[PolarLightsTrip'17]. Зимнее Заполярье. Дорога и ночной Мурманск.

Mar 09, 2017 10:30

Эмоциями и общими чертами нашего зимнего путешествия я уже поделился в анонсе. Теперь же начну еще один сериал, который, надеюсь, не растяну на долгие годы.

Выезд из Ярославля был запланирован утром 23 февраля.
И это утро, если честно, в первые часы оказалось не очень добрым. Перед тем, как нам выехать за Мишей, нам нужно было загрузить сумки с одеждой в автобокс, который я накануне установил на машину. Поворачиваю ключ в замке багажника, поднимаю крышку вверх и тут раздается звонкий удар и крышка под собственным весом закрывается обратно. При температуре в -10 градусов, один рычаг-амортизатор крышки просто лопнул. Досадно, но пользоваться багажником по-прежнему можно, но в открытом состоянии нужно было держать самостоятельно.
Забрали Мишу и отправились по знакомой дороге в сторону заветной цели.

План на первый день был прост до безумия - нам нужно добраться до Медвежьегорска и переночевать в нем.
По пути, решили заскочить в любимую "Красную горку" на обед в Вытегре. До подлодки дело никогда точно не дойдет, но покушать в Вытегре это святое. И впервые, мы не смогли пообедать в этом Вологодском городке. На стеклянной двери столовой был приклеен лист А4, который гласил, что 23, 24, 25 и 26 столовая не работает. Столовая, которая до этих праздничных дней и после них работает без выходных. "Лагуна", что напротив через дорогу была также безжизненна и даже не имела никаких листков А4. Потыкались по городу, но все было тщетно, не видать нам обеда в Вытегре, как собственных ушей. Так и отправились голодные дальше, благо до Пудожа ехать всего час, а там точно была какая-то жральня на въезде у гостиницы. Все оказалось действительно так, и мы отправились в кафе "Дорожное", которое порадовало нас горячими супами, но совершенно опечалило культурой производства. Тарелки с огромным количеством сколов, жирные столовые приборы, а Дарье в борщ зачем-то положили 2 огромных кости, которые заняли практически половину полезного объема блюда. По деньгам вполне приемлемо, но ревизорро экипаж PolarLightsTrip не рекомендует кафе "Дорожное" в Пудоже.

После этого обеда, нам ничего не оставалось, как довольно быстро добраться до Медвежьегорска. В сумерках мы доехали до адреса, по которому мы должны были ночевать. Это был самый первый опыт у нас в аренде квартир на сутки. Хозяйка немного задержалась, но в целом прошло все довольно гладко, кроме того момента, что с моего паспорта сделали фотографию. Этот факт до сих пор не дает мне покоя, хотя я понимаю, что в хостелах и гостиницах с паспортов также делаются копии. Вообще, тема про эти квартиры на сутки и хозяев заслуживает отдельного поста, и он будет позже.

Никаких мероприятий в Медвежьегорске запланировано не было, только быстрый ужин и сон, т.к. в 6 утра следующего дня мы снова должны были выйти на маршрут, чтобы также в сумерках добраться до Мурманска. Первой точкой в нашей поездке был именно Мурманск.

Во второй день доездинга мы решили попробовать кафе на повороте в Тэдино. Много слышал про него положительных отзывов. Тем более в меню есть хороший ассортимент блюд из дичи. По факту в наличии были только блюда из лосятины, а я так хотел медвежатины. Что я могу сказать о кафе? Пожалуй, это лучшее место, в котором мне доводилось обедать на трассе. Солянка по-мурмански с лосятиной была восхитительна, а забегая вперед, на обратном пути, охотничий суп и пельмени из лосяша были великолепными. Рекомендую настоятельно, не пожалеете.

А теперь, давайте я разбавлю текст фотографиями.

Практически сразу после сытного и вкусного обеда мы пересекли Полярный круг в Карелии.
Заехали на площадку, и я сделал традиционное фото автомобиля на фоне стелы.

Стелу, кстати, оказывается, чистят от наклеек. Был весьма удивлен, но факт есть факт. А еще на снимке заметно, как наша Нива "подросла" после небольшого лифта подвески.

