Грузовой едет!
Бросаю обед, настраиваю камеру. Вот впереди показался тепловоз 2ТЭ25КМ, а сзади был ещё и тепловоз 2ТЭ116У. Поезд правда был не совсем грузовой, но тем не менее был успешно заснят.
Тепловозы 2ТЭ25КМ-0042 и 2ТЭ116У-0319 в голове хоппер-дозаторной вертушки, перегон Батайск - Мокрый Батай. Кадр получился таким как я хотел, вдобавок попались тепловозы с Приволжской ж.д. Правда, как позднее выяснилось, снимал я его в этот день не один, у входного светофора его заснял местный автор, который просто упорно засел на этой линии пополняя коллекцию КМов. Но тут каждому своё.
Поезд умчался, я спустился вниз. По идее, следующим должен быть поезд с противоположной стороны, снимем его в этом месте. Но через 5 минут я решил вернуться на путепровод, в случае чего быстро спуститься и пробежать под путепроводом я всегда успею. Вообще я предполагал, что поезд будет в течение получаса, но спустя данное время так ничего и не проехало.
Дальше произошёл забавный эпизод. Сижу в сигнальном жилете на вершине путепровода, никому не мешаю. Через 5 минут из-за кривой появляются две девахи, и идут прямо по головке рельсов, а заодно и селфи делают. Я же в этот момент решил рискнуть сходить за кривую с целью посмотреть показание предупредительного светофора. Девчонки увидев, что с моста спускается человек в сигнальном жилете приняли меня за ВОХРа, и бросились наутёк, притом так быстро, будто пса на них спустили. Может профессию поменять, раз такое дело?)))
Ну гнаться я, разумеется, ни за кем не стал. А спокойно иду вдоль кривой постоянно поглядывая назад. Впереди кстати виден километражный столбик установленный в конце 7-го - начале 8-го километра линии.
Вот я миновал кривую, впереди показался предупредительный светофор. Впрочем показание светофора было вполне ожидаемо - непрерывно горящий жёлтый. Ладно, на путепровод не пойдём, подождём пока здесь. Я уже настроился на то, что следующий поезд будет именно со стороны Сальска, а потому ждал изменение сигнала предупредительного светофора. Но спустя 5 минут, к моему удивлению, со стороны Батайска снова показался тепловоз 2ТЭ2КМ. А прямая так себе, что делать. Я пулей побежал на путепровод. Куда ты бежишь? Не успеешь ведь, да и легко ли будет взобраться после пробежки? Подбегаю к путепроводу, бросаю взгляд назад - поезда пока не видно. Из последних сил поднимаюсь наверх, ни на что не надеясь.
Возможно бы эта затея притерпела фиаско, но, к счастью, поезд ехал не очень быстро, а потому выйдя на позицию я увидел, что тепловоз только-только появился из-за кривой. Но и на этот раз проехал не грузовой, а хозяйственный поезд.
В голове этого поезда был тепловоз 2ТЭ25КМ-0271, следом за ним были вцеплены ещё два тепловоза. Ждал поезд с одной стороны, а поймал с другой.
Вторым шёл тепловоз 2ТЭ25КМ-0193.
И третьим был тепловоз 2ТЭ116-1348 приписки ТЧЭ-1 Лихая С-Кав (0271 тоже из Лихой). И вот опять - самое интересное было вцеплено позади.
Поезд проследовал под путепроводом, через несколько минут он скрылся из виду. Ну судя по тому, что прошли хоппер-дозаторная вертушка и хозяйственный поезд вряд ли сегодня будет грузовой. Но в принципе меня и оба этих поезда устроили.
После съёмки поезда я решил идти ближе к входному светофору станции Батайск. До пригородного поезда конечно ещё оставалось больше часа, но маловероятно, что что-то проедет
Тем не менее дойдя до прямого участка я решил немного задержаться. Но полчаса ожиданий ничего не дали - светофор горел привычным жёлтым сигналом. Я направился к станции Батайск.
7-й километр линии, вид в сторону Сальска. А погода стала значительно лучше: небо расчистилось, солнце лишь на мгновения пряталось в облака, которых становилось всё меньше и меньше.
Предупредительный светофор "ПН" станции Батайск со стороны Сальска.
Кривая в конце 6-го - начале 7-го километра.
Вот уже впереди показался входной светофор станции Батайск.
6-й километр линии, вид в направлении Сальска. Понравилась мне эта линия, с удовольствием поснимал бы ещё с путепровода, а также съездил куда-нибудь подальше, но впереди вылазки на электрифицированные участки С-Кав ж.д. Но надеюсь, что в скором времени будет возможность вернуться сюда, и тогда будут и новые кадры.
Ну а мне осталось сделать последний кадр пригородного. Место пусть избитое, но в другом районе снимать придётся в хвост, хотя для РА2 это конечно не принципиально.
Рельсовый автобус РА2-035 сообщением Ростов - Волгодонская выходит на перегон Батайск - Мокрый Батай. Получилось не особо, видимо сказалась усталость вызванная бесонной ночью перелёта из Москвы в Ростов. Впрочем, ладно, и без него кадры хорошо вышли, пусть и с одной точки.
Рельсовый автобус скрылся за поворотом. В прошлом году подобные кадры стали фатальными для моего фотоаппарата - сломался затвор. Пришлось покупать новый, по вовзращению из Ростова я его продал (не устроил по ряду параметров) и купил нынешний. Ремонт старого был признан нецелосообразным. Возможно по этой причине я не стал выклыдвать фотографии из поездки в Ростовский регион 2017 года (хотя может что-нибудь и выложу).
Завершив фотосъёмку я направился к остановочному пункту Техникум, в скором времени там ожидался электропоезд на Ростов. На платформу я пришёл за 10 минут до прибытия электропоезда. Прибыл электропоезд ЭД9М на котором я поехал обратно в Ростов. Но финальный кадр дня был сделан через несколько минут на станции Батайск. Когда электропоезд прибыл на данную станцию, то я обратил внимание на стоящую на соседнем пути сплотку из электровозов ВЛ80К-550, ВЛ60К-937, ВЛ60ПК-1825, ВЛ80Т-1096 и нескольких ЧМЭ3. Правда мешали столбы, но понимаю тот факт, что поймать ВЛ80К в работе сейчас крайне сложно я выбежал и сделал кадр, пусть и тупомордный.
Электровоз ВЛ80К-550 в составе сплотке прибывшей на разделку на станции Батайск. А ведь совсем недавно данный электровоз работал толкачом в горах близ Новороссийска. Конечно жаль эти электровозы, несмотря на возраст ВЛ80К - простой и надёжный электровоз. Конечно техника не вечна, им пора на покой, но, тем не менее можно было бы годик-два ещё поэксплуатировать. Тем более ДТ электровозы устраивали. Эх-х!
Вернувшись в Ростов я забрал вещи из камеры хранения и заскочив на Центральный рынок направился в гостиницу "Маринс Парк Отель", где я останавливаюсь каждый год. Первый съёмочный день был завершён.