А давайте я вам расскажу про предпринимательство с точки зрения законов экономической психологии.
Вот у нас, например, куда ни глянь - называют бизнесом. Или предпринимательством. А всегда ли это одно и то же и всегда ли самостоятельную деятельность человека (например, самозанятость) можно назвать бизнесом?
Ну, собственно, у меня нет задачи в точность терминологии погружаться, это отдельная довольно путаная тема. Собственно, общего здесь то, что предпринимательская деятельность как ее не обзови нацелена на извлечение прибыли. Не на то, чтобы прокормиться и с голоду не помереть - а именно на прибыль.
И характерно для такой деятельности то, что
а) это работа в условиях большой неопределенности и риска (а это значит необходимо уметь эту неопределенность выдерживать)
б) это выведение на рынок чего-то нового, то есть требуется креативность, чутье и ряд других ценных качеств
в) это деятельность в условиях конкуренции, что тоже требует особого склада характера.
Легко догадаться, что для успеха на этом поприще нужен целый набор качеств. Так вот, существует масса научных исследований, выяснивших что таким набором качеств обладает примерно 11% человек на планете. Всего 11, Карл, а не «уйди из офиса и открой свой бизнес на своем огороде». Не, никто не запрещает, конечно, вдруг вы в эти 11% как раз и входите, но это слегка объясняет почему кто-то быстро миллиарды зарабатывает, а кто-то так всю жизнь свою грядку и копает. Тоже, кстати, совсем не плохо.
А дальше вот что происходит. Вот придумали вы что-то такое, чего никогда не было, пусть даже и польза для человечества пока не понятна. Например офигенную конструкцию выдавливателя зубной пасты для тюбика. Оригинальная вещ в хозяйстве. Но чтобы ее воплотить и нажиться - вам как-то нужно убедить человечество в ее необходимости. А это уже требует определенных маркетинговых усилий. Надо показать, сообщить о ее ценности как можно большему числу людей и убедить их что без этой штуки - никак. Во всяком случае уважающему себя человеку. Тут сразу вспоминается Остап Бендер с его чайным ситечком. Вот тут (реклама - двигатель торговли!) это самое и происходит. Кстати, есть и реальные вполне впечатляющие примеры. Например, Исаак Зингер, он же Айзек Райцингер, бродячий актёр и авантюрист, механик и чудак. Миллионер. Три жены, четыре любовницы, двадцать три ребенка. А вы знали, что его основная деятельность - театральное антрепренёрство? Свою первую швейную машину он установил перед входом в театр, где перед спектаклем на глазах изумленной публики эффектно шили юбки и вполне естественно, что дамочки немедленно захотели себе такое же.
Так вот - о предпринимательской деятельности (о Зингере - позже). Как только публика заинтересовалась - все, вы монополист. Ваш шедевр срочно нужен всем, спрос большой, а товару на всех не хватает. И можно ставить любую цену. Вспомните, как первые сотовые (еще при отсутствии покрытия) равнялись в цене квартире.
Но тут случается засада. Потому что вокруг повышенного спроса не дремлют трудолюбивые китайские люди(условные), которые копируют ваш шедевр и затопляют им рынок, естественно, демпингуя. И вы больше не монополист. И вам теперь не удастся сбыть свою пастовыжималку по цене крыла боинга. Обидно. Но вовсе не удивительно. И когда ваш тренинг, новую методику, текст, идею сперли (будем называть вещи своими именами) и тиражируют бес спроса - ничего удивительного нет (можно конечно повоевать в суде за авторство, но…). Просто закон рынка. Кстати, господин Зингер тоже не сам швейную машинку придумал - он просто слегка модифицировал существующую. Ему и в голову не пришло спросить разрешение у автора. И кто теперь этого автора помнит? А ведь автор, Элиас Хоуе, первым запатентовавший швейную машину в 1846 году в Америке пробовал судиться, но увы - безуспешно. Так тоже бывает.
Вот на этом этапе приходится придумывать что-то новое. И начинать весь цикл сначала. В общем, занятие не для слабонервных.
А о Зингере, одном из любимых мной персонажей - в следующий раз.
Или если не терпится - можно про него прочитать в нашей с Ольгой Викторовной Бермант-Поляковой
m_d_n книжке «Люди и судьбы. Сондиана в психологическом консультировании». Там и про других интересных персонажей есть. Примерно семьдесят биографий с разбором.