Хочется сказать пару слов о погоде. Стоило нам пересечь полярный круг, как с неба посыпался снег. Видимость была не лучшая, а если еще впереди идет длинномер, то облако снега за ним клубилось на несколько десятков метров так, что каждый обгон был волнителен.

Все дороги в Карелии и частично в Мурманской области, были в так называемом снежном накате, который мы уже встречали в Архангельской области в прошлом году. Так и не решил, что лучше песко-соляной дрист из-под колес или же облака пушистого снега сзади. На этом снимке отчетливо видно наше облако и машину, которая планирует нас обогнать в ближайшем будущем.

На Кольском трасса все-таки в более лучшем состоянии. На горизонте то и дело виднеются сопки, заполярная природа прекрасна в любое время года.

Порой нам показывалось северное солнце, которое было скрыто полупрозрачными облаками, которые при этом не переставали посыпать нас снегом.

На этом и предыдущем снимках река Пиренга, практически у самого устья. Там за поворотом скрывается Экостровская Имандра.

В тот момент я вспомнил недавний разговор здесь в ЖЖ о том, что как скудна Ярославщина на незамерзающие реки. А душа же просит такой сюжет. На Кольском душа порадовалась, в северном краю таких водоемов много.

Метровые сугробы, уже весьма низкий лес и сопки. Красота!
Все фотографии трассы сделаны через лобовое стекло собственным корреспондентом супругой.

Кстати, довольно легко отгадать, что именно за участок трассы "Кола" на фото.

До Мурманска добрались без приключений и в запланированное время.
В городе мы решили провести одну ночь. Через booking я нашел практически самый дешевый хостел в городе под названием Причал. На фотографиях было довольно уютно, да и расположение было удобным. На практике оказалось в номерах неплохо, но все общественные зоны хромали. Посуды для приготовления и приема пищи практически не было, а электроплита была только на 3-м этаже. Очень выручил взятый с собой на всякий случай котелок.

После простого ужина мы планировали отправиться посмотреть ночной Мурманск. Мы с Дарьей уже гуляли по ночному городу, но вначале июля был полярный день и ночной город мало отличался от дневного, к тому, же было пасмурно. Еще с тех пор у нас появилось желание совершить прогулку по ночному Мурманску, когда ночь в городе есть. Этому было суждено сбыться в этот раз.

Перед тем, как отправиться на эту прогулку мне нужно было совершить телефонный звонок в следующее место нашего ночлега - забронированную заблаговременно квартиру в Териберке (Лодейном). И тут внезапно пришел пушистый северный зверек. На том конце "провода" на меня обрушились с упреками и обвинениями и сообщили, что квартира сдана. Меня обвинили в том, что я не отвечал на смс и телефонные звонки, которые, конечно же, мне и не поступали. А при бронировании мы твердо договорились о созвоне за сутки, я даже это в ежедневник перенес. Первая мысль была, что это какой-то развод и никакой квартиры-то и не существует. В любом случае, одно я точно понял из уст хозяйки квартиры, что мы во всем виноваты сами и квартира сдана. Никогда не раздумывал о своей стрессоустойчивости, но после нескольких минут этого бреда я послал эту тетю на 3 буквы и повесил трубку. Было ясно, как божий день, что надо что-то решать и решать срочно. Начал прозванивать объявления с авито. Кто-то не брал трубку, у большинства было занято уже на несколько лет вперед. Одни арендодатели сами приехали в свою квартиру на праздники и не могли решить, что им важнее отдохнуть на родине или же заработать немножко деньжат. Вспомнил про гостиницу Териберского рыбозавода и незамедлительно позвонил Татьяне. Те были готовы нас принять троих в двухместный номер и этот момент стал переломным в этой непростой ситуации. Мы твердо поняли, что поездка в Териберку не отменяется точно, но возможна корректировка планов.
Пообещал перезвонить, если решимся, а сам решил еще поискать варианты. Все же квартира была более удобным способом размещения с самостоятельным приготовлением пищи, да и чего уж там скрывать, квартиры были дешевле.
Пока я листал всякие сообщества в ВК, раздался телефонный звонок от кидалы-хозяйки. Она с радостью начала говорить, что возможно сможет помочь с размещением в другой квартире. Тут я окончательно решил, что это такой способ развода. Фейковое объявление с приемлемой ценой, потом этот цирк с пропущенными смс и звонками, а после другая квартира (непонятного качества) и другой стоимостью. Первым же делом меня предупредили о возможно большей стоимости, но она еще не уточняла и поинтересовалась стоит ли узнавать. Я решил, что на рыбозаводе мы уже гарантировано ночуем на весь запланированный срок, следовательно, за дорого и так спокойно и комфортом поживем и пошел ва-банкъ, сообщив, что ни на рубль дороже не готов проживать на квартире. Потом были стандартные фразы о том, что она и так всех дешевле сдавала жилье и бла-бла-бла.
В итоге, через несколько минут перезвонила и сказала, что нас готовы разместить в самой Териберке и так уж и быть по "старой" цене, а вообще обычно в той квартире берут дороже и назвали цену рыбозавода. Дали телефон хозяина новой квартиры. Созвонился, все еще раз проговорили с ним и договорились о созвоне от поворота с Серебрянки в сторону Териберки.

