А знали ли вы, что у современных самолетов есть ветряная мельница?
Гражданский лайнер - очень сложная система. Как мы уже разобрались в статье
про сайдстик, управляемость самолета напрямую зависит от наличия электричества в его системах. Откуда берется это электричество я расскажу попозже.
А сейчас давайте представим, к чему может привести его отсутствие. Нетрудно догадаться, что полное отсутствие электричества приводит к потере управляемости самолета и его падению. Поэтому терять ни в коем случае нельзя.
Двигатели остановились, генераторы не крутятся. Это может произойти как из-за того, что кончилось топливо
(Ту-204 RA-64011), так и из-за того, что во все двигатели сразу попали птицы
(A-320 в этом году над Гудзоном), Аккумуляторы на борту способны держать питание крайне мало времени. Все очень сильно зависит от включенных потребителей. Но, я сомневаюсь, что самолет сможет лететь на аккумуляторах дольше 10 минут.
Вспомогательная силовая установка имеет тоже свой электрогенератор. Но дело в том, что газотурбинные двигатели - штука хоть и крайне надежная, но очень долго запускается. Поэтому, в экстремальной ситуации, на ВСУ тоже не приходится очень рассчитывать. С времени нажатия на кнопку запуска ВСУ до того момента, как сможем получить напряжение в цепях самолета пройдет несколько минут. На небольших высотах это критично и недопустимо.
Что придумали производители авиационной техники?
Ветряк. Винт, который раскручивается набегающим потоком воздуха и вращает свой генератор и насос гидросистемы. Это, конечно, не очень мощная силовая установка, но поможет сохранить управляемость в полете.
Ветряк называется RAT (Ram Air Turbine) и используется только в аварийной ситуации. Выпускается вручную или, в некоторых ситуациях, автоматически.
Итак, это устройство позволяет значительно повысить шанс выжить в случаях, когда отказали все источники электропитания. Пилотам остается найти площадку, куда срочно сажать самолет. Ведь планировать без двигателей - это крайне сложная задача для пилота коммерческого лайнера. Но, как показывает история, выполнимая. Надо отдать должное мастерству летчиков.
На A-320х расположен под фюзеляжем в районе центроплана слева.
Найдено на просторах интернета
А еще, если его выпустят на земле, то может больно ударить по голове. Поэтому место установки турбины обозначено красным цветом на фюзеляже и подписано, и ходить там не рекомендуется. Раз в год и палка стреляет.