26 апреля.

Jul 25, 2016 15:46

Tо, что 26 апреля - плохой день, поймет каждый, кто отважится в этот хамсин выйти на улицу. Но что там хамсин… Что-то неладное творится в этот день с мирозданием. Ташкент - 50 лет назад, 30 лет назад - Чернобыль .

Так вот, Чернобыль. День в истории? Нет, все-таки личный блог, потому что не будет о причинах и последствиях, только личные воспоминания.

Весенняя сессия в Тернопольском финансово-экономическом институте выдалась нелегкой. 27 апреля 1986 я сдала последний экзамен. Все, завтра можно возвращаться домой. Звоню бабушке, сообщить. К телефону подходит ее соседка. Прошу передать, что буду завтра. Да, говорит соседка, Гриша звонил вчера и просил тебе передать, чтоб ты там задержалась по возможности. Гриша, сын соседки, мой друг детства, с которым на соседних горшках… Красавец-атлет, по окончании эстрадно-циркового училища, призван в роту почетного караула.

А что случилось? Не знаю, отвечает соседка, Гришу вчера ночью срочно отправили на охрану какого-то секретного объекта, больше он ничего не сказал. Да, странно… И поэтому мне надо задержаться? Гриша - тот еще фантазёр, да и логическое мышление - не самая сильная сторона образования в эстрадно-цирковом училище. Короче - домой! Как оказалось, логическое мышление - не самая сильная сторона и специалиста по компьютерной обработке информации, иначе можно было бы сообразить, что роту почетного караула, никогда не примерявшую полевую форму, не отправляют просто так на охрану секретного объекта. Не знаю, выдали ли им тогда полевую форму, но точно не выдали никаких средств защиты. Мало кто остался в живых по прошествии немногих лет, остальные спились.

Правда, чтобы предположить масштаб катастрофы, в тот момент не хватило бы всей логики и фантазии вместе взятых.

Итак, Киев 28 апреля 1986 года. Инфомации - ноль. Но ползут слухи. И мобилизация. Многих вдруг призывают на военные сборы. И голоса… Если бы не «вражьи голоса», мы бы ничего не знали о крупной технологической аварии в Чернобыле. Возможно, крупнейшей… В Швеции(!) зафиксирован повышенный радиационный фон… А у нас? А у нас прекрасная погода, Киев готовится встретить Первомай и Международную Велогонку Мира. И оба события состоялись.

Мой папа в молодости был геодезистом на полигоне в Семипалатинске, он знал, что надо делать: мыться часто, несколько раз в день. Голову мыть ежедневно. Все вещи с себя стирать ежедневно. Влажная уборка ежедневно. Двери и окна - закрыть. Под входную дверь - влажную тряпку. На улицу - не выходить. Пыль - вот самое страшное в первые дни. Забегая вперед, Киев спасло то, что в первые часы после аварии был северный ветер. Досталось Белоруссии.

Телевизор передавал радостные кадры Первомайской демонстрации и велогонки, а тем временем, номенклатура вовсю вывозила себя подальше из зараженного Киева. Когда же все стало явным, уехать было уже невозможно. Проходящие поезда проезжали Киев без остановки, остальные брали штурмом. Бабушки говорили, что такое было в начале войны…

В Киеве началась паника. Беременные женщины массово отправлялись на аборт.

По международным правилам, в случае радиоактивного заражения эвакуации подлежит в первую очередь 30-ти километровая зона заражения, и затем - 150-ти километровая. 2.5 миллионный Киев - в 130 км от Чернобыля. Поэтому правила - в отдельно взятой стране - меняются. Эвакуации во вторую очередь (которая не состоялась) подлежит 100-ти километровая зона.

Праздники закончились, иду на работу в своё НИИ. У входа стоит грузовичок, оказывается мне - туда. Помните добровольные дружины? Ну, чтоб плюс три дня к отпуску? Я участвовала в санитарной дружине. Нас учили оказывать первую помощь населению, если что. "Если что" - наступило. Нас вывезли на расконсервированную по такому случаю железнодорожную станцию Корчеватое. Туда привозили детей из 30-ти километровой зоны заражения, мы, сандружина, проводили необходимые меры и отправляли детей в пионерские лагеря на юг Украины, в чистую зону. Первый поезд вернули. С детьми. На станции назначения Новоалексеевка дозиметрист измерил фон по прибытии поезда. Фон был повышенным. После этого скандала нам было велено тщательнее проводить необходимые меры. А как насчет нас? Какую дозу радиации отхватила сандружина за почти 2 недели? Неизвестно, никто не измерял. И мы даже никакие не ликвидаторы, в смысле льгот. Хотя кормили нас отменно и бутылку каберне на двоих ежедневно выдавали. По слухам - выводит радиацию. Еще население питалось йодом. Считалось, если принимать внутрь обычный йод, то радиоактивный в организме не задержится. Три капли спиртового раствора на пол стакана молока. (Лайфхак - если в молоко капнуть йодом и молоко посинеет, значит порошковое и содержит крахмал.) Детям - раствор Люголя. Сколько? Сколько одна-баба-казала. Никто официально ничего не рекомендовал. Я лично остановила руку одной ретивой мамаши, пытавшейся дать трехлетнему ребенку ложку(!) Люголя.

Когда я вернулась со станции Корчеватое, друзья из института ядерной физики приехали ко мне со счетчиком Гейгера. Счетчик приложили к моим кроссовкам, и он зашкалил. Почти новые кроссовки «адидас» отправились в мусорное ведро.

Ну и из фольклора того времени:

Как надо употреблять каберне для вывода радиации? Три капли каберне на стакан водки - пока не закончится каберне.

В чистом поле сеет трактор
За селом горит реактор
Стронций льется через край
Мы встречаем Первомай.

Запорожец - не машина, киевлянин - не мужчина.

Хотела еще добавить воспоминания моего мужа - зам. командира медицинской роты батальона гражданской обороны , ликвидатора последствий чернобыльской аварии первой категории, он был ТАМ на следующий день после аварии в 5 утра и три недели… Но это уже будет «сказка на ночь».

Чернобыль

Previous post Next post
Up