Ветряная мельница или что делать, если выключат свет в самолете?

Sep 22, 2009 18:39

А знали ли вы, что у современных самолетов есть ветряная мельница?



Гражданский лайнер - очень сложная система. Как мы уже разобрались в статье про сайдстик, управляемость самолета напрямую зависит от наличия электричества в его системах. Откуда берется это электричество я расскажу попозже.

А сейчас давайте представим, к чему может привести его отсутствие. Нетрудно догадаться, что полное отсутствие электричества приводит к потере управляемости самолета и его падению. Поэтому терять ни в коем случае нельзя.

Двигатели остановились, генераторы не крутятся. Это может произойти как из-за того, что кончилось топливо (Ту-204 RA-64011), так и из-за того, что во все двигатели сразу попали птицы (A-320 в этом году над Гудзоном), Аккумуляторы на борту способны держать питание крайне мало времени. Все очень сильно зависит от включенных потребителей. Но, я сомневаюсь, что самолет сможет лететь на аккумуляторах дольше 10 минут.

Вспомогательная силовая установка имеет тоже свой электрогенератор. Но дело в том, что газотурбинные двигатели - штука хоть и крайне надежная, но очень долго запускается. Поэтому, в экстремальной ситуации, на ВСУ тоже не приходится очень рассчитывать. С времени нажатия на кнопку запуска ВСУ до того момента, как сможем получить напряжение в цепях самолета пройдет несколько минут. На небольших высотах это критично и недопустимо.

Что придумали производители авиационной техники?
Ветряк. Винт, который раскручивается набегающим потоком воздуха и вращает свой генератор и насос гидросистемы. Это, конечно, не очень мощная силовая установка, но поможет сохранить управляемость в полете.



Ветряк называется RAT (Ram Air Turbine) и используется только в аварийной ситуации. Выпускается вручную или, в некоторых ситуациях, автоматически.

Итак, это устройство позволяет значительно повысить шанс выжить в случаях, когда отказали все источники электропитания. Пилотам остается найти площадку, куда срочно сажать самолет. Ведь планировать без двигателей - это крайне сложная задача для пилота коммерческого лайнера. Но, как показывает история, выполнимая. Надо отдать должное мастерству летчиков.

На A-320х расположен под фюзеляжем в районе центроплана слева.





Найдено на просторах интернета

А еще, если его выпустят на земле, то может больно ударить по голове. Поэтому место установки турбины обозначено красным цветом на фюзеляже и подписано, и ходить там не рекомендуется. Раз в год и палка стреляет.

german wings, d-agwg, рассказ, a-319

Previous post Next post
Up