Настроение было испорчено полностью, а из головы не выходила мысль, что все это может плохо кончиться. Тем более фотографий квартиры мы не видели, а Териберку, в отличии от Лодейного, представляли в полном унынии и тлену. Вот с таким настроением и была совершенна ночная прогулка.

А теперь, погнали гулять по городу.
В Мурманске было морозно, столбик термометра опустился до -20 градусов. Первым делом мы отправились к "Алеше" - мемориалу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». По ошибке немного промахнулся точкой в навигаторе, и мы попали в обыкновенный мурманский двор, но с несколько необычным видом. Вообще, "Алешу" хорошо видно из разных частей города, но этот вид был сюрреалистичен более, чем полностью.

Промахнувшись мимо "Алеши", удалось абсолютно случайно найти "Ждущую", которая также значилась в маршрутном листе.
Бронзовый памятник женщине, ждущей своего моряка, появился в городе не так давно, а именно в 2012 году, но история эта ведет начало с 70-х годов ХХ века.
Мурманским поэтом Виктором Тимофеевым была написана поэма «Сентиментальная вахта», давшая название будущему памятнику. Вот тот самый отрывок из нее:
Приморский город крепко ждать обучён,
Доверчив он и долготерпелив.
Он верит: встанет изваянье Ждущей,
Встречающей из рейсов корабли!

В 1984 году поэт обратился в горисполком Мурманска с идеей установки памятника, посвященного всем женщинам, ожидающим возвращения из морей своих близких. Предложение город заинтересовало, был объявлен конкурс эскизов, но проект не был реализован из-за сложной экономической обстановки. В 90-х года снова вернулись к этой идее и снова не реализовали по той же экономической причине. Так уж повелось у нас, что обстановка экономическая всегда не простая.

И лишь 10 ноября 2012 года состоялось открытие памятника. Открывали памятник его идейный вдохновитель - мурманский поэт Виктор Тимофеев, а также главы Мурманской области и города Мурманска. Право сдёрнуть покрывало с памятника было предоставлено поэту Тимофееву. На плите у памятника выгравированы его слова:

Пусть всех, кто в море надолго уходит,
Рыбацкие суда и корабли -
Пусть их в родимый порт, домой приводит
Вот эта Ждущая - как образ всей земли.

Вот такая вот история с хэппи эндом, однако. Информация взята из википедии.

Полюбовавшись видами залива со смотровой площадки "Ждущей" мы отправились по правильным координатам к заветному мемориалу на сопке Зеленый Мыс.

36 метровая скульптура солдата в плащ-палатке с автоматом установлена на 7 метровом постаменте на возвышающейся на 173 м над Кольским заливом сопке и виднеется, как я уже писал, с многих точек в городе. Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Вид со стороны Кольского залива. Атмосфера у мемориала должная. Примерно так я и представлял себе атмосферу Мамаева кургана, но бывать там еще не довелось.

Мемориал впечатляет, и в столь поздний час было весьма многолюдно. Мурманчане явно любят своего "Алешу".

Теперь же давайте посмотрим на ночной портовый город со смотровой площадки Зеленого Мыса. Портовые краны трудились, видимость была же отвратительная.

