С театром Гешер я дружу давно, ежегодно приобретая абонемент. Недавно я посмотрела два новых спектакля.
"Книга Царя Давида" Постановка: Евгений Арье
С афиши (сайт театра)
Кем был Давид? Пастухом или главарем банды, преступником или музыкантом, тираном или прогрессивным монархом?
Калейдоскоп слухов вокруг его личности, его сексуальные предпочтения и кровь, которая лилась вокруг него рекой, вынуждает его сына, царя Соломона потребовать написания единственно истинной и авторитетной Книги, достоверно описывающей историю жизни Давида.
Царь Соломон приглашает к себе во дворец историка Эйтана, сына Гошайи, и приказывает ему написать эту Книгу. Если написанное удовлетворит царя, история будет включена в антологию, собранную в то время и дошедшую до нас под более известным названием - Танах.
Встреча наивного интеллектуала и полного интриг царского двора превращается в опасное, полное неожиданных поворотов путешествие по коридорам власти.
Отсебятина, размышлизмы
Гешер давно уже не театр одного режисера, но на спектакли, поставленные Евгением Арье я по-прежнему иду, не читая рецензий и аннотаций. Знаю, что не разочаруюсь. На спектакле "Книга Царя Давида" мы "случайно" встретились с DrNona, Нона уже ставила пост "Игры нашего Престола", где дала подробную рецензию, не буду повторяться. Скажу лишь, что театр Гешер не раз доказывал, что для него нет "священных коров", но замахнуться на царя нашего Давида... Это надо быть сумашедшим или гением. Или Евгением Арье. Хотя в истории о царе Давиде на сцене Гешера, главный герой не царь Давид, а история. Можно ли серьезно относиться к истории? Не является ли она одним из жанров фэнтэзи?
На спектаклях Гешера всегда много молодежи, вот и я часто прихожу с дочкой. Интересно, что если у меня в ходе спектакля первым ассоциативным рядом возникали ассоциации, вызванные относительно недавним прошлым "доисторической" родины, то дочь "увидела" происходящее сейчас на нашей "исторической". Ведь время и место второстепенны. "Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем." Так сказал царь Соломон. Ну ведь так - история была и есть дама политически ангажированная. Историки словно факиры оперируют фактами, вытаскивая из шляпы те или иные, в зависимости от того, какой фокус нужно показать публике. И если такое происходит сплошь и рядом с совсем свежей историей, то что говорить о событиях, которые случились несколько тысяч лет назад? Что было на самом деле? Да и было ли вообще?
Цитата
Правда - это то, что в данный момент считается правдой…
Григорий Горин. Тот самый Мюнхгаузен
Я в 8-м ряду, в 8-м ряду... (о меценатах)
Усаживаясь на наши места в центре 8-го ряда, мы заметили латунные таблички, прикрученные к подлокотникам наших кресел. На табличках было выбито "Recanati". "Реканати - это вино?" - спросила дочь. "Реканати - это город в Италии, а еще банк" - ответила я.
После окончания спектакля, не успели смолкнуть апплодисменты, актеры спустились в зал и стали бурно поздравлять с днем рождения пожилого человека, который скромно сидел в 7-м ряду. Называли его "наш папа", на голову водрузили корону царя Давида, немало смутив. Я не поленилась узнать, кто был "виновником". Исраэль Маков, председатель Ассоциации друзей театра. Я посмотрела список меценатов - Ассоциации друзей театра. Много ли "русских" имен в списке? Нет, к сожалению, пока нет.
"Мученик" Постановка: Лена Крейндлина
С афиши (сайт театра)
Стоит ли умирать за веру? Должен ли святой быть мучеником и каждый ли мученик святой?
Беньямин, ученик старших классов, открыл для себя Б-га. Дни и ночи напролет он размышляет над священными книгами.
Его одноклассница испытывает границы его веры, друг верит в него как в Мессию. Директор школы пытается нейтрализовать якобы подростковый бунт, учительница биологии вступает с Беньямином в личное противоборство. В школе начинается яростный поединок между религией и наукой, между религиозным фанатизмом и фанатизмом атеистическим.
Отсебятина, размышлизмы
Нет, конечно, герой - никакой не мученик и уж, конечно, не святой. Просто выбрал для подросткового бунта религию, а мог бы, скажем, наркотики. Постепенно за цитатами из Священного Писания проступает довольно мерзкая личность жестокого, лживого и беспринципного наглеца. К тому же антисемита. Ну да, герой спектакля "ударился головой" о Новый Завет, а впрочем, это ли важно?
Спектакль начинается с дисклаймера. "Все происходящее не имеет к нам никакого отношения. У нас нет религиозных фанатиков, матерей-одиночек, трудных подростков и глупых учителей".
Ага, именно так. Напомнило. Моя дочь в седьмом классе, когда проходили сотворение мира за шесть дней (на седьмой Б-г отдыхал) спросила учительницу, а как же: большой взрыв, динозавры... Все-таки физико-математический класс. В результате я была вызвана к классному руководителю и меня очень вежливо попросили, чтобы дочь не задавала свои вопросы на уроках Танаха. Учитель не знает как отвечать на такие вопросы...
Увы, иногда путь от религии ведет к фанатизму, а оттуда к фашизму и диктатуре, и как же короток порой этот путь... Герой спектакля прошел его за 1.5 часа без антракта.
Цитата
«В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»
Бенито Муссолини. Доктрина фашизма.
В зрительном зале, в зрительном зале...
В театре Гешер бывает много молодежи, но стайка восторженных школьниц, беспрерывно делавших сэлфи еще у театра, затем в фойе, и затем в зале, явно выбивалась из шаблона. Ларчик открывался просто. В главной роли занят актер Даниэль Демидов - звезда детских телесериалов. Вообще у зрителей этого спектакля есть возможность увидеть на одной сцене всю семью Демидовых: Исраэля-Сашу, Светлану и Даниэля. Но, похоже, у родителей никогда не было таких поклонниц как у сына...