Много и часто задают вопросы про то, как может самолет летать без штурвала. Ну что же, познакомимся с органом управления A-320 - sidestick'ом?
Оба сайдстика специально разработаны для левой и правой руки так, что летчики не испытывают дискомфорт и довольно быстро учатся ими управлять. Тем более, что психология работы сайдстика значительно отличается от традиционного штурвала. Сайдстиком пилот дает команду компьютеру на выдерживание крена и тангажа. В то время, как штурвал управляет отклонение непосредственно рулей. Философия управления палочкой называется "fly-by-wire". Вот ее схемка, которую представляет Airbus:
Когда отпускаешь сайдстик,он возвращается в нейтральное положение. По ощущениям не похоже на игровой джойстик. Во-первых сайдстик сделан из каких-то очень прочных материалов. Отклоняется мягко и без посторонних звуков, хорошо смазан, приятный на ощупь. Думаю, управлять самолетом с помощью него несложно.
При отклонении обеих ручек (если они обе включены) сигнал суммируется. Если летчики вдвоем тянут на себя (отклонение руля будет в два раза больше, чем от одного сайдстика), то самолет очень резво будет задирать нос. Если один будет тянуть вниз, а второй вверх (отклонять ручку на абсолютно одинаковый угол), то ничего не произойдет. Сигналы суммируются, на выходе получится ноль. Стоит отметить, что когда одновременно орудуют двумя ручками, то бортовая система оповещения каждые 5 секунд напоминает "Dual input".
Красная кнопочка на сайдстике используется для отключения автопилота и включения приоритета. Как действует смена приоритета? КВС нажимает на красную кнопку, и сайдстик соседа отключается, в этот момент перед носом у второго пилота загорается красная лампочка (ваш сайдстик отключен) и звучит голос самолета из динамика "Priority left"
Зачем убрали штурвал? Освободилось место для столика (на него кладут документы и усиленно заполняют весь полет), а также теперь ничего не мешает смотреть на панель приборов. Можно разместить больше источников информации прямо перед носом=).
Первым самолетом с сайдстиком стал А-320, фотографии я показал выше. Хотя, А-310 был еще со штурвалом:
A-310
Фото не мое, подсмотрел в сети
A-330 с открытым столиком у капитана.
Фото не мое, подсмотрел в сети
A-340
Фото не мое, подсмотрел в сети
A-380
Фото не мое, подсмотрел в сети
Боинг же принципиально не отказался от штурвала. И у той философии управления и у другой есть свои сторонники и противники. Не нам с вами судить;)