Но что-то все равно было можно разобрать.
Здесь хорошо заметна горловина станции, "Арктика" и Мурманская ТЭЦ с огромными трубами.

Чуть другой ракурс на столицу Заполярья. В какой-то момент нам стало ясно, что мы стали свидетелями не частого явления в Мурманске. В этот вечер над городом можно было наблюдать световые столбы.

Световой столб - это разновидность гало. Явление вызывается отражением света на почти горизонтальных плоских гранях шестиугольных плоских либо столбовидных ледяных кристаллов, взвешенных в воздухе. Световые столбы чаще наблюдаются в холодное время года.
Мы с Дарьей видели такое только на фотографиях. Довольно любопытное явление, стоит отметить.

Вид через Кольский залив на Абрам-мыс, который мы тоже планировали посетить, но после передумали из-за недостаточной видимости.

В итоге следующей точкой нашего ночного маршрута стал мемориал морякам, погибшим в мирное время. А это вид на ул. Челюскинцев с видовой площадки. Стоит отметить, ночной Мурманск отчетливо пах нефтью.

Мемориальный комплекс представляет собой размещенный на вершине сопки морской православный храм Спаса-на-Водах, ведущую к нему лестницу с видовыми площадками. Посередине лестницы в виде шестигранного маяка построен памятный зал.
Маяк снабжен настоящими световыми и звуковыми сигнальными устройствами.
Перед маяком установлен судовой якорь, у подножия которого была торжественно заложена капсула с водой из моря - общей могилы не вернувшихся на берег моряков.
В зале памяти находятся книги, в которых вписаны имена рыбаков, моряков торгового, военного, подводного, пограничного флотов, летчиков палубной авиации, погибших в море с 1945 года. © википедия

Башня-маяк имеют высоту 17,5 м. К сожалению, внутрь попасть было не суждено и в этот раз.

Вид от маяка на якорь и город за ним.

Вообще, Мурманск богат на различные скверы, парки и мемориальные комплексы. Например, в Ярославле таких мест значительно меньше - исторический центр и все.

Памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Состоит из рубки АПЛ "Курск", "руки подводника", списка погибших, иконы праведного воина Феодора Ушакова.

На самой вершине мемориального комплекса расположен морской православный храм Спаса-на-водах.

После осмотра этого мемориала мы решили закругляться с ночными прогулками, но просто так взять и уехать спать в "Причал" было нельзя - дважды уже мы бывали в Мурманске, но не видели атомный ледокол Ленин, а хотели его видеть. Отправились на причал...

И вот, наконец-то это свершилось, мы добрались до него. Да ночью, да без экскурсии но давнишняя цель достигнута.

Он был прекрасен. Но радость была бы полной, если бы удалось попасть внутрь на экскурсию. Ясен перец, что в час ночи никаких экскурсий там не проводят...

Полюбовались с крохотной набережной у морского вокзала на плавучий док.

И прочие суда и портовые сооружения.

Да отправились на боковую в "Причал". Этим "граффити" заканчиваю повествование на сегодня.

Продолжение следует... Впереди еще много всего интересного!

Читайте все записи о PolarLightsTrip'17:
Зимнее Заполярье. Анонс.
Зимнее Заполярье. Дорога и ночной Мурманск.
Зимнее Заполярье. Мурманск. Атомный ледокол Ленин.
Зимнее Заполярье. Прогулка по Мурманску.
Зимнее Заполярье. Дорога в Териберку.
Зимнее Заполярье. Териберка. Прогулка к водопаду. [1/2].
Зимнее Заполярье. Териберка. Прогулка к водопаду. [2/2].
Зимнее Заполярье. Териберка. Трекинг к губе Завалишина.
Зимнее Заполярье. Прогулка по Териберке.
Зимнее Заполярье. Териберка. Северное сияние.
Зимнее Заполярье. Териберка. Заброшенная береговая батарея.

digital, путешествие, ночь, город, sony α99, Мурманск, #polarlightstrip'17, Север, пейзаж, автомобильное, фото, кольский полуостров, Мурманская область, 2017, Арктика, tamron sp 24-70mm f/2.8, tamron sp 70-300mm f/4.0-5.6 usd